search icoico arrow

Alma Pater

Alma Pater

Законопроект об образовании, который активно продвигает власть, делает вузы полностью зависимыми от министерства Дмитрия Табачника

В конце 2010 года группа в составе семи депутатов (шестеро из которых представляют партии парламентского большинства, а один - БЮТ) подготовили проект закона № 7486-1, который имеет все шансы быть принятым. Народные избранники уже показали, что политической воли, чтобы протолкнуть проект, у них достаточно. 12 января 2011 было назначено заседание профильного Комитета ВР по вопросам науки и образования, на котором должны были рассмотреть документ и определиться, рекомендовать его на рассмотрение депутатов. Однако в указанный день кворума среди членов комитета не было, следовательно рассмотрение перенесли на 13 января. Но и тогда не удалось собрать достаточного количества народных избранников, поэтому комитет объявил перерыв, так и не появившись перед журналистами.

Как оказалось впоследствии, заседание все же состоялось, на котором было рекомендовано отклонить законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О высшем образовании» Юрия Мирошниченко и рассмотреть другой, представленный семью депутатами. Решение принял комитет, первым заместителем председателя которого является один из авторов Максим Луцкий, а секретарем - другой автор, Екатерина Самойлик (руководитель комитета Владимир Полохало находится на больничном после инсульта).

Впоследствии народный депутат, член комитета Леся Оробец направила депутатский запрос на имя председателя Верховной Рады с просьбой отреагировать на фальсификации заседания комитета от 13 января. Теперь слово за Владимиром Литвином и Комитетом по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности ВР. Однако рассмотрение депутатского запроса никак не препятствует движению законопроекта в сессионный зал. Поэтому можно ожидать, что на ближайшей сессионной неделе в начале февраля документ будет внесен в повестку дня. Некоторые эксперты отмечают, что голосование за него может стать символической точкой в вопросе образовательной «реформы». Т.е. в духе последних законотворческих традиций документ быстро рассмотрят в первом и втором чтении и в конце концов примут в целом.

Автономия через тотальный контроль


Разработчики проекта закона о высшем образовании подчеркивают, что вузы получат настоящую, а не мнимимальную автономию, но за «... существование определенного ограничиваемого контроля и распорядительного воздействия со стороны Министерства образования и науки Украины». Впрочем, анализ законопроекта наталкивает на вывод, что для реальной автономии места не нашлось - ряд положений скорее ограничивают права высших учебных заведений. В частности, это касается избрания руководителя (ректора, президента, директора). Если закон будет принят в изложенной редакции, то выборы будет организовывать Министерство образования и науки Украины или другой соответствующий орган центральной власти, которому подчинено учебное заведение. Также он будет утверждать и увольнять с должностей руководителей вузов. Процедура избрания прописана достаточно подробно, однако практика, которая была применена при назначении ректора Донецкого национального университета, подтвердила возможность влияния на результат, несмотря на решение коллектива. Новшеством является также ограничение срока непрерывного пребывания руководителя вуза на должности. Так, одно лицо имеет право баллотироваться максимум дважды и занимать должность десять лет (или 14 для вуза со статусом национального). Неудивительно, что эта норма применяется для учебных заведений всех форм собственности: даже в частном ВУЗе эффективный менеджер может возглавлять его определенный срок, чем, по сути, ограничивается право собственника.

Не менее странными являются нормы относительно жесткого контроля за содержанием образовательных услуг. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти (т.е. профильное министерство) сам разрабатывает и утверждает образовательно-профессиональные (образовательно-научные) программы по каждой специальности. А значит, именно этот орган и будет определять содержание дисциплин, последовательность изучения, перечень знаний и умений, учебников и других материалов, критерии итогового контроля. Такой подход калькирует жестко унифицированную советскую систему образования.

Вызывает удивление и подход к градации высших учебных заведений. Законопроект предусматривает следующие типы вузов: университет (классический и профильный), академия, колледж, профессиональный колледж. А критерием для зачисления заведения к тому или иному типу должно стать количество студентов, которые в нем учится. Если бы, например, Гарвардский университет, долгое время занимал первое место в известных мировых рейтингах (в 2010-м - № 2 в рейтинге QS), был вынужден подчиняться этому правилу, он не имел бы шансов стать классическим университетом. Ведь законопроект требует 10 000 студентов, а в Гарвардском университете их только 6700. И неважно, что там работает 2100 преподавателей и свыше 10 000 аспирантов и библиотека вуза по численности является четвертой в мире (16,2 млн книг).

Кстати

Концепция, возмущает научную элиту и вдохновляет провинциалов

Путанной «филькиной грамотой» выглядит еще один документ ведомства Дмитрия Табачника - Концепция языкового образования в Украине, представленная в конце декабря 2010

Документ Минобразования открывает широкое поле для языковых манипуляций. Так, в частности, в Концепции не приведено определение таких ключевых терминов, как «государственный язык», «родной язык», «иностранный язык», «язык меньшинств» и т.д. А вот статус русского там, как в советские времена, выведенный на уровень языка межнационального общения (а не языки нацменьшинств). В то время как значимость украинского заметно нивелирована. Согласно Концепции язык обучения каждый может выбирать по своему усмотрению, поэтому образование на государственном языке становится не приоритетным для Министерства.

В научных кругах всерьез сомневаются в профессиональности разработчиков такой Концепции. И действительно, в рабочую группу, работающую над документом, относятся преподаватели достаточно «рейтинговых» вузов: Крымского республиканского института последипломного педагогического образования, Южноукраинского регионального института последипломного педагогического образования и т.д. Так, по их мнению, на русском языке ежедневно обучаются 67% граждан Украины.

Вместе профессура таких вузов, как Киево-Могилянская академия и Университет имени Карпенко-Карого (в частности, Вячеслав Брюховецкий и Вадим Скуратовский), Львовского университета, так оценивает языковую Концепцию Минобразования: «В случае её принятия Концепция внесет хаос в систему образования, затормозит ее развитие и углубит раскол украинского общества на языково-культурной почве ». Впрочем, к советам научной элиты в министерстве вряд ли прислушаются - срок приема замечаний от общественности истек уже 20 января.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.