search icoico arrow

Будущее - это мы

Так пишут в своих сочинениях ученики этой школы.

В городе Королеве ровно десять лет назад открылась экспериментальная частная школа. Через два года ее забрал под свое крыло муниципалитет, а на сегодняшний день для того, чтобы стать ее учеником или учителем нужно пройти конкурс и доказать, что ты этого достоин: быть членом команды "Российской школы". Директор Татьяна Адимирикановна Гусева и ее коллеги примут выбранного ими кандидата в свой коллектив, если, конечно, почувствуют, что он - их единомышленник.

Здесь высокий уровень образования: в арсенале школы передовые образовательные методики. По духу и устремленности "Российскую школу" условно можно сравнить с самым известным учебным заведением из истории отечества - Царскосельским лицеем. Тот знаменитый лицей готовил не профессионалов, а государственных мужей. Ту же самую дорогу избрали себе и педагоги Королевской школы. Здесь все должно быть нашим - решили они с самого начала: отечественная архитектура (поэтому одно из зданий - бывшая усадьба ХIХ века); российская педагогика - воспитание добром, а не ломка ребенка через колено; много русской литературы, родного языка; преподавание истории Руси сразу с того возраста, когда малыши только научатся читать. Это должна быть школа радости, доброго образования, человечной учебы - на это были направлены все авторские методики и директора, и ее коллег.

Дети здесь учатся с восьми утра и до пяти вечера. В школу и обратно их возят на автобусах (иногородних и москвичей доставляют сами родители). Учебный день такой долгий потому, что здесь преподается не только математика, литература или химия, но и театральная эстетика, хор, бальные танцы, есть студия скульптуры, ансамбль народных инструментов... Художественное воспитание - еще один постулат школы. Век физиков и лириков канул в Лету. Инженерный подход в образовании исчерпал себя - сейчас на первый план вышло гуманитарное обучение. Так считает учительский коллектив "Российской школы". Педагоги боятся украсть у ребенка хоть один шанс: пусть тот попробует все, где-то обязательно окажется талантлив. К тому же искусство объединяет, это отличный повод для неформальных встреч и дружеского общения.

Здесь форма у учеников приятных цветов и оттенков, она шьется по специальному заказу, а не приобретается на оптовой базе. Светлые деревянные столы, за которыми сидят на уроках, абсолютно чистые, без надписей и рисунков. Всех детей называют по именам. Ученики отвечают на вопросы учителя кто сидя, кто стоя. Если кому-то понадобилось выйти - вышел, потом тихо вернулся, никому не мешая. Непринужденность в отношениях не означает фамильярности и полного отсутствия дисциплины. Просто это новый, более высокий уровень отношений. Это диалог на равных.

На видном месте висит "Кодекс школьной чести". И самый первый лозунг: "Будь добр!" - несколько нестандартен, не правда ли? Один из его авторов кодекса - Л. В. Любезнова, директор реабилитационно-художественного центра "Российской школы". Вообще-то, 20 % работников - не педагоги. Сюда после того, как начались повальные сокращения в космодроме Королева, пришли на работу люди, не имеющие опыта обучения детей: конструкторы, инженеры, технологи - бывшие "небожители", бывшая элита научной мысли. Многие из них стали социальными педагогами - классными дамами и наставниками, часть других закончила со временем педвузы и теперь ведет уроки мастерства, как и другие профессиональные учителя.

Здесь четыре отделения: изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыкальное, театральное и танцевальное. Внутри еще с десяток градаций от росписи по дереву до струнного оркестра, от литературной студии до академического хора. И хор в школе также важен, как и математика. Это только поначалу приходится объяснять недовольным родителям, а потом их дети втягиваются в необычный учебный процесс и уже не возмущаются, что их так "художественно" загружают. Здесь хотят, чтобы люди культурой пользовались, пусть в разной мере, но все от нее что-то получали. Чтобы поход в музей из тяжелой повинности превращался в радостное путешествие, и его ждали бы и готовились не меньше, чем к новогоднему балу.

Ученики школы учатся украшать жизнь: сидеть не просто на стуле, а на красивом, сделать не просто полку, а произведение искусства. Шедевры деревянного творчества - это гитара и настоящая дверь с шутливой надписью "Руками не трогать!", ведущая в класс - их с гордостью демонстрируют всем гостям. Здесь физкультура с элементами хореографии. У учебного театра свой учитель - режиссер местного ТЮЗа. Жить играючи - вот, что нужно и детям, и взрослым. Здесь живут и играют.

В отдельном здании учатся малыши: от 2,5 до 6 лет. Это прогимназия. Каждый день они занимаются по четыре часа. Они уже вполне уверенно читают, рассказывают кое-что о древнерусской архитектуре, понимают по звону "о чем звонит колокол", слушая музыку, узнают голоса птиц. Они рисуют сказки и лепят из глины. Кстати, из белой глины лепят, обжигают ее, раскрашивают кобальтом свою гжель и ребята старших возрастов. Классом скульптуры заведует В. В. Смирнов. Историю тоже по своей методике ведет М.В.Филатов. Его курс рассчитан на три года. Старшеклассники вместе с учителем исследуют сначала культы древнего мира, затем национальные и мировые религии. Чтобы знания были более полными, есть еще один курс "Мир художественной культуры". Есть и Закон Божий - но только для желающих, всем ученикам его не навязывают.

У завуча школы Е.С.Лохман учащиеся пишут математические диктанты под копирку: один экземпляр учителю, другой себе. Для того, чтобы прямо тут, на уроке, решив те же задачи, они смогли бы поставить себе оценку сами. И учиться интереснее, и видно, в чем допустили ошибку, где и что нужно исправить. Контрольных по математике не боятся ни дети, ни их родители. Билеты учитель составляет разноуровневые, примеры и задачи предлагает каждому свои, персональные.

Руководитель шахматного курса "Российской школы", мастер ФИДЕ Г.С.Лазарев ведет предмет "Шахматы". Все без исключения дети должны попробовать себя в этом спорте. Шахматы мобилизуют человека, учат владеть собой, развивают интуицию, помогают в освоении других дисциплин. Учитель пишет сейчас книгу - не только для учеников своей школы, но и для всех школьников в стране.

Отдельно нужно сказать о совсем особом эксперименте Королевской "российской школы". В ее основу изначально было заложено совместное обучение детей больных ДЦП и здоровых ребят. Эти больные ребятишки в нашей стране - как изгои, они живут как будто на другой планете, нормального детства у них нет, они помещены в специнтернаты и не видят, что происходит за их стенами. А ведь все дети могут и должны развиваться все вместе, им полезно и важно общаться друг с другом, находиться в одном жизненном пространстве. Одним - чтобы стать добрее и мудрее, другим - чтобы легче войти в социум. Мало ли, что принято в нашей стране их раздельное обучение и существование! Плохие и несправедливые традиции нужно ломать, и "Российская школа" успешно занялась этой ломкой. И во что здесь выявили: если совместное обучение больных и здоровых детей начинается с первого класса, то не возникает проблем агрессии, неприятия, отчуждения одних от других. Если больные приходят, к примеру, к пятиклассникам, то они адаптируются друг к другу хуже. Из 80 больных ДЦП ребят, живущих в Королеве, здесь учится уже больше половины. Их учеба зависит от степени поражения организма: есть дети, которые идут вровень с другими, есть те, кто не успевает, у всех есть дополнительные педагоги. И все они учатся в реабилитационно-художественном центре. Кроме чисто лечебных процедур, дети лечатся искусством. Резьба по дереву, лепка - это и развитие моторики, и разработка рук, и психологическая помощь. Математику и русский язык для них преподают индивидуально. Они занимаются по тому же учебнику, что и весь класс и знают предмет почти так же. Просто темпы у них другие, их учат "малыми дозами". Они больше устают, чем здоровые ребята, на них очень влияют перемены в погоде: некоторым из них лучше думается при солнышке, другим в дождь, а весной тяжело и тем, и другим. В школе уже образовались и "пары". А есть те, кто закончил учебу, женился и родил своих детей. И это здоровые дети!

Введя у себя "финансовую единицу" социального педагога, Татьяна Гусева тоже рисковала: таких прецедентов в российских школах нет. Социальный педагог - это воспитатель, у которого нет других обязанностей, кроме общения с ребятами, помощи им в решении многочисленных проблем. Он устанавливает контакты с администрацией, педагогами и родителями. Основная задача: дружить с детьми и любить их. Социальная педагогика - это адаптация человека в обществе. От успешности ведения этого "предмета" зависит, будут ли дети коммуникабельными, порядочными, сумеют ли работать и захотят ли думать не только о себе. Лишних знаний о детях у социального педагога быть не может. Он беседует с ребятами на все житейские темы, о дружбе, любви, семье, лидерах и изгоях. Дети пишут письма учителям и директору, заполняют анкеты: захотел - написал, не решился - не подписал, засомневался - попросил, чтобы все написанное осталось в тайне. Такие анкеты директор сразу после прочтения уничтожает, все: улитка закрыта.

60 процентов школьного бюджета оплачивает муниципалитет Королева. Остальное добавляют родители и спонсоры. За каждого ученика платят в месяц 1.200 рублей. 15 процентов дополнительных средств получает школа за авторские программы, работать по которой имеют право все. Еще 15 процентов доплачивается за работу в режиме эксперимента: совместное обучение здоровых и больных детей. Руководство научилось правильно распределять все деньги: внешкольную работу сделало школьной, оплатив таким образом художественное воспитание детей. Социальный педагог в финансовом отчете - это воспитатель группы продленного дня. В общем, сложили все средства, причитающиеся 500 ученикам любой отечественной школы, и перераспределили в соответствии со своими целями и нуждами.

Сегодня "Российская школа" находится на рубеже масштабного социально-педагогического проекта - "Российского Кембриджа". Спроектировал новую школу будущего сам ректор Архитектурной академии В.П.Кудрявцев, вместе со своими студентами. Уже найдено место, где будет строиться российский Кембридж - в Сосновом бору. Сейчас эта территория находится в запустении. Но создателям "Российской школы" это не в новинку: они в свое время уже самоотверженным трудом отремонтировали семь зданий опустевших детских садов, где учатся их дети, в том числе и летний открытый лагерь "Лесное озеро" и спортивный зал одной из фабрик. На месте разрушенной бывшей усадьбы в Сосновом бору авторы проекта видят четыре красивых современных двухэтажных дома, приусадебное хозяйство с собственной конюшней (верховая езда будет одним из предметов в учебном расписании), свою обсерваторию, собственный телецентр. В 2003-м, как они надеются, дети уже смогут здесь учатся. А пока они учатся, играют и творят в маленьких домиках, ставшими им за 10 лет родными. Они растут, и вместе с ними растет Королевская российская национальная школа - прообраз школы будущего.

Смотрите так же:

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.