search icoico arrow

CFO - Человек, который понимает все

CFO - Человек, который понимает все

Наиболее укрупненное представление о роли и задачах финансового директора предложил финансовый менеджер компании SABMiller Игорь Миронов (работает в сфере управления финансами 11 лет. За это время у него сложилось не только собственное представление о роли финансового директора в компании, но даже и некая общая схема работы руководителя- финансиста).

— Задачи финансового директора постоянно меняются. Я бы сказал, что работа финансового директора, подобно пирамиде, складывается из различных блоков. Фундамент этой пирамиды — постановка бухгалтерского учета, то есть та работа, которой приходится заниматься любому финансисту. Далее необходимо разобраться с налоговым учетом и отчетностью: на основе этого осуществляется анализ финансовой деятельности, после чего строится управленческий учет. Следующим уровнем является создание бизнес-процедур и выработка корпоративной политики — некой внутренней среды развития компании. Затем создается информационная система и осуществляется автоматизация. Ну а венцом всей пирамиды является оптимизация и усовершенствование всех этих процессов. При этом процесс оптимизации может быть бесконечен, поскольку нет предела совершенству.

Чем больше финансовый директор работает, чем дольше существует компания, тем дольше идет интеграционный процесс. А пирамида считается построенной только тогда, когда все ее блоки сложены и оптимально взаимосвязаны друг с другом. Если есть какие-то сильные стороны (допустим, информационная система) и недостатки (например в бухучете), то со временем и информационная система начнет барахлить. Также невозможно, например, заниматься оптимизацией, если отсутствует управленческий учет и плохо поставлен анализ финансовой деятельности. Все предприятия, на которых я работал, добивались больших успехов, и я с гордостью могу сказать, что в любое из них меня приглашают и сейчас. Я поддерживаю с ними связь, встречаюсь с руководством. Я стараюсь строить хорошие человеческие отношения и считаю, что работа финансового директора — это не только цифры и от- четы на бумаге, но, прежде всего, работа с людьми.

— Наших читателей интересует опыт практиков, конкретные схемы…

— Могу привести одну схему, которую мы успешно применяем на своем предприятии, это своего рода “ноу-хау”, но я буду рад рассказать о ней своим коллегам. Допустим, компания-производитель торгует оптом продуктами или товарами широкого потребления. Как правило, в этом случае компания передает оптовым покупателям (магазинам, ресторанам, кафе, барам, гостиницам) для продвижения своей продукции основные средства (оборудование — холодильники, морозильные прилавки, стенды для выставления продукции) в безвозмездное пользование. Однако такое оборудование не подлежит амортизации в целях налогообложения*. Учитывая, что стоимость переданного в безвозмездное пользование оборудования может быть достато чно большой, потери от непризнания амортизации в целях налогообложения могут также оказаться существенными (в виде излишне уплаченного налога на прибыль). Эту ситуацию можно законно обойти с помощью специальной схемы обмена взаимными услугами между компанией и оптовым покупателем. Для этого заключается возмездный договор аренды на оборудование, устанавливаемое у покупателя. В этом договоре определена цена за аренду, равная амортизационным отчислениям передаваемого оборудования. Одновременно компания заключает договор на оказание покупателем рекламных услуг по продвижению продукции компании по цене, аналоги чной цене, указанной в договоре аренды.

Таким образом, по данным операциям не происходит движения денежных средств. И у компании, и у покупателя НДС, начисленный к уплате в бюджет, совпадает с налоговым вычетом, а начисленный доход равен произведенному расходу, то есть не возникают налоговые последствия.

Для покупателя подобная ситуация аналогична безвозмездному использованию оборудования компании. А вот для компаниипроизводителя налоговая ситуация значительно улучшается. На переданное в аренду оборудование начисляется амортизация в целях налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Иначе говоря, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму амортизации оборудования, переданного покупателю, и компания экономит значительные средства. Финансовому директору, с одной стороны, не стоит зацикливаться на тактических, рутинных вопросах (очень часто хочется заниматься только информационными технологиями или только анализом, или только бухгалтерским учетом). Нужно оставлять время для решения вопросов, касающихся компании в целом.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.