search icoico arrow

Чему учат в школе?

Чему учат в школе?

К тому же сия мудрость была изречена на заре нашей эры, в эпоху бесчинств Калигулы, войн и интриг. Сегодня, в общем-то, мир живет иначе...

За 2 тысячи лет изменились взгляды, нравы, культура и быт. Изменились так же классические понятия человека умелого и разумного, добавилась новая популяция человека образованного.

Незыблемыми же остались парадоксы. Большинство учащихся старших классов просто не задумывается, для чего им нужно образование. Известный призыв «учиться, учиться и еще раз учиться» современными школьниками воспринимается как анекдот, а народное убежденье «век учись – дураком останешься» – слывет едва ли не пророческим предсказанием.

Родителям здесь не позавидуешь. Им приходится решать, как смоделировать успешное будущее своего ребенка, какую школу выбрать, чтобы раскрыть все таланты и способности отпрыска, определиться, на что его ориентировать.

В наше время задуматься есть над чем: в одном только Днепропетровске 158 общеобразовательных школ, 12 из них с углубленным изучением отдельных дисциплин. Помимо них, имеется еще 5 государственных лицеев и столько же гимназий, 10 учебно-воспитательных комплексов, 22 частные школы.

Из подобного перечня выбирать можно долго. Впрочем, далеко не все родители определяют своих чад в лучшие классы. Жители окраин и сел – кто по традиции, а кто в виду уж слишком большой отдаленности от города – предпочитают обучать детей, где ближе. Да и население центральных районов не всегда придает значение уровню и статусу школ. В итоге по объему получаемых знаний учащиеся изначально оказываются в неравных условиях.

Вместе с тем, считает Людмила Федорьян, директор школы с углубленным изучением английского языка и физики, даже самая лучшая школа – еще не стопроцентная гарантия блестящего образования. Многое зависит от преподавателей и, в первую очередь, от самого ученика.

Как известно, существуют различные мотивации учебы: бывает, хотят родители, а ребенок - нет. Результат, как правило, оказывается плачевным. Можно привести массу примеров. Когда школьнику нанимали репетиторов, вбивали в его голову колоссальные объемы знаний – и все оказывалось напрасным: насильственное обучение редко приносит пользу. Можно найти минусы и в государственном, и в частном образовании, которые к тому же усугубляются нежеланием школьника учиться.

Бывают, к примеру, казусы с платным обучением. Ребенок думает, что если за него перечисляют деньги, следовательно, заниматься не обязательно. Так называемый синдром «новых русских». Здесь важна позиция родителей – как они отреагируют на появление подобных умозаключений, какие сделают выводы. Им решать, чего они хотят для своего ребенка – добиться того, чтобы он мог самостоятельно завязывать собственные ботиночки или подготовить к жизни при которой за него это будет делать няня, а он при этом станет пинать ее ножкой.

Однако хорошая школа и желающий учиться ученик еще не все составляющие эффективного образования. Многое зависит от учебных программ.

«Я полагаю, что современное реформирование среднего образования не вполне продуманно», – убеждена Людмила Федорьян. – Переход на 12-летнее обучение предполагает специализацию, но в то же время мало внимания уделено психологической подготовке. Нельзя забывать, что мир, в который вступают нынешние выпускники, резко отличается от того, в котором в свое время учились мы. В школах сегодня обязательно должна читаться психология, социальная психология, философия. Дети должны быть максимально подготовленными к будущей жизни».

Современные школьники сегодня как никогда подвержены апробации европейских и американских методик, образовательных схем. Это называется «интеграцией в западную систему образования». Некоторые педагоги, внедряя новое, пытаются сохранить также имеющиеся наработки – для этого используют в качестве учебных пособий не только зарубежные, но и собственные труды. Учащимся приходится самостоятельно прокладывать путь к истине, пробираясь сквозь информационные дебри. По мнению учителей, многие школьники сегодня довольно легко отделяют зерна от плевел, свободно ориентируясь в потоках новых сведений.

В обновленной системе образования в Украине многое является загадкой. Но уже очевидно одно – к одиннадцатому (пока) классу будущие абитуриенты станут являть собой весьма разношерстную публику. Уровень подготовки выпускников обычной школы уже сейчас оказывается ниже, чем у их ровесников, окончивших лицей или гимназию – что подтверждается контингентом поступающих в вузы.

– Чего греха таить, – констатирует директор, – на определенные факультеты есть шансы поступить преимущественно у выпускников специализированных классов. В будущем, возможно, чаши весов уравновесятся, поскольку вдумчивых и серьезных педагогов немало и в общеобразовательных школах.

Но пока этого не происходит. Наблюдать приходится если не закономерность, то стойкую тенденцию: спецшколы стремятся выпускать своих воспитанников во всеоружии – с хорошим знанием иностранных языков, отдельных дисциплин и компьютера. В то время как обладатели аттестата обычной СШ многого просто недополучают. Им, да и то не всем, а лишь желающим, предстоит наверстывать упущенное. Причем уже не в школе, и не бесплатно. Понятие равных возможностей в этом смысле оказывается очень спорным. Возможно, поэтому у «среднестатистического» выпускника сегодня нет уверенности в завтрашнем дне.

Похоже, с каждым годом «естественный отбор» станет проявляться явственнее. Не только родителям, но и самим школьникам необходимо будет разобраться задолго до выпускного – чему, как и для чего учиться, какие приоритеты выбирать, с чем идти в мир. В противном случае скептические выводы римского философа Сенеки окажутся справедливыми – спустя почти два тысячелетия.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.