search icoico arrow

Что по озеру плывёт? (Обучающая литература сегодня)

Можно ли учиться весело? Можно и нужно! И, кажется, эта истина не требует уже доказательств, хотя ещё совсем недавно я сама написала кучу статей о том, что игра и сказка не мешают, а помогают обучению.

Что же происходит у нас в стране с детской обучающей литературой?

В 1991 году Эдуард Николаевич Успенский выступил с идеей – сделать весёлые учебники по всем предметам. Это была воистину новаторская и смелая идея, потому как в советское время представить себе, чтобы учебник мог быть весёлым, было просто невозможно. Учебник должен был быть правильным, грамотно составленным, методически продуманным, но при этом почему-то удручающе скучным.

И тут – 91 год – устои рухнули. Появилась возможность издавать, как тогда говорили, альтернативные учебники. Эдуард Николаевич создал тогда издательство «Самовар» - с этой самой блистательной целью: самим «варить» учебники нового типа (Ведь Успенский придумал и сделал когда-то «АБВГДейку и «Радионяню»!). Идею эту поддержал тогдашний зам. министра образования Александр Григорьевич Асмолов. И это было очень здорово!

Тогда я, молодая учительница, вчерашняя студентка, пришла к Успенскому и стала делать для «Самовара» весёлые учебники по русскому языку. С тех пор у меня вышли книги: «Здравствуйте, Имя Существительное», «Доброе утро, Имя Прилагательное», «Здравствуй, дядюшка Глагол», «Привет, Причастие» и «Как живёшь, Наречие?» Шквал писем от учителей, родителей и ребятишек подтвердил, что такие книги нужны, что их используют на уроках, что их читают дома как сказку и при этом изучают что-то новенькое по русскому языку.

Из той же идеи Успенского выросли всем известные задачники Г. Остера и «Мои географические открытия» А. Усачёва. Книжки отличные, но, строго говоря, не совсем учебники.

В это же самое время (начиная с 1993-94 г.) вдруг обучающие книжки стали появляться, как грибы после дождя. Учителя, накопившие хоть какой-то творческий материал, стремились скорее его опубликовать. Издатели, разобравшись, что словосочетание «весёлый учебник» на обложке приносит деньги, бросились издавать всё, что хоть как-то смахивало на обучение или что хоть как-то смахивало на веселье. Оказалось, что совместить то и другое в одной книжке на самом деле не так-то легко. Надо быть грамотным специалистом-предметником, владеть методикой и при этом обладать хорошим слогом и талантом детского писателя. В противном случае получается одно без другого: либо учёба без всякого интереса, либо безудержное веселье, но без настоящего обучения, а так – рядом с ним.

В 1997 году меня пригласили в издательство «АСТ» поработать в проекте «Игры на уроках». Нужно было придумать игры для уроков русского языка в 5 классе. В работе там уже была рукопись одного автора, написанная ужасающим языком, где предлагались такие, например, игры. «Рыболов». Учитель должен обеспечить своих учеников настоящими длинными деревянными удочками (сделать их предлагалось на уроках труда), потом склеить из бумаги много-много кубиков, написать на них приставки, корни, суффиксы и окончания. Поставить парты буквой П и всем вместе ловить! Из наловленного складывать слова. Тот, кто сложил, начинает об этом рассказывать, но если он сложил слово неправильно, ему говорят, что рыбак врёт, и перестают слушать…

Я читала всё это и как практический учитель пыталась представить, как всё это происходило бы на уроке. Дети, размахивая удочками, пихаются и каждую минуту могут ткнуть соседа в глаз, эти злополучные кубики не насаживаются на крючки, а уж если насадились, то надо ещё суметь сложить из них какое-то слово, ведь не из каждого сочетания приставок и суффиксов что-то путное получается! Но вот кто-то сложил, а его не слушают, он де врёт! Дурдом! Кстати, покажите мне учителя, который по доброй воле займётся изготовлением этих самых удочек и кубиков (при его безумной почасовой загрузке и куче непроверенных тетрадей!) А главное – зачем всё это? Игра должна помогать уроку, а не мешать ему!

В той же рукописи предлагалась ещё подвижная игра в поэтов. Как это? Эстафету себе представляете? Две или три команды. В руках у играющих мел. Надо добежать до доски, сочинить там какую-нибудь стихотворную строчку, записать её и сломя голову мчаться назад, передать мел следующему игроку, чтобы тот тоже, долетев до доски, быстренько создал какой-нибудь шедевр в рифму… И так кто быстрее. Да, великие стихи получились бы на бегу! Да ещё писк, вопли, беготня – сорванный урок… И опять – зачем всё это? Какая тема? Какой этап урока? Объяснение? Закрепление?

Цитировать эту рукопись можно было бы долго. Там все игры такие. Мне было предложено соседствовать со всем этим под одной обложкой. А чтобы разница не так бросалась в глаза – переписать предложенные игры литературным языком. Когда я пыталась объяснить директору проекта, что здесь практически нет игр, которые реально можно было бы использовать на уроках, она отвечала что-то невразумительное. И автор той рукописи, и директор проекта были людьми далёкими и от школы, и от живых детей, и от преподаваемого предмета. К сожалению, такая ситуация – не редкость в издательствах.
Книга эта готовилась к печати, и лишь неожиданно разразившийся дефолт не дал ей выйти. Впрочем, может быть, она уже издана в каком-нибудь другом издательстве. Не знаю.

За последние годы на прилавках появилось громадное количество всяческих азбук. Кстати, в своё время стихотворные детские азбуки писали такие классики детской литературы как С. Маршак, Б. Заходер, В. Берестов и другие. Мне вообще кажется, что безупречную азбуку в стихах создать невозможно, хотя бы потому, что есть буквы, на которые слова вообще не начинаются (Й, Ы, Ь, Ъ). Стихотворные азбуки всегда хромают. Мне лично кажутся более удачными азбуки в прозе, где буква ассоциируется с какими-нибудь предметами (Т похожа на молоток и на гриб, О – на тарелку, на бублик, на колёсико, на воздушный шарик). Таковы, например, «Букварёнок» Г. Юдина и «Буковка за буковкой» Е. Шабельника. Это совсем другой подход. Дело в том, что оба автора – профессиональные художники, и они идут от картинки, от изображения.

Кстати, тем же приёмом пользовалась и я, создавая свои весёлые учебники по русскому языку. Я придумывала образ человечка-части речи. Например, старенький волшебник Имя Существительное может превращаться в разные ПРЕДМЕТЫ. Рисовала волшебника, рисовала предметы (книжки свои оформляла сама), дальше всё это обрастало примерами, упражнениями, сюжетом.
Но вернёмся к азбукам.

Издатели, словно ополоумев, делали и делают новые и новые азбуки. С такими, например, стихами:

А стоит на остановке,
Б орешки всё грызёт,
В течёт, течёт из крана,
Г по озеру плывёт.

Как вам этот текст? Догадываетесь, что плывёт? А кто грызёт?
Среди детских писателей даже шутят, что писать азбуки – нынешняя заразная болезнь. И только ленивый их не писал. Один замечательный и известный детский писатель недавно сказал мне в приватной беседе: «Я, Танечка, поддался, написал азбуку на заказ. Теперь ужасно жалею. И если что-то такое предлагают – отказываюсь. Потому что ходят слухи, что я ужасно богатый – раз отказываюсь от работы».

Недавно заказали азбуку и мне. «Зачем? - удивилась я. – Рынок ими перенасыщен!» - «Директор издательства считает, что это принесёт прибыль!» - ответили мне. Я стала думать, что бы включить в азбуку такого, чего ещё никто не делал. И кое-что придумала.

Но, к счастью, проект не состоялся: мне принесли уже изданную книгу с совершенно неинтересными рисунками и предложили заменить убогие стишки, которые там были, на какие-нибудь другие. Мои слегка новаторские поползновения были зарублены на корню. О чём я, в общем-то, не жалею, т.к. в работе у меня три книжки по русскому языку и две по арифметике.
Обобщая всё вышесказанное, я хочу сказать, что обучающей литературы сейчас, безусловно, много. Но халтуры и барахла тоже полным-полно, т. к подчас пишут и редактируют всё это люди, не имеющие никакого отношения к «преподаваемому» предмету.

Впрочем, есть немало действительно достойных, талантливых, грамотных и полезных книг. Просто прежде чем покупать, разглядите такую книжку хорошенько, посоветуйтесь с продавцом в магазине. И учитывайте советы тех, кто уже купил что-то стоящее или открыл для себя хорошего автора.

Желаю удачи!

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.