search icoico arrow

Что такое интернет?!

Что такое интернет?!

Цель исследования – выявить, с какими представлениями о сети Интернет и ее значении для современного общества приходят к нам наши слушатели. Но прежде чем перейти к конкретике, несколько общих замечаний.

Обозначенный выше вопрос является отнюдь не однозначным. Такое явление современной жизни, как глобальная компьютерная сеть Интернет по-разному оценивается представителями нашего общества. В том числе, приводятся и резко отрицательные мнения. Например, Интернет – это лишь потеря времени, Интернет – это высокотехнологичный наркотик для умственно отсталых .

Сколь широк спектр мнений о сети, наглядно демонстрирует К.В. Шапиро в своей статье «Интернет – морали нет?» , опубликованной в первом номере электронного журнала «Вопросы Интернет-образования». Некоторые из представленных здесь мнений (как положительные, так и отрицательные) были оформлены нами в виде презентации, которая демонстрируется слушателям центра на одном из занятий.

Однако вернемся к нашему исследованию. Итак, на протяжении вот уже почти полугода в учебном классе №2 проводится акция под названием «Интернет – это…». Смысл в следующем. В первый день обучения слушателю выдается бланк с надписью «Интернет – это:» . Далее преподаватель обращается к слушателям с просьбой закончить фразу, сформулировав свое определение сети. При этом преподаватель обязательно подчеркивает, что нужно характеризовать всемирную паутину не с технической точки зрения (например, огромное количество компьютеров, связанных средствами передачи данных), а с точки зрения ее значения для общества в целом и для системы образования в частности.

Отметим, что большинство слушателей, приходящих к нам, не имеют даже минимального опыта работы в Интернет. На этот случай преподаватель обязательно подчеркивает, что ответы из разряда «Интернет – это то, о чем я пока не имею собственного представления» вполне допустимы.

Итак, перед нами 148 бланков с определениями слушателей Орловского РЦ ФИО. За полгода в наших стенах проходили обучение учителя-предметники, директора школ, начальники и специалисты отделов образования, преподаватели вузов, журналисты, работники социальной сферы, специалисты центров психологической помощи. Из учителей-предметников у нас побывали преподаватели практически всех дисциплин школьной программы: учителя математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, истории, русского языка и литературы, иностранных языков, экономики, психологии, физической культуры, технологий, ОБЖ, учителя начальных классов. Люди разные: жители областного центра и представители глубинки, педагоги с многолетним стажем и вчерашние студенты. Перед всеми был поставлен один и тот же вопрос.

И вот что получилось… Большинство слушателей отмечают, что Интернет – это возможность работы с информацией. Слово «информация» вообще является самым популярным в ответах. Оно присутствует в 89 бланках, что составляет 60,1% от их общего количества. Одно из наиболее лаконичных определений: Интернет – это источник информации. Некоторые из отвечавших подчеркивают, что сеть – не просто информация, а возможность быстрого и легкого доступа к ней. Вот, например, как отвечает учитель биологии: Интернет – это возможность получить нужную информацию, затратив минимум времени. Или же так: Интернет – это море информации, которую, при желании, можно легко получить. Общий характер ответов, имеющих «информационную направленность», выражает следующее достаточно развернутое и нестандартное определение: "Если существуют понятия: мир музыки, мир поэзии, мир искусства, то правомерно считать, что Интернет – это мир информации". Кстати, так ответил один из работников отдела управления образования.

Далее перейдем к ответам с несколько иным акцентом. Примерно каждый пятый слушатель (21,6%) определил сеть как средство общения, обмена информацией. Наиболее характерные ответы данной категории: Интернет – это форма общения современного человека; Интернет – это возможность интересного общения; я мало что знаю об Интернет, но думаю, что это общение; Интернет – это библиотека и средство общения.

Слово «библиотека» также нередкий гость на бланках анкет: Интернет – это электронная библиотека; Интернет – это всемирная библиотека; наконец, Интернет – это библиотека электронная с фондом - размером - объемом с Земной шар. Здoрово сказано, правда?

Вообще, разнообразие слов и словосочетаний, используемых при определении «сети сетей», велико. В данной части статьи постараемся шире охватить спектр применяемых терминов. Произведем, так сказать, нарезку из слушательских ответов. Итак, Интернет – это, в том числе, новые знания, экономия времени и сил, данные о развитии науки, быстрая связь, информационная паутина, помощник человеку, база данных, путь к познанию и развитию, возможность расширить кругозор, поиск единомышленников, хорошая вещь (!), возможность повысить профессиональный уровень, возможность все знать, справочник, знакомства, возможность самообразования, всё про всё на свете, открытый мир, отдых.

Интересно, что, несмотря на просьбу преподавателя не заострять внимание на технической стороне вопроса, 22 человека (14,9%) все-таки сочли необходимым указать, что Интернет – это компьютерная сеть. Что ж, кто посмеет сказать, что это неправда? Наиболее строгие определения дают учителя информатики. Например, Интернет – это глобальная компьютерная сеть, обладающая следующими ресурсами: электронная почта, конференции, система поиска информации. Один из преподавателей перечисляет в своем определении сервисы сети: Интернет – это электронная библиотека, электронные письма и конференции, электронная доска объявлений, проведение финансовых операций и туристические программы, возможность просмотра чужих и создания своих сайтов.

В представленных выше мнениях сеть охарактеризована в хорошем свете, с положительной стороны. Однако в начале статьи мы заметили, что Интернет имеет и отрицательные проявления. Что же говорят по этому поводу слушатели? Неужели среди наших педагогов наблюдается безусловно восторженное отношение к сети?

Нет. В 11 ответах (7,4%) присутствует отрицательная оценка (как правило, наряду с положительной). Давайте посмотрим, о чем говорится в ответах «со знаком минус».

Интернет – это… всемирная «свалка», где ищущий может найти массу полезного и груды мусора.
Интернет – это способ общения людей, он является помощником для школьников…, но, в некотором роде, враг школьнику, поскольку не всегда заставляет его думать самостоятельно.
Интернет – это масса информации (нужной и ненужной).
Интернет – это… Люди перестали читать книги, писать письма, как раньше, постепенно превращаются в электронные создания. Это немного грустно.
Интернет – это огромная «библиотека» и возможности общения, но и «свалка» (судя по перекачанным рефератам учащихся).
Интернет – это способ общения и получения необходимой информации, к сожалению, не всегда качественной и достоверной.
Интернет – это… много лишнего, ненужного для детского ума.
Интернет – это…механизм, ограничивающий межличностное общение…
Интернет – это… зависимость, как и любая другая требующая помощи специалистов нашего профиля. Заключение принадлежит специалисту-психологу.

Интересно, что один из ответов не позволяет абсолютно точно определить, с какой точки зрения (положительной или отрицательной) следует рассматривать утверждение автора. Что именно имел в виду директор школы, утверждая, что Интернет – это всемирная информационная «корзина», остается только догадываться. Возможно, это была корзина для мусора (например, для ненужных бумаг, файлов), а, возможно, и что-то более приятное.

Поднимем еще один пласт ответов, пока не рассмотренный нами. Примерно один из семи слушателей (14,9%) признался, что до сих пор не работал с сетью. Во многих случаях следствием является отсутствие четких представлений о значении Интернет для современного человека.

Посмотрим, что по этому поводу сказано в анкетах…

Интернет – это информационная область, но я, к сожалению, в этой области совсем не ориентируюсь.
Интернет – это то, чем я хочу научиться пользоваться…
Интернет – это глобальная сеть, но я с ним не работал.
Интернет – это тайна, которая для меня остается пока загадкой, но я надеюсь ее разгадать.
Мои представления на этот счет очень смутны.
Интернет – это, наверное, здорово. Конкретнее можно будет сказать после учебы.

На сегодняшний момент мои представления о сети Интернет не сформированы. Надеюсь…

Некоторые из отвечавших сетуют на то, что в их повседневной жизни возможности использования ресурсов сети отсутствуют: Интернет – это современно, интересно, но, к сожалению, недоступно…

Одно из высказываний – просто крик по поводу недоступности сети: Интернет – это способ получения информации. Мечта! Надеемся, что мы, работая в Центре Интернет-образования, хотя бы в какой-то степени приближаем такие мечты к воплощению…

Двигаемся дальше – все ближе и ближе к финальной части нашего анализа… Два педагога подчеркнули в своих ответах важное социальное значение сети для российской провинции.

Интернет – это… неограниченные возможности доступа к самой различной информации. Это очень важно и удобно, особенно для нашей провинции.

Интернет – это возможность «глухой» глубинки районного центра иметь доступ к мировой информации…

Позволим себе небольшое отвлечение. Вопросу появления Интернета в сельских районах посвящена статья выпускницы Орловского РЦ ФИО, учителя информатики Спешневской средней школы Корсаковского района Людмилы Николаевны Сироткиной. В статье, опубликованной в районной газете «Восход», Людмила Николаевна в числе прочих называет такие аргументы, говорящие о необходимости появления Интернета в сельских школах [3]:

возможности Интернета, отвлекающие от неблаговидного времяпрепровождения учеников и взрослых, могли бы существенно повысить качество жизни на селе;
привлечение молодежи к новейшим компьютерным технологиям могло бы предотвратить миграцию молодежи из села.
Общий лейтмотив статьи таков: Интернет позволит сократить разрыв между городом и деревней, даст возможность виртуально приобщиться к «благам цивилизации», не удаляясь при этом от благ природных: чистого воздуха, земли, леса.

А теперь хотелось бы вернуться к нашим анкетам и рассказать о тех ответах, которые вряд ли можно сгруппировать в какие-то категории. Высказывания, в которых поставленный вопрос раскрывается, если хотите, с философских позиций.

Интернет – это окно в новый мир, – говорит одна из слушательниц потока №4. Да, виртуальный мир Интернета для многих пока остается загадочным и непознанным. И мы очень рады, что предоставляем возможность педагогам заглянуть в это «окно», увидеть, что же там, за гранью реальности, прочувствовать потенциал новых технологий. Демонстрация возможностей современных информационных технологий – вот, пожалуй, наиболее очевидная цель обучения в Центре Интернет-образования.

Ну, а те люди, которые имеют доступ к сети в повседневной деятельности, способны утверждать, что Интернет – это образ жизни. Действительно, если, предположим, сегодня человека, регулярно использующего сеть, каким-то образом от этой сети «отстранить», то он, по меньшей мере, заскучает, в худшем случае – просто не сможет работать. Что ни говорите, а современная цивилизация требует присутствия Интернета и умения работать с ним, без него человечество уже не может обходиться! Это сегодня. А завтра – тем более! Интернет – это будущее цивилизации (и школа, и досуг, и жизнь), в широком смысле этого слова. Замечательный ответ! Ближайшее будущее действительно за информационными технологиями, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, в т.ч. и в образовательную.

Интернет – это новая эпоха в образовании. Компьютер в настоящее время может и должен выступать как мощный, эффективный инструмент, средство образования, и, в первую очередь, самообразования. И роль информационных технологий в этом отношении будет быстро и неуклонно расти. Безграничные возможности самосовершенствования, предоставляемые сетью, позволили одному из слушателей утверждать, что Интернет – это твой шанс стать мудрым человеком.

И, наконец, ответ, стоящий особняком, приведший в трепет преподавателей Центра: Интернет – это БУДУЩЕЕ НАШИХ ДЕТЕЙ. Скажите, уважаемые коллеги, дорогие друзья, педагоги и родители, есть ли что-нибудь более значимое на этом свете, чем будущее наших детей? Любовь и внимание, тепло и заботу, ласку и доброту, все свои лучшие чувства и устремления дарим мы нашим детям! Они – часть нас, они – продолжение нас! Чем каждый из нас готов пожертвовать ради того, чтобы у них было счастливое будущее? Наверняка, многим, очень многим!

Если есть такое определение, значит наши усилия по продвижению, популяризации информационных технологий не должны «уйти в песок». Мы уверены, что общаясь с педагогами в рамках обучающих курсов и тематических семинаров, проводя со школьниками Интернет-экскурсии и Интернет-каникулы, делаем наше общее, очень важное дело! Пусть же каждый из нас не пожалеет для этого своих сил!

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.