search icoico arrow

Дети с особыми потребностями в США

В американском обществе делается все, чтобы вовлечь инвалидов в жизнь общества: «В Америке люди с физическими недостатками живут полноценной жизнью. К сожалению, нам это было видеть непривычно», - пишет автор. Не думаю, однако, что это можно объяснять тем, что американцы добрее нас. Во многом это обусловлено и продуманной законодательной базой и законопослушностью граждан: если закон принят, он, безусловно, выполняется. Так, буквально в последние годы коренным образом изменилось положение детей-инвалидов в системе среднего образования (на официальном языке их называют «детьми с особыми потребностями»): они максимально вовлекаются в общеобразовательный процесс наравне со своими здоровыми сверстниками. Сейчас помещение учащихся в спецшколы-интернаты возможно только в том случае, когда характер или тяжесть их заболевания абсолютно не позволяют им посещать обычную школу.

До 1975 года ситуация была совершенно иной: почти половина американских детей с какими-либо отклонениями в развитии не получала какой бы то ни было помощи, чтобы получить образование, и один миллион детей был полностью исключен из государственной школьной системы. И нередко школьная администрация применяла строгие дисциплинарные меры, исключая из школы детей с отклонениями в развитии и здоровье только из-за того, что эти этих детей было труднее учить. Естественно, поскольку финансирование школ также зависит и от академических показателей, школы подспудно были заинтересованы в том, чтобы «избавиться» от неуспевающих учеников, которые могли потом учиться только в специальных школах с облегченными программами, что, по сути, изолировало их от «обычных» детей.

В Соединенных Штатах насчитывается 5,8 миллиона детей с различными физическими, умственными или эмоциональными отклонениями, поэтому не удивительно, что проблема их адекватного образования вышла на общенациональный уровень.

4 июня 1997 года президент Клинтон подписал Акт об образовании лиц с отклонениями в развитии и здоровье, который стал поворотным этапом в развитии американского образования. Подписывая этот закон, президент кратко сформулировал основную его цель: обеспечить «образование мирового класса для всех наших детей». Речь идет, прежде всего, о защите права на бесплатное среднее образование для всех детей, о доступности специальных программ обучения для детей-инвалидов, обучающихся в обычных школах, и повышении ответственности школ за результаты их работы. Если ранее проблемы этих детей рассматривались скорее как проблемы медицинского характера, то сейчас делается упор на общественный аспект этой проблемы: детей стараются максимально вовлечь в общеобразовательный процесс в обычных средних школах, а чтобы они не отставали от своих сверстников и справлялись с обычным учебным планом, для каждого из них разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения, предполагающие дополнительные занятия. При этом все дополнительные расходы по обучению берет на себя государство. Подробно об этом законе можно узнать на сайте ed.gov/offices/OSERS/Policy/IDEA/.

Многие университеты начали сейчас массовую подготовку учителей – специалистов по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и здоровье. На настоящий момент таких специалистов еще недостаточно, зато у них не возникает никаких проблем с трудоустройством.

В сегодняшнем обзоре мы посетим те веб-сайты, которые посвящены проблемам образования (и, в частности, интернет-образования) инвалидов в Соединенных Штатах. Естественно, самую общую информацию юридического, педагогического и медицинского плана лучше искать на сайтах государственных и общенациональных организаций:

Бюро специальных образовательных программ:

ideapractices.org/ - сайт, полностью посвященный принятому в 1997 году Закону об образовании лиц с отклонениями в развитии и здоровье


В настоящее время разрабатываются и используются самые различные технические приспособления, а также множество прикладных программ, направленных на то, чтобы облегчить пользование компьютером людям с нарушениями двигательных функций, зрения, слуха и т.д. Вот что рассказывает профессор Норман Кумбс: «Я являюсь профессором истории в Рочестерском Технологическом институте (РТИ). На нашей территории также расположен Национальный технический институт для глухих (НТИГ). Как ни странно это звучит, будучи абсолютно слепым, я уже лет двадцать преподаю студентам с нарушениями слуха… Лишь немногие преподаватели РТИ владеют языком жестов, поэтому на занятиях, где присутствуют студенты НТИГ, рядом с преподавателем обычно сидит сурдопереводчик. Однако с тех пор, как я начал использовать компьютер и речевой синтезатор, в ряде случаев переводчик стал не нужен. Раньше, когда студенты НТИГ приходили ко мне в кабинет, мы не могли «говорить» без посторонней помощи. Некоторые «зрячие» преподаватели в таких случаях пользуются ручкой и бумагой. Сейчас мы со студентами, имеющими нарушение слуха, по очереди пользуемся клавиатурой моего компьютера. Они могут читать текст, который я набираю, а синтезатор «говорит» мне за них текст, который печатают они».

Новые технологии многим людям дали такую независимость в работе и учебе, о которой они раньше в силу состояния своего здоровья не могли и мечтать. Ниже мы перечислим наиболее интересные адреса, где можно найти описание новых разработок как оборудования, так и программного обеспечения для людей с нарушенным здоровьем.

«Равный доступ к программному обеспечению и информации» (Equal Access to Software and Information) – это независимая, некоммерческая организация, название которой говорит за себя. Организация ставит перед собой задачу информировать школы и колледжи о новых разработках в области адаптивных компьютерных технологий.

Это – веб-сайт Национального Центра совершенствования преподавания, который пропагандирует использование технологий для повышения качества обучения детей с проблемами физического, умственного и социального плана. На этом сайте вы найдете разделы, посвященные обмену опытом по организации класса и занятий с такими детьми, сможете посетить библиотеку Центра, откуда можно скачать материалы по компьютерным технологиям и по вопросам специального образования.

Очень хороший обзор прикладных программ дается на страничке: at-center.com/freeshare.html, причем некоторые из этих программ можно «скачать» бесплатно.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.