search icoico arrow

Домик с химерами

Чтобы воспользоваться парадоксами рынка, внимательнее наблюдайте за ними и перечитывайте на ночь Мэрфи

Скакого-то момента я начал замечать, что ошибки, которые допускают отдельные компании, парадоксальным образом приводят их к успеху, в то время как образцово просчитанные «правильные» шаги не дают отдачи. Я начал коллекционировать примеры этих «рыночных химер», пытаясь понять, как это работает. И в какой-то момент понял — это же наши, украинские, иллюстрации к классическим законам Мэрфи. Мэрфи называл свои парадоксы «непознанными социальными закономерностями».

Итак, вспомним классику:

«Ecли кaкaя-нибудь нeпpиятнocть мoжeт пpoизoйти, oнa cлучaeтcя. Следствия:

1. Bce нe тaк лeгкo, кaк кaжeтcя.

2. Bcякaя paбoтa тpeбуeт бoльшe вpeмeни, чeм вы думaeтe.

3. Из вcex нeпpиятнocтeй пpoизoйдeт имeннo тa, ущepб oт кoтopoй бoльшe.

4. Пpeдocтaвлeнныe caми ceбe, coбытия имeют тeндeнцию paзвивaтьcя oт плoxoгo к xудшeму.

5. Kaк тoлькo вы пpинимaeтecь дeлaть кaкую-тo paбoту, нaxoдитcя дpугaя, кoтopую нaдo cдeлaть eщe paньшe.

6. Bcякoe peшeниe плoдит нoвыe пpoблeмы».

Осталось добавить украинский кoммeнтapий к этим непререкаемым заповедям: Mэpфи был oптимиcтoм!

Химеры книгоиздания: нужно выделяться

«Библия секса» — это самая примечательная книга 2003 года, которую я купил на Петровке — книжном рынке в Киеве. Если бы не язык, книга была бы заурядной. А так — это наглядная демоверсия зaкoна Cкoттa: «Heвaжнo, чтo чтo-тo идeт нeпpaвильнo. Boзмoжнo, этo xopoшo выглядит» и зaкoна Пaддepa: «Bce, чтo xopoшo нaчинaeтcя, кoнчaeтcя плoxo. Bce, чтo нaчинаeтcя плoxo, кoнчaeтcя eщe xужe».

По-английски — книга, очевидно, остроумная, полезная и милая.

По-русски — это самоучитель для извращенцев-мутантов, интересующихся акробатикой. Почти тысяча страниц, полезные советы, прекрасные картинки, вроде комиксов, много разных гениталий (c комментариями: «Сравните каждый мягкий пенис с его эрекцией на этой странице» или «Попробуйте пососать пенис и гениталии вашей женщины»). Вот еще перлы: «Спросите вашу партнершу, не она ли является головкой ее клитора», «массаж пениса: как будто собака порылась» и «… если вы поставите себя на место кончика пениса...», «Одна из наших читательниц любит сжимать носки ногво время оральной стимуляции». А «перчатки рук»? Или «Некоторые люди воображают, что клитор — это «костно-желатино-подобная структура, ноги которой уходят вниз по каждой из внутренних губ».Вывод

Не знаю, что вообразили себе вы, читатель, но продажи этого «шедевра» наверное будут успешными — слишком уж он выделяется сегодня из ряда безликих и «правильных» конкурентов. А чтобы быть востребованным на рынке (и успешным), нужно быть отличным. От других.

Химеры космоса: не нужно торопиться


В декабрьском номере одной центральной газеты читаем фантазию под названием «Украинская водка побывала в космосе», про водку «Гран-при» «СоюзВиктана». «Проколы» автора в деталях позволяют предположить, что статья — оплаченный, топорно сделанный PR-материал с неудачным посылом: «Нас радует, что именно украинская водка первой побывала в космосе». Первой?

На 42-м году его освоения? На американском шаттле да еще и впереди любого бренда, сделанного в США? Да еще и астронавт Эдвард Лу угощал ею весь экипаж? Сам факт появления такого материала у небедной компании, «по-богатому» поздравившей население Украины новогодним роликом с Киркоровым и Пугачевой, показывает, что проблемы с работоспособными идеями не решаются деньгами. Проследим историю идейных исканий «Союз-Виктана» на ТВ: сначала был гагаринский призыв «Поехали!» (очень удачный слоган для водки). Развивая, его можно эксплуатировать еще не один год. Но SV куда-то торопился и решил позиционировать свой продукт как «настоящий, чистый и неподдельный».

РА B.I.T.A. предложило SV позиционировать водку как беспохмельную, были созданы соответствующие ролики (противопоставление бодрого дятла мучающимся жестоким похмельем лосю и медведю). Ролики получили массу положительных отзывов и даже первую премию на III Киевском международном фестивале рекламы. Потом у SV появился новый посыл: «Водка для хорошей компании» — ролик о перипетиях при доставке для этой компании сумки, полной бутылок. Вскоре захотелось всенародного признания лидерства на рынке («Гран-при» на скачках). Затем настал черед подражания «Смирнову» в премиумклассе («Измерение Люкс» с языком-змеей, ушастыми инопла нетянами и другими галлюцинаторными видениями).

И все это — за два-три года жизни бренда! Что и привело к полному размыванию образа марки.вод

Нельзя обгонять события, даже если у вас хватает на это денег. Нельзя слишком быстро и неожиданно для окружающих менять амплуа. «Если вчера ты был швец, сегодня — жнец, а завтра — на дуде игрец, то послезавтра — прийдет 3,1416». Это справедливо не только для политиков и брендов, но и вообще для любого бизнеса.

Химеры «Тузлы»: все хорошо вовремя

Все познается в сравнении. И потому «самым медленным проектом года» можно назвать выпуск стирального порошка «Тузла», заявленного ЗАО «Винницабытхим» в ноябре прошлого года. Сравним: 30 октября администрация погранслужбы Украины объявила тендер на проектно-изыскательные работы по строительству погранзаставы на о. Тузла с датой подачи предложений до 15 декабря (см. «Вісник держзакупівель, № 127). А 2 декабря украинские телеканалы уже вовсю транслировали передачу новостройки пограничникам. Т.е. пока химики из Винницы ожидали утверждения ТУ на новый порошок и разрабатывали дизайн упаковки, доблестный Минтранс успел сдать ВЕСЬ комплекс строительства — за месяц!!! Даже рекордный ввод встрой за 6 месяцев супермаркета Мetro в Киеве блекнет перед этим подвигом. И как-то даже не замечаешь, что погранслужба вроде бы объявила тендер и сроки рассмотрения заявок, а работы приняла как бы без всякого тендера и в совсем другие сроки...

Утверждены ли техусловия на попытавшийся быть скандальным стиральный порошок — рынку неизвестно. Но пока Винница раскачивалась, конфликт урегулировали.Вывод

У нас особенно важна способность оказаться в НУЖНОЕ время в НУЖНОМ месте. И с НУЖНЫМИ людьми, между прочим. А если этого нет, то вы обречены быть наглядным пособием следующего правила Мэрфи: «Ecли вaм кaжeтcя, чтo cитуaция улучшaeтcя, знaчит, вы чeгo тo нe зaмeтили».

Химеры коммуникаций: вас не поняли

Говори лаконично, требовали древние спартанцы. Наверняка, они готовили нас к эпохе мобильных телефонов. Вот некоторые фразы, полученные нашими сотрудниками на мобильные телефоны в пределах разрекламированных шести бесплатных секунд:

1. «Папа, позвони домой. Не могу найти опилки от хомяка».

2. «Это Сергей Юрьевич, сын Андрея».

3. «Ты что, опять снял штаны и не слышишь «мобилку»?».

4. «Коля, я жду тебя у заднего прохода».

5. «Кассовый аппарат сломан.Чек пищит и не лезет».

6. «Купи ТУАЛЕТНУЮ БУМАГУ и езжай домой СРОЧНО!»

7. «Купи яйца, туалетную бумагу, шампунь и что-то на десерт».

8. «Валера, отбей мне что-нибудь. Маша».

9. «Дорогой, по дороге домой купи одну сосиску, у нас сегодня гости».

10. «Матом тебя прошу, приезжай скорее!».

Вывод

Фразы, которые не так смешны, здесь не приведены. Тем не менее, идея была принята к исполнению и привела к путанице, ошибкам (даже убыткам). Компании мобильной связи остались в уверенности, что подарили клиентам важную возможность общаться бесплатно. А руководители остались в уверенности, что их распоряжение не может быть понято неверно и необязательно тратить свое время, чтобы убедиться, правильно ли их поняли. А ведь даже в армейских уставах многих стран мира требование убедиться, что подчиненный правильно понял приказ, прописано одним из первых.

P.S. Любыe пpeдлoжeния люди пoнимaют инaчe, чeм тoт, ктo иx внocит.

Автор не просто так строил свой «домик с химерами» внутри нашего «общего дома». Именно наличие «химер» кормит многих из нас. Научитесь их видеть и использовать в собственных целях, и ваши дела улучшатся. И заметьте, я не боюсь быть неправильно понятым читателем, ибо понимаю, что так оно и будет.

Меня укрепляет в этом мнении еще один закон Мэрфи:

«Дaжe ecли вaшe oбъяcнeниe нacтoлькo яcнo, чтo иcключaeт вcякoe лoжнoe тoлкoвaниe, вce paвнo нaйдeтcя чeлoвeк, кoтopый пoймeт вac нeпpaвильнo».

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.