search icoico arrow

Доверие и коммерция

Доверие и коммерция

Коммерческая деятельность относится к одному из сложных видов человеческой практики. Если говорить о деятельности руководителей среднеоптовой посреднической коммерческой компании, которая связана с импортом продукции и реализацией ее на территории нашей страны, то такой руководитель по необходимости должен обнаруживать определенный уровень компетенции в десятках различных вопросов. Таких как: гражданское, международное, трудовое и другие отрасли права, менеджмент, финансы, бухгалтерия, экономика, психология, специфика и качественные характеристики поставляемого товара, транспорт (автомобильный, железнодорожный, водный и т.д.), таможня, ветеринария, санитарные нормы и правила, сертификация и многие другие.

Естественно, ему нет необходимости знать досконально любое из этих направлений, для этого существуют специалисты, но он должен сам найти для себя ту степень владения вопросом, которая достаточна для оперативного и грамотного решения возникающих проблем или позволяет понять, к кому из экспертов в данном случае необходимо обратиться. Такого рода компетенция высшего управленческого персонала коммерческой организации не является абстрактным знанием, а представляет собой систему практических знаний и умений.

Одним из звеньев этой системы выступает практическая социальная психология как подсистема, включающая в себя совокупность межличностных отношений к партнерам, к сотрудникам, контрагентам и т.п. и навыков адекватного восприятия людей и управления и взаимодействия с ними. При этом руководитель чаще всего пользуется рядом интегральных интуитивных критериев или общим ощущением, не вдаваясь в подробности психологического анализа каждый раз, когда требуется принять решение. К таким критериям, в частности, относится величина доверия, которую он проявляет по отношению к той или иной личности в своей организации или вне нее.

Под доверием понимается психическое состояние, характеризуемое в эмоциональном и интеллектуальном аспекте убежденностью в высокой степени предсказуемости благоприятного (по отношению к субъекту и его деятельности) поведения, реакций, действий со стороны контрагента, а в отношении интенсивности и напряженности психических процессов характеризуемого их средним или ниже среднего уровнем.

Характеристика доверия как состояния является его базовым определением.

Доверие в психологической науке рассматривается как фоновое условие существования других социально-психологических феноменов, и вместе с тем оно может выступать как относительно самостоятельное явление в ситуации, когда доверие по преимуществу определяет актуальное состояние психики. Доверие может быть исследовано в аспекте всех трех основных характеристик психики как системы: со стороны процесса, в качестве состояния и как свойство. В социально-психологическом срезе оно проявляется как отношение личности к социальной действительности и конкретным субъектам. Именно как психическое состояние доверие выступает одним из фоновых моментов коммуникативного процесса.

П.Н.Шихирев, говоря о доверии в экономических системах, полагает, что "к факторам, формирующим доверие, относятся порядочность, компетентность, последовательность, лояльность, открытость, общий уровень доверия между людьми, достигнутый в данной социальной системе:" (3, с.9). Доверие - это социальный капитал, накопленный обществом в процессах эффективной коммуникации. Как элемент социального функционирования оно существует на всех уровнях общества от глобального до организационного. Специалист по организационному поведению Р.Б.Шо в качестве рабочего определения в процессе консультирования лидеров бизнеса использует следующее: "Доверие - это надежда на то, что люди, от которых мы зависим, оправдают наши ожидания" (4, с.43).

В коммерческой организации доверие руководителя может быть рассмотрено в отношении:

1) к другим руководителям,
2) к персоналу,
3) к партнерам по бизнесу,
4) к другим контрагентам.
В каждом случае, если оно существует, то выступает позитивным моментом в развитии отношений, хотя и имеет свою специфику.

Доверие между руководителями организации определяет, с одной стороны, ее общую психологическую атмосферу, распространяясь на все ее уровни, с другой - начинает выступать как внутриорганизационная норма, формируя организационную культуру.

Доверие руководителей друг к другу позволяет быстро и эффективно решать любые проблемы, не предполагая за действиями другого никакой скрытой угрозы.

Доверие к персоналу является важнейшим организационным ресурсом, т.к. доверие руководителя, проявленное к своим сотрудникам, вызывает ответный отклик в виде желания оправдать доверие, мобилизует все возможности работников и на порядок повышает уровень проявляемой ответственности. Вместе с тем такое доверие освобождает организацию от многочисленных ненужных проверок и делает ее функционирование более эффективным. Сами сотрудники такой организации во время поправят одного из них, если кто-то попробует использовать доверие в личных целях: доверие обязывает. Доверие к персоналу - это также действенный механизм управления персоналом, более действенный, чем общеизвестный метод поощрений и наказаний, т.к. обращается к глубинной сущности человека, а не к поверхностной личностной оболочке, находящейся в сфере манипулятивных воздействий. Доверие позволяет перенести внутриорганизационное взаимодействие с уровня относительных ограниченных смыслов, обремененных личностными проблемами, амбициями и мелочной борьбой, в сферу вечности и общения, имеющих равную ценность душ, где рабочие функции только опосредуют великое действо жизни.

Среди всех контрагентов организации можно выделить принципиально дружественных, которые ведут согласованную коммерческую политику или являются взаимосвязанными звеньями одной экономической цепочки, - это деловые партнеры. Такие отношения предполагают взаимное доверие, хотя не лишены своих трудностей. В том числе в них может сформироваться разный уровень доверия. Если между партнерскими организациями существует обоснованное доверие, то оперативно и эффективно, в интересах всех сторон решаются возникающие проблемы, а бизнес имеет тенденцию к росту, что позитивно отражается на каждой из организаций, их сотрудниках, руководящем персонале. А также вносится определенный общественный вклад в виде: образования новых рабочих мест, передачи части прибыли обществу в виде налогов, заработной платы и т.п., расширения сферы взаимного доверия, экономической эффективности и организационной культуры.

Если в целом рассмотреть взаимоотношения различных организаций, то обнаруживается общая тенденция, заключающаяся в том, что организации, проявляющие взаимное доверие и оправдывающие его, сближаются, организуя эффективное деловое партнерство, а компании злоупотребляющие доверием постепенно становятся экономическими аутсайдерами, с ними никто не хочет иметь дела. Соответственно, по отношению к конкретной организации можно говорить о группах других предприятий, которые по уровню проявляемого к ним доверия могут занимать следующие позиции:
1) высокий уровень доверие; 2) средний уровень доверия; 3) низкий уровень доверия.

Если говорить о взаимоотношениях между организациями, то доверие в коммерции имеет свои факторы, макро- и микроэкономического масштаба, а также личностные и субъективные. Эмпирический анализ показывает, что степень доверия-недоверия конкретного субъекта (т.е. организации в лице ее руководства) в актуальной ситуации определяется следующими причинами. Онтологическим доверием, уровень которого у каждой личности свой и обусловлен ее личной историей, в первую очередь ранними годами жизни. Доверием к себе, которое также коренится в обстоятельствах личной жизни.

Привычностью (рутинностью) выполняемых процедур, т.е. все, что привычно, вызывает больше доверия, а новое провоцирует недоверие и потребность освоить это новое, сделать своим, или, наоборот, отторгнуть его. Еще один фактор - это уровень всеобщего доверия как культурного феномена в данной социальной среде.

Доверие также обусловлено следующими причинами. Опытом взаимодействия субъекта в деловой среде вообще и в конкретной экономической нише, в частности. Опытом взаимодействия с данным деловым контрагентом, открытостью или закрытостью его для общения, степенью его понятности и предсказуемости (схожести). Состоянием дел самого субъекта. Текущей информацией о состоянии дел партнеров. Имиджем деловых партнеров и контрагентов, сложившемся в общественном сознании. Общим состоянием дел в экономике (в первую очередь, степенью стабильности экономической ситуации).

Материальной, правовой и социальной защищенностью субъекта. Личной (субъективной, интуитивной) оценкой конкретной ситуации. Оценкой этой ситуации значимыми персонами, в том числе специалистами. Общим состоянием личных дел индивида. Оценкой степени рискованности сделки. Психическим и психофизическим состоянием субъекта. А также условиями, в которых протекает деловое взаимодействие (например, строго официальная или более свободная общая атмосфера, присутствие группы поддержки, участие значимых и авторитетных для обеих сторон лиц и т.д.). Существуют и другие факторы доверия.

Общая оценка доверия как фонового интегрального условия в функционировании коммерческих организаций сводится к следующему. При прочих равных условиях, если во взаимоотношениях тех или иных субъектов сложился обоснованный достаточно высокий уровень доверия, то он выступает позитивной составляющей этих отношений, делая их более эффективными и обусловливая прямой экономический и моральный эффект. Доверие в обществе в целом стимулирует развитие всех социальных сфер и в том числе экономической. Доверие между организациями снижает материальные и психофизические затраты. Доверие внутри организации имеет также финансовую, социальную и психологическую стороны.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.