search icoico arrow

Доживем до понедельника

Мы все привыкли к тому, что обучение – это передача знаний. Прежде всего, необходима такая новая организационная форма, которая позволила бы перейти к принципиально новой шкале оценок всего того, что делает ученик. То есть вместо того, чтобы оценивать знания и умения в привычных терминах (учителя называют это зунами) – «знает – не знает», «умеет – не умеет», «есть навык – нет навыка» – мы переходим к пониманию некоего конечного продукта.

Таким продуктом могут быть построенные учеником теории, проекты, модели, понятия, разработки, изобретения, художественные произведения. И оцениваются они уже в другой шкале: «интересно или не интересно», «оригинально или не оригинально», «красиво или не красиво», «противоречиво или не противоречиво» и т. д.

Это совсем иная шкала оценок, и в её построении должны участвовать те, кто создаёт продукт. Налицо потребность в создании системы, которая позволила бы осуществить эту работу. Фактически речь идёт о создании полномасштабной системы «выращивания интеллекта». В создании этой системы и её работе могли бы принять участие ученики, учителя, учёные, деятели культуры, представители политики и бизнеса.

Для устойчивого функционирования такой системы необходимо:

Создание мотивационной среды;
Создание механизмов выявления и поддержки талантливых детей и подростков;
Создание механизмов поддержки новых идей, связанных с содержанием, методами и формами образования;
Создание условий и общественных структур, обеспечивающих экспертизу, финансирование и контроль реализации образовательных проектов и программ;
Привлечение учёных академических и отраслевых институтов к руководству научно-исследовательской, научно-методической и проектной деятельностью учащихся и учителей;
Создание информационной среды, обеспечивающей эффективную реализацию проекта;
Создание условий, ограничивающих «утечку умов».
Важнейшим элементом такой системы стали специально организованные конкурсы научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся, в частности Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги».

Подчеркнём ещё раз, что «продуктами», поступающими на конкурс, могут быть результаты социальных, экологических, политических проблем и предложений по их решению, теоретические и экспериментальные разработки в области естественных или гуманитарных наук, художественные произведения, а также постановки нерешённых задач и проблем будущего.

В этом году на конкурс поступило более тысячи работ из семидесяти регионов России, а также Украины, Белоруссии, Армении, Швеции и Канады.

В работах конкурсантов нашли отражение взгляды молодёжи по многим актуальным вопросам политики, экономики, права, образования и культуры, армии и правоохранительных органов, межнациональных отношений и другим проблемам современного российского общества.

Во многих работах, например, таких, как «Беспризорные дети», «Когда убивает государство», «По ту сторону правды: армия вчера, сегодня, завтра», «Наркотики как один из психотравмирующих факторов современного подростка», «Анализ федерального бюджета на 2002 год», «Моббинг: когда учёба становится адом», «Пора вспомнить о Приморье», «Политический портрет будущего избирателя», «Бюджет бомжа» и множество других даётся не только анализ острых социально-экономических проблем российского общества, но и содержатся идеи, проекты, предложения и рекомендации по его реформированию.

В некоторых из этих работ продемонстрированы не только поисковый стиль мышления и вкус к исследовательской деятельности, но и способность к предвидению значимых для общества событий.

Так, например, в работе «Исламский фундаментализм: прошлое, настоящее, будущее» ученик 10-го класса из села Терекли-Мектеб Республики Дагестан, пришедшей на конкурс за полгода до 11 сентября 2002 года, были проанализированы методы работы основных международных террористических организаций, механизм их финансирования, сценарий возможных атак.

В номинациях «Духовный мир человека и «История времён и народов» много глубоких и интересных работ, посвящённых проблемам философии и религии, литературы и искусства, вопросам жизни и истории отдельной семьи и целых цивилизаций.

Традиционно сильны работы в области математики, физики, химии, биологии, географии, лингвистики, геологии, искусствоведения, присланные в номинации «Построить модель явления».

Многие школьники демонстрируют не только способности, но и стремление к целостному видению мира. Так, например, в работе «Синтез геометрии и графики в творчестве Эшера» ученик 10-го класса из города Железногорска Красноярского края Илья Кудинов сумел естественным образом объединить в стройную систему знания из самых разных областей: физики, математики, истории, искусствоведения, лингвистики.

Художественно одарённым школьникам предоставлена возможность проявить себя в номинации «Вдохновение», в рамках которой приходит огромное количество авторских музыкальных и литературных произведений, видеофильмов и записей театральных постановок.

Впервые за многие годы Правительство РФ одной из главных своих задач посчитало реформу образования. Ключевым вопросом реформы является содержание образования. Но как и кто будет определять новое содержание? Как сделать этот процесс открытым, гласным и привлечь к нему широкий круг учителей и экспертов? Как добиться того, чтобы наиболее интересные идеи овладели массами?

Нам представляется, что путь к этому лежит через другой конкурс – конкурс педагогов «Педагогические инновации», являющийся естественным продолжением конкурса «Первые шаги».

Мы рассматриваем эти конкурсы как естественный механизм развития нового содержания, как механизм взаимного оценивания, совместного поиска, критики и обмена опытом. И работы, присланные на конкурс из большинства регионов России, показывают, что этот механизм начинает действовать. Это – новые программы, учебники, пособия, педагогические технологии, игры и игрушки, сценарии и компьютерные программы. Таким образом, постепенно формируется развивающая и образовательная среда, которая имеет все шансы стать саморазвивающейся.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.