search icoico arrow

Думать не учат, а произведения задают ..

Думать не учат, а произведения задают ..

Беседовала с одной одиннадцатиклассницей. Девушка готовится к поступлению в университет, ходит к репетиторам. Я попутно поинтересовалась, что она сейчас с репетитором проходит. "Мы уже язык почти выучили, - отвечает. - На очереди самое сложное - литература и обучение писать сочинения ". Девушка призналась, что за одиннадцать лет произведения в школе самостоятельно писала считанные разы. Зачем это, когда есть куча сборников и Интернет? О вступлении не волнуется, репетитор пообещала, что через несколько месяцев научит ее писать сочинения.

Учебный год выходит на финишную прямую. В этом году все выпускники школ станут студентами только через тестирование. И все без исключения будут сдавать тест по украинскому языку и литературе - на творческое задание. Общаясь с выпускниками, заметила, что именно литература и творческое задание всего их волнует. Дети, приученные к списывания, не умеют самостоятельно писать произведений.

Дайте современную тему, и мы скажем все, что думаем!

Я сделала мини-опрос среди учащихся. "Списываете ли вы произведения из вспомогательных источников?" Из десяти опрошенных, семеро ответили - "в основном так". Трое указали категорическое нет. "Если умеешь выражать свои мысли на бумаге, значит можешь аргументированно убедить человека в живом общении, а умение убеждать является важным в жизни", - говорил одиннадцатиклассник Роман Кривун, один из немногих моих респондентов, который произведения пишет самостоятельно. Зато, выпускница Марьяна говорит, что за всю свою школьную историю творческое задание писала самостоятельно несколько раз. "Я просто не хочу браться за неинтересные или непонятные для меня темы, - говорит она. - Как я могу давать видение будущего государства, если я еще своих планов на будущее толком не знаю. Дайте нам интересные творческие задачи, задайте написать о том, что мы по собственному опыту знаем, и мы это сделаем ".

"Школьных произведений самостоятельно не писала, потому что у нас этого и не требовали. Учительница откровенно нам сказала: "Я знаю, что вы все спишете, главное, чтобы они были в ваших тетрадях", - делится мыслями Марьяны одноклассница Елена Дячишин.

На одном из интернет-форумов велась дискуссия на тему школьных сочинений. Сторонников и противников творческих задач набралась примерно одинаковое количество. Мысли у всех преимущественно одинаковы. "Творческие" благодарили учителям, которые поощряли их к этому. "Нетворческие" говорили, что учителя не оценивают их собственного мнения, а хотят слышать то, как пишет критика. Зачем тогда стараться. Они им и дают критику в неизмененном варианте.

Боятся, что их мнение окажется ошибочным ...

У учителей в этом свое мнение. "Редко дети пишут сами, - говорит учитель зарубежной литературы Раиса Билаш. - Среди причин, а их много, недостаточно продуманная программа. На изучение зарубежной литературы предусмотрено 2 часа в неделю, а программа настолько насыщена, что успеваем лишь поверхностно ознакомиться с литературным произведением. Почти нет времени на обсуждения и дискуссии. Конечно, при таких условиях ученик не может сформировать собственного мнения и выполнить творческое задание ".

"Ребенок не пишет произведения самостоятельно, потому что не знает, как это делается, - считает психолог Кристина Богатырева. - Для нее это своеобразный шаг в неведомое, она не знает, ей за это ничего не будет, а если накажут? Или писать свое мнение, все должно быть стандартизировано. Это особенности нашей школьной программы. Она ориентирована на запоминание. Не развивает фантазию. Хорошо, когда родители вместе с детьми берутся к написанию творческих задач, думают, как обосновать свое мнение, какие аргументы использовать. Создайте совместно "каркас" произведения, и дайте возможность ребенку добавить к нему что-то свое. Это для нее легче, чем придумывать произведение полностью. Наконец, даже если папа или мама сами написали для своего ученика произведение, это лучше, чем бы он его списал с книги или Интернета. Он имеет хороший пример, увидит, что это - работа, к ней нужно приложить усилия ".

По мнению писательницы Марии Кривенко, речь идет не просто о неумении детей высказываться, а о кризисе. "Те ученики, с которыми я общалась, в школе сочинения просто не пишут, они их списывают. Как по мне, то ни школьная программа, ни творческие задания на тестировании не дают возможности детям высказаться на свободную тему. Все загнаны в узкие рамки. Есть тезис - обоснуйте или опровергните ее. Да и сам тест предполагает скорее не знания, а кивок головой - да - нет. У детей формируется чисто предметное мышление, и вовсе не идет даже о минимальном философское ".

По мнению писателя Андрея Кокотюхи, сочинения вовсе не способствуют творческому развитию. "Все по шаблону - Шевченко гений, Леся Украинка - гений, но женского пола. Не должно быть произведений на заданную тему. Замечательно было бы, если ученику позволяли выбрать из периода литературы писателя и произведение и написать свое мнение. Закладывая в тему тезис о гениальности того или иного автора, воспитываем двойную мораль. Возможно, ученику не нравится творчество этого писателя. В школе мне было интереснее произведения не писать, а записывать курьезы в произведениях своих одноклассников. Учителя озвучивали это на уроках, а я записывал в специальные книжечки. Они у меня и остался.

Сочинение я писать не любил, несмотря на это, писал их на одну тему по восемь штук: для себя и для того парня, а они без ошибок даже списать не могли ... Кстати, возможно, именно это помогло мне держать высокую работоспособность сегодня, когда я могу одновременно работать над несколькими книгами.

Писательница Мария Людкевич настроена более оптимистично. Она ведет литературную студию "Родничок", имеет творческие встречи в школах. "Все зависит от учителя, или он поощряет детей к написанию сочинений, уважает мнение детей. Заметила, лучше всего это удается тем учителям, которые сами пишут. Как только выступаю в школе, всегда находится 2-3 ребенка, впоследствии приходят на студию. Сейчас среди детей больше прозаиков, пишут интересные сочинения интересуются фэнтези ".

"Письменное задание, которое дети выполняют при тестировании - нельзя считать вполне творческим. Это несколько другой формат, который называется - собственно высказывания, т.е. умение в пределах 200-250 слов поддержать или опровергнуть какое полемическое мнение, - считает профессор кафедры украинской литературы Львовского национального университета имени Ивана Франко Валерий Корнийчук. - Такой вид работы соответствует духу современности. Когда выпускные и вступительные сочинения писали несколько часов, они были большими по объему. Конечно, многие списывал. Во время ВНО списывания невозможно, так как тема высказывания - неизвестна никому. И в этом главная сложность для школьников, школы привыкли пользоваться шпаргалками, а учителя закрывали на это глаза. Мудрый учитель должен готовить своих учеников к такому виду работы: давать им подобные задания, выполняя которые, надо обосновать, аргументировать и проиллюстрировать определенный тезис, сформулировать выводы. Желательно, чтобы они делали это не дома, а во время урока, когда под рукой нет вспомогательных материалов. Грамотных учеников можно за несколько месяцев научить писать такие высказывания. Главное - четко и последовательно придерживаться заданной структуры текста, писать не слишком длинными предложениями, не повторять однотипные слова, пользоваться синонимами. По моим наблюдениям, поступающие теперь лучше выполняют такие задачи, так если недавно случалось много работ по фразе "мне не хватает слов", то сегодня словарный запас большинства учащихся становится богаче, они четко высказывают свое мнение ".

Современная молодежь не менее творческая, чем предыдущее поколение. Просто запросы и интересы у нее другие. И это нормально, вот только не совсем вписываются они в закостенелую структуру школьных программ.

Смотрите так же:

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.