search icoico arrow

Экстремальная педагогика

1. Почему социальная и экстремальная педагогика пришли к необходимости изучать Интернет-технологии? Для чего могут понадобиться Интернет-технологии в экстремальной педагогике?

Объединения учителей-предметников давно традиционно существуют, их следы можно найти в самых древних педагогических архивах, в соответствующих отделах библиотек. Социальная же педагогика, как отдельный вид профессиональной деятельности, появилась в сфере образования недавно, после большого перерыва, начавшегося в середине 20-х годов прошлого века.

Если говорить об экстремальной педагогике, то есть - деятельности в экстремальных педагогических ситуациях, то она вообще только рождается на свет, осознанно занимаются ею единицы, на свой страх и риск изобретая всех видов и достоинств педагогические "велосипеды".

Отсутствие информационного пространства, трудность обмена опытом и опознания его, вялость и невнятность методического обеспечения в этих сферах просто толкают нас к современным информационным технологиям. Количество бедствующих детей растёт, как помогать им, где искать смысловую опору, единомышленников, - проблем так много, что самое всемя решать их "в сети".

Если принять во внимание, что при 15 - 16 миллионах российских детей мы имеем 2 миллиона беспризорных, столько же - безнадзорных, а более половины всех ребят, по признанию специалистов, нуждаются в срочной социально-педагогической и правовой помощи, Интернет-технологии представляются просто необходимыми для поддержки и развития этих забытых Богом педагогических отраслей - социальной и экстремальной.

2. В чём специфика использования информационных технологий для детей - сирот?


"Ищу Человека" - постоянная составляющая всех состояний и настроений ребёнка-сироты. Поиск друга - сверстника, любого хорошего человека, которому ты будешь небезразличен, который будет думать о тебе лично, писать тебе лично. Помечтаем: ребёнок, "выбитый" из дома посреди ночи идёт не на вокзал, а к Точке Доступа и напрямую связывается с теми, кто способен ему действенно помочь. Беспризорных тогда просто станет меньше, "механизм" их появления очень прост… Здесь "сеть" предоставляет ребёнку большие возможности, хотя таит и опасности. Помочь ребенку - сироте "вылупиться" из скорлупы одиночества, не получив при этом травм, - большая и достойная задача для тех, кто использует НИТ в работе с детьми из детских домов, интернатов, приютов, работает с детьми, имеющими проблемы развития. Такая работа тяжела - как у сапёра с завязанными глазами - но необходима. Решение такой задачи влечёт за собой и социализацию, и адаптацию ребёнка к будущему (в том числе - недетдомовскому), и его образование.

"Ищу Человека" - говорят детдомовцы, интернята, инвалиды.

"Ищу Человека" - всё внятнее произносит Интернет Образование.

Тут бы всем и встретиться…

И вряд ли прав тот, кто полагает, что "перспективные" ребята сплошь собраны в элитных и элитарных школах, что все они опрятны, обеспечены, воспитаны. Подвигом юного Михайлы Ломоносова был долгий и тяжёлый путь из поморского села к людям за знаниями. Подвигом для тех, кто формирует политику Интернет Образования стало бы понимание, что среди сирот, беспризорных, инвалидов есть "свои невтоны", надо только шагнуть к ним. Не каждый ребёнок готов проделать путь со своего "поморского" детдомовского берега сам.

"Социально незащищённые" слои детского общества во все времена давали человечеству гениев не меньше, чем организованная детская "элита". Это легко посчитать вполне арифметически, открыв справочники и энциклопедии с жизнеописаниями великих людей.

3. Как, по-Вашему, должна выглядеть идеальная модель детского сообщества? Какое место в этой модели должны занять Интернет-технологии?

Детское сообщество - социоприродное явление, а не плод конструирования "инженеров человеческих душ". Общество склонно делить природные явления, в основном, на три категории: полезное, нейтральное и вредное.

Если вспомнить техническое оснащение и нравственную ориентацию Тимура и его команды, то совсем на другом полюсе окажется, например, прекрасно оснащённое "сообщество" современной детской порностудии в одном из приволжских городов, или компьютерные игрушки - приманки, через которые питерские беспризорники попадают в сообщество юных киллеров.

Сами Интернет-технологии могут так или иначе служить сообществу, но вряд ли формируют его. По крайней мере - пока. Формирование детских сообществ с помощью Интернет-технологий - дело будущего. Первые его ростки - спонтанные виртуальные детские сообщества в Интернет. Какой знак, плюс или минус, поставит им общество, где и как вырабатываются критерии оценки и участвуют ли в таком процессе сами дети - вопросы остаются открытыми.

… А с "идеальной моделью" детского сообщества всё просто: и десять заповедей есть, и "общечеловеческие ценности", в основном, сформулированы. Самое сложное и очень значимое звено - взрослые участники детских сообществ, призываемые и признаваемые детьми, их "навигаторы". Коммунарские объединения когда-то называли их "комиссарами", современные "крапивнисты" - "командорами". Несколько лет назад по улицам Ульяновска с грохотом носилась трёхколёсная тележка, обвешанная экологическими лозунгами и призывами. Ошибки в текстах выдавали спонтанность детского творчества. Владели тележкой три третьеклассника, называвшие себя "летучими обезьянами". Никаких взрослых при них не было, никто не призывал их слезть с тележки и сделать детский экологический сайт в Интернет.

Социальная активность детских сообществ, Интернет-технологии и люди, которые могли бы то и другое соединить, существуют пока очень раздельно…

4. Что сегодня является первоочередной задачей (вообще) для реализации этой модели?

Компьютерное образование детей и взрослых.

Информационное образование.

Один выпускник детдома выбросился из окна общежития ПТУ потому, что не сумел сам приготовить себе еду. Он не знал, как заварить чай. Самоубийством кончают жизнь десять процентов выпускнков детдомов и интернатов, 40% попадают под влияние криминалитета, который знает, как заваривается чай, и что можно легко добыть к этому чаю.

Как вариант, мы готовим виртуальный "Свой Домик" для ребёнка - сироты, войдя в который, он с помощью Интернет и электронной почты сможет удовлетворять свои потребности в общении со сверстниками, специалистами, организациями, приобретёт, пусть - виртуальный, - опыт элементарных бытовых знаний, представлений о своих возможностях, правах и обязанностях в обществе.

Обеспечение безопасности ребёнка при его общении со Всемирной Сетью.

Постройка в Интернет существенного блока информации для детей, если угодно - создание детского Интернет.

5. Какими, на Ваш взгляд, особенностями обладают современные дети? Взаимосвязаны ли эти изменения в детской психологии с НИТ?

Регулярно, раза два в год, задаю поисковым машинам в Интернет ключевые слова: "концепция Ребёнка", получается, по большому счёту, пока - нулевой результат.

С другой стороны, - нет более разных людей, чем дети.

Можно полагать, что "негативизмы" современных детей больше связаны с социально - экономическим состоянием семьи, с расслоением общества, субкультурным беспределом СМИ, нежели с НИТ.

Современный ребёнок может испортить зрение, безмерно разглядывая древнее насекомое через окуляр микроскопа прошлого века. Современный ребёнок может получить инсульт, безмерно заигравшись с машиной, которая лучше него отличает ноль от единицы.

Облечённое в стройную формулировку чувство меры, понимание разнообразия как НИТ, так и их потребителей, могли бы лежать в основе ответа на этот вопрос. Но у нас пока нет этого ответа…


Что касается детских домов, то там, зачастую, нужны не преобразования, а само обучение и воспитание, как его понимает гуманистическая культура, частью которой является педагогика. Нужна "реорганизация" общественного сознания. Тогда исчезнут детские дома, а проблемы, которые сейчас называются экономическими, политическими, социальными, справедливо предстанут перед обществом в виде проблем педагогических. Все сферы социального бытия формируют люди. А людей, пока что, формирует педагогика, где самое интересное и перспективное, подчас, в небольших и неформальных "конторах педагогических чудаков", самозабвенно украшающих мир новыми педагогическими идеями и открытиями. "Чудаки" плохо различимы за стройными зданиями "сферы педагогического обслуживания". Кто, например, знает о разработках и практике выдающегося современного педагога и социолога Михаила Кордонского, много лет назад занявшегося созданием сетевых детских сообществ, виртуальных и реальных педагогических сообществ детей и взрослых? Его опыт бесценен, социальная позитивность программ - бесспорна. Кордонский умеет с помощью Интернет "вытаскивать" с самого социального "дна" и обустраивать в жизни бедствующих детей, разве не этого хочет социальная и экстремальная педагогика?

Наверное, в тех детских домах, где "педагогическое обслуживание" существует на уровне животноводства, логично было бы обновить персонал, а детей "поводить по пустыне", но где взять персонал новый, лучший? Появление в детском доме человека, способного думать, сострадать, сопереживать и действовать, оснащенного мгновенным контактом с коллегами, специалистами, защитниками прав ребёнка, уже реформирует закрытое детское учреждение. Заметим при этом, что хорошие детские дома есть, жаль только, что они - детские дома…

6. Какими, по - Вашему, должны быть современные педагоги?

- Культурными, консервативными, толерантными. Умеющими определить в каждый миг меру взаимодействия с воспитанником, степень вмешательства в личность. Нравственно устойчивыми, умеющими отличать вину от беды.

7. Что Вы думаете о сетевых сообществах единомышленников?


Единомышленников - замечательно. Особенно, когда педагогика суть ремесло, где мастерство - качественный сбор и использование информации в профессиональных целях.

Сложнее обстоит дело с "единочувственниками". Особенно, когда педагогика суть искусство, где дело мастера ничуть не боится, а - любит. Где важнее содержания бывает интонация, почерк, стиль.
И есть ли место в сетевых сообществах профессионалов самим детям, ради которых (наверное) такие сообщества существуют?

Нам пока неведомо, дал ли кто-нибудь определения параметров сетевых сообществ как сообществ человеческих. Тот, кто держит в руках этот ключ, наверняка может компетентно судить и о сетевых сообществах единомышленников.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.