search icoico arrow

Эмоции и обучение

В повседневной жизни хорошо известна роль эмоций, важны они и в процессе обучения. Применительно к урокам в школе их влияние необходимо учитывать и при монологе учителя, и при его диалоге с учащимися, и при оценке их знаний.

Объём информации, который детям приходится усваивать, растёт непрерывно. Дети давно уже начинают учиться в школе с 6 лет, давно вынашиваются планы и 12-летного обучения в школе. Даже при тщательном отборе самой главной информации нагрузка на подростков всё равно получается чрезмерной. Появляются идеи сокращения каникул, увеличения числа уроков в день, увеличения рабочей недели и т.п. То есть проблему по-прежнему пытаются решить "количественным" способом. Есть подозрение, что количественный подход не поможет в поисках выхода. Выборочный анализ программ, например, по биологии, показывает, что на первый взгляд учителю времени вроде бы достаточно. Например, в 9 классе по предмету "Человек и его здоровье" на одно понятие приходится примерно 20 минут. За это время надо, пользуясь словами, сформировать представление, о каком-то понятии и проверить, как усвоена информация предыдущего урока. Даже если использовать для оценки знаний метод устного тестирования , который позволяет контролировать знания быстро, легко и справедливо, времени для формирования одного, даже весьма поверхностного представления остается мало - примерно 10 минут. Другими словами, ценность учителя как источника первичной информации (а часто единственной и основной!) очень невысока, и быть высокой не может. Разумеется, есть ещё источник информации - учебник. Если судить по учебникам биологии, это - крайне скудный источник. В перспективе можно ожидать, что учебник уступит место компьютеру.

То, что гемоглобин переносит кислород и углекислый газ, в учебнике написано, и много говорить об этом не стоит. А вот то, что он ещё оксид азота переносит, сказать надо обязательно. Как переносит, зачем? В учебнике об этом ни слова, а Нобелевскую премию за это открытие уже присудили... Стоит давать на уроках последние новости, гипотезы разные, странные, даже сомнительные. Да, они ещё не проверены, не доказаны. Но, главное, не истину на уроке найти, это ведь не судебное заседание. Главное, искру зажечь, пробудить интерес, прежде всего, вызвав удивление. "Не гонитесь за количеством преподанного материала. Возбудите только любопытство! Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте их. Зароните искру. Огонь сам разгорится там, где для него найдется пища. Это сказал Анатоль Франс, а мы забываем эту важную истину или не осознаём.

Учитывая сказанное, следует признать, что существует эмоциональное воздействие и на учителя со стороны учащихся. Есть воздействие коллективное, когда дети слушают рассказ учителя, и есть - индивидуальное, когда приходит пора оценивать знания каждого. Учитель - наполовину актёр, а актёры часто говорят, что их игра сильно зависит от реакции зрителей. Бывает играть легко, когда зрители поддерживают и понимают, а бывает - трудно, когда слова падают в пустоту, будто невидимая стена стоит между сценой и залом. По этой же причине актёрам перед пустым залом играть трудно. Нужен хотя бы один зритель. Учителя располагают похожими наблюдениями. В одних классах работать легко и приятно, хотя в них бывает и шумно. В этих случаях устанавливается эмоциональная связь с детьми. Порой весь урок можно вести, опираясь только на вопросы, которые они задают. Можно уходить в сторону от темы, возвращаться, опять уходить, но чувствовать интерес класса, который придает силы, и только звонок служит сигналом остановки. В других классах, например, в классах коррекции, работать - мученье. Об этом учителя говорить не любят и стараются такие уроки из памяти вычеркнуть. На таких уроках никакие актёрские способности не помогают, не помогают даже и абсолютно для всех интересные темы, например, посвященные сексу. Учитель находится в явном меньшинстве перед группой совершенно неразвитых существ. Огорчаться не надо, не надо и многого требовать от учителя. Никакой актёр в чистом поле играть не будет. Там нет никого, кто бы воспринял его эмоции. В такой ситуации выручают поурочные тесты. Даже у самых трудных подростков возникает естественное наивное желание угадать правильный ответ. В самых тяжёлых классах можно все 45 минут посвятить тестированию. Будет получено много оценок (разумеется, невысоких), и будет это самым простым вариантом урока, но всё-таки вариантом обучающим.

Особого внимания заслуживает эмоциональная связь учителя и учащегося при оценке знаний. Тут много зависит от способа получения оценки. При устном ответе (с места или у доски) эмоциональное воздействие максимально. Психологи подтверждают, что таким способом оценку получают не столько сами знания, сколько навыки свободной речи и умение производить впечатление знающего. Разумеется, опытный педагог оценить и знания отвечающего и его умение рассуждать сможет.

Но эмоциональный фон эту работу затруднять будет. Любому учителю крайне тяжело игнорировать личную симпатию или антипатию к конкретному учащемуся. Эмоции в жизни естественны. Одному хочется задать вспомогательный вопрос, а ответ другого - встретить молчанием. В результате оценка за устный ответ приобретает очень яркую эмоциональную окраску и становится необъективной. Кроме того, знание элементарных приёмов практической психологии (часто интуитивное!) помогает учащимся получать завышенную оценку, а, значит, необъективную. В опыте любого учителя такие примеры найдутся. Неопытные (или заинтересованные) преподаватели даже неосознанно подсказывают правильную линию ответа учащимся и самой постановкой вопроса, и комментариями, и даже мимикой, например, кивают. Дети умеют эти эмоциональные знаки понимать и использовать в своих целях очень хорошо. Им, например, во многих случаях достаточно слушать вопрос учителя внимательно, во всем с ним соглашаться при малейших промахах в ответе, уметь переводить разговор на смежную и более знакомую тему или просто повторять слова преподавателя. Встречаются "таланты", которые могут запутать и даже сбить с толку учителя противоречиями своих собственных ответов, наигранным удивлением или молниеносной готовностью согласиться, сменив утверждение на противоположное, и избежав спора. В самых сложных для учителя случаях возникает спор, и действие переносится из школьного класса в "зал суда", где роль играют уже только одни эмоции. С одной стороны эмоции несогласного учащегося, а с другой стороны - эмоции рассерженного учителя. Такие случаи в обычных современных школах не редкость. И здесь тоже помогают решить проблему поурочные тесты. Но если тесты написаны на бумаге, некоторые даже здесь пытаются "перетянуть одеяло на себя". Они смещают акцент с проверки знаний в сторону личных взаимоотношений с учителем. Способов много.

Самый примитивный и распространённый: "Скажите, а что это за буква (слово)? Или «здесь непонятно написано (плохо пропечаталось, очень мелко)». Способ другой, сложный и нахальный: "А я так и ответил, это Вы меня не расслышали!" А сидящий рядом друг ещё и кивнёт в знак солидарности. Выйти из положения можно уже только предложив другой вопрос. То есть учащиеся используют здесь эмоции в своих интересах, чтобы получить завышенную оценку или оспорить ту, которая их не устраивает. Но свести к минимуму роль эмоций при оценке знаний учитель может опять-таки с помощью поурочных тестов. К этому располагают сами тесты. Они делают полученную оценку "отчуждённой" от личности преподавателя и помогают поддерживать спокойную и деловую обстановку на уроке. Они помогают гасить конфликты. В перспективе (и это будет идеально!) их можно предлагать с помощью компьютера, тем более что соответствующие программы давно существуют.

Эмоции, таким образом, могут помогать обучению, например, при объяснении материала, а могут и мешать, например, при оценке знаний. Из сказанного можно сделать два вывода. Первый вывод - изучать в школе практическую психологию и учителям, и ученикам. Второй вывод - широко внедрять и постоянно коллективно совершенствовать поурочные тесты.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.