search icoico arrow

Факторы изменения поведения персонала в неопределённых условиях среды

Факторы изменения поведения персонала в неопределённых условиях среды

В настоящее время, как государственные предприятия, так и коммерческие организации находятся в сложных социально-экономических условиях, вызванных переходом от плановой к рыночной модели экономики. Изменилась среда, в которой функционируют предприятия, она усложнилась и стала менее определенной. Таким образом, усложнился процесс адаптации специалистов к новым условиям работы, которые возникли на предприятиях и в организациях. Мы проанализировали, при каких условиях специалисты готовы менять свое поведение в соответствии с изменениями в среде, для того чтобы более гибко отстроить процесс адаптации и уменьшить риск "выпадения" из организации.

Мы провели письменное интервьюирование специалистов, которые в настоящее время активно заняты поиском рабочего места на рынке труда г. Харькова (Украина). В исследовании приняли участие 50 человек в возрасте от 22 до 50 лет. Мужчины и женщины были представлены в равной пропорции. Все испытуемые имели высшее образование (из них 76%-техническое и 24% гуманитарное). Из них претендовали на вакансию инженерного персонала - 32,0%, офис-менеджера - 22,0%, сотрудника коммерческого отдела -20,0%, администратора -17,0%; психолога -10,0%.

Для получения, обработки и интерпретации данных мы воспользовались методом семантического исследования структуры смыслов в вербальном образе.

Интервьюированным был задан вопрос: "Что, по Вашему мнению, должно стимулировать людей менять свое поведение?". Ответы, полученные от респондентов, были объединены по семантическим признакам, смысловой близости.

Таким образом, нам удалось определить следующие факторы, при наличии которых специалисты готовы изменять свое поведение (данные исследования представлены в Таблице 1).

Итак, в результате обработки данных мы обнаружили следующее. Приоритетным фактором, как для мужчин, так и для женщин является мнение и отношение к ним окружающих - почти треть от всех высказываний. Это свидетельствует о реактивном способе изменения своего поведения - реагирование на внешний стимул. Т.е. экстрапунктивная реакция, которая присуща людям с внешним локусом контроля . Это ориентация на социальную референтную группу (стремление демонстрировать социально одобряемое поведение). А также стремление к профессиональному и личностному росту, чтобы заслужить положительную оценку со стороны наиболее привлекательной группы людей (мотивация аффиляции). В этом проявляются ментальные особенности поведения, присущие населению стран "постсоветского" пространства, т.е. годами воспитанное чувство коллективизма, ориентации на группу, стремление не выделяться и быть как все.

Причем признание со стороны окружающих важнее получения материального вознаграждения для мужчин в два раза, а для женщин почти в четыре. Это отражает ценность богатства в нашем менталитете. Дефиницией это факта может служить поговорка: "Добрая слава лучше богатства". Таким образом, в культуре населения стран "постсоветского" пространства не признается связи между признанием и богатством.

Все же для мужчин материальное стимулирование является более важным фактором, чем для женщин. То есть, они готовы менять свое поведение за определенную плату, тем самым компенсировать экономическую фрустрацию за счет ресурсов организации (в данном случае материальных). Вероятно, они будут более склонны, чем женщины требовать повышение заработной платы и менять организацию при предложении более выгодных финансовых условий (с этим связана распространенность на "постсоветском" пространстве явления устройства на работу по знакомству, коррупция).

Женщины демонстрируют иррациональное поведение. Они меняют свое поведение в ситуациях, когда они по каким-то причинам недовольны собой и просто по настроению. Женщины стремятся получить эмоциональное подтверждение своей социальной привлекательности.

К сожалению, мы ограничены объемом этой работы, но сама проблема нуждается в дальнейшем рассмотрении и исследовании.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.