search icoico arrow

Фальсификация образования в свете возможностей Интернета

Помнится, когда я учился в школе, в нашем курсе химии был материал не только о том, скажем, как получить химическим путём сталь, но и том, как она ржавеет и как можно предотвратить подобное разрушение металла; не только о том, как получить медь, но и о её окислении и т. д. И это было целесообразно. Потому что авторов курса химии, а вслед за ними и нас, школьников, интересовало не только применение изучаемых знаний, но и результаты нашей деятельности – а что будет потом. Разве забота о перспективах своего труда не является естественной?

Давайте посмотрим с этой точки зрения на состояние образования в нашей стране. Много усилий современных педагогов тратятся на то, чтобы молодёжь могла получить разностороннее и основательное образование. Однако общая результативность этих усилий оказывается совершенно недостаточной. Почему?

Тому, я полагаю, имеется немало причин, в частности, объективных, связанных с кризисным состоянием нашего общества, с тяжёлым финансовым состоянием не только школ, но и всей системы культурных учреждений и т.д. Преодолеть указанные обстоятельства совсем непросто.

Однако есть фактор, который вполне поддаётся волевому, в частности, управленческому регулированию – это распространённая фальсификация образования. Это та «ржа», которая разъедает нашу образовательную систему. Именно она подтачивает и сводит на нет многие педагогические усилия. Хотелось бы остановиться на ней подробнее.

Начну с одного случая. Мне довелось быть на уроке, который проводила молодая, только закончившая педвуз учительница рисования в 1 классе.

– Сейчас мы будем рисовать фантастическое животное, – сказала учительница первоклассникам. – Возьмите карандаши и рисуйте. – Дети начали рисовать. Больше за весь урок учительница не сказала ни слова. Она поглядывала на детей, иногда подходила к какому-нибудь ученику и стояла около него. Кто-то из детей продолжал рисовать, кто-то с кем-то разговаривал, иные ходили по классу, человек шесть ползали по полу. Учительница рисования продолжала молчать, а дети - по-своему развлекаться. Позднее половина класса вывалилась в коридор, и оттуда послышался некоторый шум. Наконец, в класс ворвалась учительница соседнего класса и стала, невзирая на стоящего учителя, кричать на детей, что они срывают ей урок, что нельзя во время урока выходить в коридор, шуметь там и врываться в соседний класс. Она ушла. Дети продолжали развлекаться… Вот такой был «урок».

Мне захотелось прояснить причины такого странного ведения занятий с детьми. Правда, сначала я подумал, не сказались ли на уроке трудности начинающего педагога. Но девушка проработала в школе почти два месяца, провела уже немало занятий. А кроме того, все обстоятельства урока позволяли предположить, что причины какие-то другие. Поэтому попозже я попросил учительницу ответить на некоторые вопросы:

- Какова была тема урока?
- Нарисовать фантастическое животное.
- А какова цель?
- Нарисовать фантастическое животное.
- Зачем?
Молчание.
- Вы планировали урок? Что сначала, что потом? –
Молчание. Видно, что не задумывалась об этом. Ничего не смогла она сказать и о запланированной для этого урока методике преподавания. Тогда я спросил её:
- А вас в вузе обучали методике преподавания рисования?
- Да.
- Кто?
- Какая-то женщина…
- Как её фамилия, как зовут?
- Не знаю!
- А сколько занятий у вас было?
- Меньше десятка!
- И педагогику там преподавали?
- Да.
- А кто?
- Тоже какая-то женщина, я тоже не помню, как её зовут.
- Сколько было занятий?
- Семь или восемь…

Любопытно. Мы тратим на обучение студента педагогике и методике сотни часов (и не только каждый студент знает своего преподавателя, но и каждый преподаватель студента!), а им хватает в десять раз меньше!.. Но самое поразительное открытие ждало меня позже. – Скажите, пожалуйста, какой вуз и какой факультет вы окончили? Тогда молодая учительница называет не только вуз, где я работал, но и тот самый факультет, на котором преподавал педагогику именно я! И что самое интересное – я был там единственным преподавателем педагогики!! Но выпускница вуза не была со мной знакома, а я – совершенно точно – видел её впервые! Такой вот детектив!

Иду к директору школы, прошу показать диплом начинающего учителя. И вижу – диплом наш и оформлен он нашим деканатом со всеми нужными подписями и печатями. Пришлось обращаться в деканат.

И тут всё выяснилось. Эта девушка кончила коммерческий вуз, который арендовал у нас некоторые помещения. (Кстати, я поинтересовался у руководителей художественного факультета этого вуза, сколько занятий по педагогике и методике преподавания рисования проводилось с их студентами и кто преподавал эти предметы интересующей меня выпускнице. Не больше десятка занятий по каждому предмету, – ответили они, – а преподавали «какие-то женщины». Всё совпало!) Итак, девушка окончила коммерческий вуз. Но «поскольку» работники вуза не имели права выдавать дипломы государственного образца, им разрешили оформлять дипломы через наш деканат! Вот как мило: и волки сыты и овцы целы, а главное – все довольны! Однако, что могут получить дети у такого учителя и чему научиться? Я бы свою дочь такому учителю не доверил, и, думаю, многие родители со мной согласятся…

Почему происходят подобные вещи? Видимо, это кому-то выгодно. Можно предположить, что некоторым вузовским преподавателям не хочется излишне напрягаться, тратить много времени и сил на подготовку специалистов, но в то же время получить возможность некоторого приработка (что, конечно, существенно для них в наше тяжёлое время!). С другой стороны, это очень удобно для плохо подготовленного абитуриента. Заплатив деньги, без особых трудностей и конкурсов попасть в вуз, без особого напряжения и довольно быстро получить вожделенный диплом о высшем образовании (которого, т.е. высшего образования, на самом деле не было и в помине!) и устроиться на работу.

Хотя всё это полезно и выгодно двум указанным сторонам, но совершенно неприемлемо для будущих учеников таких «учителей», родителей учащихся, школы и общества в целом. (Кстати говоря, та учительница рисования, о которой я рассказывал в начале статьи, промучившись два года, – и промучив детей – всё-таки была вынуждена уйти из школы. Но всегда ли в подобных обстоятельствах так «везёт» ученикам, их родителям и школе?) Учитывая, что описанный случай – не единичный факт, можно представить себе культурные, экономические и иные потери общества.

Пусть читатель не подумает, что я против всех коммерческих вузов. Нет. Я считаю, что многие из них делают весьма полезное дело и расширяют культурный потенциал страны. Но, во-первых, вузы бывают разные. А, во-вторых, каждый из них обязан удостоверять качество своей работы собственным дипломом. И если кто-то из них не получил ещё права на выдачу диплома государственного образца, то это право надо заслужить высоким качеством образования в вузе. И никак иначе.
Пример, с которого начинается статья, можно дополнить многими другими, проясняющими некоторую тенденцию.

Нередко в вузах и в разных людных местах можно увидеть объявления о платном изготовлении курсовых и дипломных работ. Получается интересная картина. Преподаватель даёт студентам задания на курсовые и дипломные работы, чтобы стимулировать самообразование, включить их в более активную исследовательскую деятельность и поупражнять в ней. А добрые дяди (судя по тем работам, которые попадали в мои руки, возможно и кандидаты наук) за определённую мзду освобождают их от этой совершенно необходимой деятельности! Совсем как те родители, которые делают уроки вместо своих детей! Только небескорыстно. Разве это не разрушение самостоятельной, научной, наиболее творческой работы студентов, не подрыв учебного процесса в вузе? Ведь эффективность учёбы студентов во многом зависит от объёма и уровня их самостоятельной познавательной и – со временем – научной деятельности. Освобождать их от этой деятельности – значит разрушать самую важную часть вузовского образовательного процесса. Тогда уж проще сразу продавать им дипломы об окончании вуза, не тратя времени и сил на обучение!.. Для фальсификации образования в последнее время стали широко использовать возможности Интернета.

А возможности его очень и очень велики. Попробуем, опираясь на собственные представления и на мнение видных ученых, рассмотреть вкратце эти возможности, ту пользу, которую приносит это замечательное изобретение человечеству, и те опасности, в частности для образования, обучения и воспитания, которые появились с его проникновением в нашу жизнь.

Интернет сочетает свойства сравнительно доступной и самой массовой библиотеки, позволяющей быстро получить и напечатать на компьютере нужную информацию, с возможностями обсуждения различных проблем через телеконференции, листы объявлений, синхронного обмена информацией, электронную почту. Доступность безбрежных культурных накоплений и справочных материалов, быстрый поиск и извлечение необходимых программ, возможность и удобство редактирования и печатания их, быстрой связи с нужными владельцами компьютеров, обмена мыслями и материалами делает интернет уникальным и великим средством культурного развития громадного числа людей. Содержательность и доступность его культурных богатств поражают воображение даже много повидавшего современного человека.

Громадные возможности Интернета в образовании связаны с тем, что он очень удобен для получения знаний независимо от расстояния потребителя до любых библиотек и музеев и до фактического нахождения культурных объектов. Он является замечательным средством дистанционного обучения, давая учащимся свободу в выборе времени учения. При этом получение знаний сочетается нередко с увлекательными переживаниями, с удовлетворением важной потребности человека дополнять реальную жизнь иллюзорной!

У многих людей есть такая потребность «проживать» в «параллельных мирах» воображения, художественной литературы, искусства, карнавала или религии. Кроме реального мира человек нуждается в иллюзорном. Включение человека в иллюзорные миры (в том числе – в миры компьютера и Интернета) может оказаться не менее плодотворным и полезным для развития его психики, воображения, мышления, памяти, как включение детей в мир сказок, игр и, в частности, компьютерных игр. Правда, здесь есть свои опасности, связанные с уходом, бегством от реальности и жизненных проблем.

Тем не менее, можно с полным правом говорить о громадных образовательных и развивающих возможностях Интернета. Широкая информатизация школ и вузов, уверенный рост продаж компьютеров и различных приспособлений к ним, в том числе средств подключения к интернету, увлечение студентов и школьников компьютерными играми, общением через Интернет, поиском там различных информационных материалов, наконец, втягивание интеллигентов разного возраста в использование компьютеров и работу в интернете – все это свидетельствует, в частности, о широкой моде на компьютер и интернет. Увлечение компьютером и Интернетом преподавателей вузов и школ вполне понятно. Они понимают, насколько удобно это средство для поиска и обработки информационных материалов. Они и сами с успехом используют преимущества этого средства.

Однако компьютер, усиленный Интернетом, обладает немалыми опасностями для образования и воспитания молодежи и школьников. Среди многочисленных компьютерных дисков и предлагаемых Интернетом видеоматериалов и текстов находится немало сцен, игр, картинок и фильмов, привлекательно изображающих отношения между людьми на морально примитивном уровне. Безбрежная крутая эротика и просто порнография навязываются беззащитным (именно в силу своего возраста) подросткам и школьникам. Такова основная опасность Интернета для воспитания молодежи. Не менее велика опасность для образования. Используя компьютер и интернет, очень удобно фальсифицировать образование.

Образование личности идет не только через ее знакомство с культурными текстами, усвоение и запоминание их. Еще важнее – всестороннее упражнение и развитие интеллекта. Нельзя научить школьника или студента, если он сам не включится в напряженную познавательную и творческую деятельность. Учитывая необъятную громадность современного содержания образования, которую надо освоить учащемуся, это весьма нелегкая задача. Стремясь избежать необходимых усилий, часть студентов стремится изобразить, а не выполнить познавательный труд, подделать рефераты, курсовые и дипломные работы, выдав чужие тексты за свои. Тексты из Интернета убивают не только проблемное, но и репродуктивное обучение.

В подрыве качества образования виноваты не только сами студенты, школьники, но иногда и преподаватели. Если преподаватель в течение десятков лет повторяет своим ученикам одни и те же, давно обветшавшие и негодные «знания», то такой учебный материал только засоряет голову учащихся и снижает уровень их образованности. Если студент или школьник ходит к преподавателям только для оценки и диплома (аттестата), если он старается заполучить эту оценку или диплом любыми средствами, вплоть до жульничества – то такое «образование» мало что ему даст. И вот мы видим немало выпускников вузов, которые работают совсем не в той области, которая записана в дипломе, государственный сертификат оказывается ненужным, а время – потраченным зря.

Все эти факты я привёл для того, чтобы заострить проблему фальсификации образования. Наряду с процессом совершенствования образования, подкрепляемым постоянными и упорными усилиями многих педагогов – практиков и учёных - развивается обратный процесс - его ухудшения, фальсификации. И если мы хотим противиться этому злу, то надо, прежде всего, разобраться в его причинах.

Размышляя над этими проблемами, я прихожу к таким выводам. Распространёнными причинами фальсификации образования являются: а) со стороны участников образовательного процесса – преподавателей и учащихся (включая студентов) – смещение установки на образование; б) со стороны руководителей образовательного процесса – смещение основных задач по руководству образованием.

Начнём со второй группы причин. Естественная задача руководителя образовательного процесса – повысить его эффективность, результативность. Чем более культурными и образованными окажутся выпускники школы и вуза, чем более подготовленными к будущей жизни и деятельности они будут – тем лучше руководители выполняют свои задачи. Но это в норме. А вот если на первый план выходит задача дешевизны образования, если не выделяются необходимые средства на оплату преподавателей, на содержание школ и т.п., тогда неизбежно падает качество образования. Столь же губительно сказывается на образовании выдвижение на первый план чисто престижных соображений руководителей – блеснуть своими собственными знаниями, умением красиво говорить и выглядеть, устанавливать хорошие взаимоотношения с непосредственными начальниками – и всё в ущерб главному своему делу. А главное дело выполняется скверно, формально: «Студент получил диплом – значит, выучился и может работать по специальности!» «Больше выпустили дипломированных специалистов – значит, поработали хорошо!»

Но вернёмся к первой группе причин, зависящих от преподавателей и учащихся. Например, если преподаватель работает формально, не думая о последствиях, готовится к урокам абы как, а, может быть, и вообще не готовится. Проводит контрольную работу не потому, что ему что-то надо проверить и показать учащимся, а потому что указано начальством – провести контрольную.

Здесь истинной причиной действий преподавателя является вовсе не стремление лучше обучить своих учеников – а совсем другие, например, – сберечь силы для каких-то более интересных учителю дел или не испортить отношения с начальством. Когда школьник или студент готовится к занятиям чисто формально или просто списывает решения задач у товарищей, то их истинные цели и интересы лежат вне образования. У таких преподавателей, школьников и студентов произошло смещение целей и установок на образование. Они неправильно подготовлены к процессу обучения, более того, плохо воспитаны. Обращаясь к проблемам высшего образования, мы можем констатировать, что важнейшие причины смещения целей и установок некоторых участников образовательного процесса, т.е. в первую очередь преподавателей и студентов, в следующем:

А) Общее обнищание и стремление быстрее поправить своё материальное положение, а то и обогатиться,
Б) Плохое воспитание тех и других,
В) Искажение государственной политики в области образования.

Как можно бороться с фальсификацией образования? В данной статье нет смысла касаться пунктов А) и В), поскольку преодоление этих причин во многом выходит за пределы возможностей наших читателей. (Хотя в скобках можно заметить, что наведение элементарного порядка в руководстве образованием и ужесточение контроля за работой вузов вполне в силах государства и, конкретнее, министерства образования даже в нынешнее нелегкое, кризисное время). Что же касается неправильной подготовки иных преподавателей и студентов к своей профессиональной деятельности и просчётов в их воспитании, то это вполне зависит от вузовских преподавателей, которые работают со студентами, т.е. с будущими преподавателями школы, а то и вуза.

Борьба с подделками в самостоятельной работе студентов необходима, но весьма сложна, поскольку нельзя (бесперспективно) запретить пользоваться компьютером и Интернетом или покупать рефераты, выполненные другими лицами. Я вижу такие пути решения проблемы.

При представлении выполненной на компьютере самостоятельной работы требовать от студента подготовительные материалы (выписки, конспекты, предварительные планы)
Требовать показать связь текста с указанными источниками
Давать задания по реферированию недавно вышедших научных журналов, по которым нельзя найти материал в интернете
Формировать у студентов нетерпимость к подделкам
Увлечь их действительно творческой работой.
Но посмотрим на проблему шире. Необходимо различными способами стимулировать честную познавательную деятельность, в частности используя для этого прогрессивную рейтинговую систему управления работой студентов (см.: 1)

Вузовские преподаватели знают, сколь существенно эффективность учебной деятельности студентов зависит от стимулирования их познавательной активности. Однако стимулом нередко выступает лишь предстоящее после окончания вуза получение заветного дипломного удостоверения. Если получение этого документа приближается, студент доволен своей работой, а если возникает опасность остаться без диплома, то он напрягает свои силы, чаще посещает занятия, больше читает, конспектирует, чаще выступает на семинарах, снова и снова сдаёт зачёты или экзамены и т.д.

Бесспорно, возможность получения диплома о высшем образовании – сильнейший стимул, потому что он открывает студенту важнейшие жизненные перспективы. Но было бы целесообразным усилить влияние некоторых других стимулов.

Прежде всего, увлечь его своей профессиональной деятельностью, радостью нести знания людям, выступать проповедником социально ценных идей, помогать ребёнку стать счастливым человеком. Удовольствие от увлекательных дискуссий с товарищами, от успешной педагогической деятельности, наслаждение от самостоятельного исследования научных проблем и раскрытия профессиональных тайн, радость от обогащающего общения с любимыми преподавателями – все эти стимулы побуждают студента не просто тянуться за дипломом, но и стремиться получить настоящие знания.

Чтобы перестроить и обогатить установку студентов на образование, преподавателю необходимо совершенствовать свою работу с ними. Нельзя ограничиваться сообщением знаний студентам, организацией их самообразования и проверкой того, как они усвоили эти знания. Процесс обучения должен включать многоразличную деятельность с ними в области преподаваемого предмета. В идеале студенты должны как бы «проживать» в некотором адаптированном мире своей будущей профессии, в данном случае – в мире обучения и воспитания детей, в мире школьных событий, дел и интересов, в мире конкурсов, игр, уроков, классных собраний и детских переживаний. Если эта модель педагогической деятельности и школьной жизни достаточно богата и имеет мажорную и романтическую окраску, она больше соответствует возрастным особенностям самих студентов, облегчает усвоение педагогических знаний и притягивает их к своей будущей профессии.

Опыт показывает, что обогащение деятельности студентов легче тогда, когда мы используем многоразличные формы работы с ними. Конечно, и в традиционные семинары можно включить элементы практических занятий, деловых игр, дискуссий и даже встреч с работниками школ и с учащимися. Однако наши возможности существенно возрастут, когда мы используем такие формы, как педагогический кружок, педагогический клуб, студенческая олимпиада, конкурс научных студенческих работ, студенческие педагогические форпосты по месту жительства детей и, наконец, педагогическая практика.

О богатых возможностях многих из этих форм мне уже приходилось говорить в педагогической печати (2-4). Можно сослаться и на работы других авторов, показывающих важность психологической настройки студентов на работу в школе и на отдельные средства для решения этой проблемы (например, 5; 6, стр. 63). Здесь хотелось бы добавить несколько слов о практике в школе. В прежние годы студенты всех курсов педвуза ходили на практику. На IV и V курсах они давали уроки (эта практика сохранилась и сейчас), а вот на I-III курсах помогали классным руководителям вести внеклассную работу с детьми. Для этого им выделялся один день в неделю. Даже за этот день удавалось немало сделать. Ещё лучше было тогда, когда мы собирали эти дни за весь год, и получался чистый месяц работы в школе. Такая концентрация позволяла достичь весьма успешных результатов во внеклассной работе (и это была ощутимая помощь классным руководителям), но главное – позволяла лучше изучить школу, адаптироваться к ней, попробовать свои силы в ведении кружков и других школьных дел и проникнуться самим духом педагогического общения.

Сейчас от всех этих форм, за исключением практики на старших курсах и конкурса студенческих научных работ, пришлось отказаться – не выделяются денежные средства. Преподавателям стало проще – прочли лекции, провели семинары, приняли зачёты и экзамены – и всё, работа выполнена.

Однако «проще» – не значит «лучше». Как говорится, иная простота хуже воровства. Хочется напомнить старый анекдот, как цыган лошадь кормил. Он решил поэкспериментировать – нельзя ли на ней сэкономить – и с каждым днём давал ей всё меньше еды, пока совсем не перестал кормить. И всё было хорошо – дешевле и проще. Вот только лошадь сдохла!..

Конечно, проще и дешевле – проводить меньше занятий со студентами, может быть, во много раз сократить курс по изучению педагогики, как делают в иных «новых вузах», а ещё «проще» – просто продать им диплом об окончании вуза! Только вот что будет со школьниками и школами, куда придут такие выпускники вузов?!

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.