search icoico arrow

Герберт Спенсер

Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека.

Г. Спенсер


В этом году исполняется сто лет со дня смерти великого мыслителя, философа, ученого Герберта Спенсера (1820-1903 гг.), оставившего потомкам известный всему миру десятитомный труд «Система синтетической философии», явившийся результатом полувековой работы. Но в его наследии есть и довольно небольшое, в сравнении с упомянутым многотомником, исследование под названием «Умственное, нравственное и физическое воспитание», издание которого сразу же поставило его в ряд знаменитых педагогов. Имя Спенсера известно всем преподавателям еще со студенческой скамьи. Его теория воспитания изложена в учебниках по истории педагогики. Мы не будем в этой статье подробно рассматривать ее. Сегодня у нас другая цель – вспомнить Спенсера-человека, рассказать о его жизненном пути, интересах и стремлениях; горестях и радостях, разочарованиях и взлетах, представить его таким, каким он был в повседневной жизни.

Герберт Спенсер родился 20 апреля 1820 года в центре Англии, в Дерби в потомственной семье учителей. Его дед был учителем. Один из братьев его отца, Томас Спенсер, священник по профессии, в деревне, где был его приход, основал школу, народную читальню, организовал общество снабжения бедных одеждой, то есть занимался просветительством и благотворительностью.

Отец Спенсера с 1814 года, за шесть лет до рождения сына, занимал должность секретаря в обществе любителей знания, основанном Эразмом Дарвином, дедом известного впоследствии Чарльза Дарвина. О матери известно только то, что она была весьма общительной и очень любезной женщиной. Все, кто знал отца Герберта, вспоминали о нем как о человеке выдающегося образования, самостоятельного мышления и живого пытливого ума. В школьной практике он решительно отвергал шаблонные методы обучении, старался воспитывать в детях самостоятельность и способность к наблюдению, одним словом, он с в своей педагогической деятельности воплощал те идеи, которые получили развитие в знаменитых этюдах о воспитании его сына. Педагогические воззрения отца, несомненно, имели большое влияние на духовное развитие сына. Спенсер сам признавал, что многими характерными чертами своего образа мыслей он обязан своему отцу, и, прежде всего, «глубоко коренящейся в нем склонностью во всем искать причины и именно причины физического свойства». Но отец его действовал больше примером, чем словом.

Герберт был единственным, оставшимся в живых, ребенком в семье. Через три года после рождения сына семья переехала в Ноттингем, это было продиктовано болезнью отца. В Ноттингеме половина жителей занималась производством кружев, этим же начал заниматься и отец Герберта. Но такое ремесло оказалось ему не вкусу. Через некоторое время отец вновь вернулся к преподаванию.

Маленький Спенсер некоторое время посещал школу в Ноттингеме, а в Дерби с ним занимался отец. У Герберта настолько было плохо со здоровьем, что родители несколько раз опасались за его жизнь, поэтому отец создавал ему в обучении щадящий режим. Читать Герберт научился, когда ему шел восьмой год. Но, даже овладев этим искусством, не торопился им воспользоваться. Надо сказать, что в школе он учился неохотно, был невнимателен и ненавидел заучивание наизусть. Он был непослушным и упрямым ребенком, не поддавался наставлениям и увещеваниям и был далек от образцового ученика. Именно такого мальчика, оказывающего сильное противодействие всякому подчинению, можно узнать в работах взрослого Спенсера, в которых он ратовал за право и свободу индивидуума и протестовал против насилия и власти.

Но воспитание Герберта не заканчивалось школой. Дома с ним занимался отец, который обучал его рисованию с натуры, коллекционированию растений и насекомых, живущих в окрестностях. Впоследствии Спенсер писал: «Тот, кто в своей юности не собирал коллекций насекомых и растений, не может понять, как много светлой поэзии скрыто в лугах, на живых изгородях, окаймляющих дороги…» Несомненно, на становление личности будущего философа оказывали влияние регулярные диспуты между отцом и его братьями, проходившие в доме, свидетелем которых был и Герберт. Но заинтересоваться обучением, проявить свою любознательность Герберту помогло его присутствие на уроках отца в качестве помощника в постановке опытов. Прежней апатии как не бывало! Он очень быстро стал производить самостоятельные опыты, проявляя пытливый ум и сообразительность.

Если говорить о религиозном воспитании, то и здесь родители не очень преуспели. Дело в том, что оба они были методистами, но со временем отец охладел к этому учению и начал посещать собрания квакеров. Мать же, напротив, осталась верна своей прежней вере, в результате чего маленький Герберт по утрам вместе с отцом посещал собрания квакеров, а вечером – капеллу методистов.

В тринадцатилетнем возрасте Спенсер был отправлен отцом к дяде Томасу, который в то время был священником англиканской церкви и заведовал приходом Гинтон Чатероуз у Бата. Воспитание того времени требовало удаления юношей из родительского дома с тем, чтобы они привыкали к самостоятельности и могли продолжить образование, а также воспитываться в более строгой обстановке.

Дядя Томас в противоположность своим братьям, которые по взглядам были строгими консерваторами, принимал участие в чартистском движении. Он был горячим поборником демократии, что положительно повлияло на становление личности Спенсера. Дядя и племянник прекрасно понимали друг друга. За исключением одного пункта – обучение в университете. Дядя хотел, чтобы Спенсер обязательно окончил Кембриджский университет, но племянник упорно не желал этого делать. Он не хотел обременять себя изучением не интересующих его предметов, тратить время на зубрежку и поэтому согласился только окончить трехгодичные подготовительные курсы. Обучаясь на курсах, Спенсер тяготился изучением латинского, греческого и французского языков, но перещеголял всех своих однокашников в тех предметах, которые требовали конструирования и дедукции.

Окончив подготовительный курс, Спенсер вернулся домой, где в течение года самостоятельно продолжил образование. Это привело к тому, что он изучал только то, что ему нравилось.

Когда Спенсеру исполнилось 17 лет, отец посчитал, что настало время выбрать определенную профессию. Естественно, он хотел, чтобы сын ступил на преподавательскую стезю, и Герберт все лето 1837 года был помощником учителя в той самой школе, в которой когда-то учился сам. Наверное, он и стал бы прекрасным учителем, потому что за три месяца работы обнаружил талант в преподавании, но тут вмешался случай. Один из бывших учеников отца, инженер Чарльз Фокс начал строительство железной дороги Лондон – Бирмингем. Услышав о выдающихся математических способностях Спенсера, он пригласил его вести документацию. Спенсер целый год занимался черчением карт и планов, затем перешел к проектированию отрезка Бирмингем – Глочестер. Но этим деятельность Спенсера не ограничивалась. Параллельно он печатал статьи в журнале «Civil Engineer Journal», в которых предлагал свои оригинальные конструкторские идеи. Он даже изобрел небольшой инструмент для испытания скоростей локомотивов.

Почти весь 1839 год Спенсер провел на свежем воздухе, вне стен города, так как наблюдал за постройкой железнодорожной линии. В это же время он занялся коллекционированием ископаемых, что привело его к изучению геологии. Прочитав книгу известного в то время ученого Лайелла «Принципы геологии», он впервые наткнулся в ней на теорию эволюции применительно к органической жизни, что произвело на него огромное впечатление. Спенсер стал убежденным сторонником этой теории, которая через 50 лет была научно обоснована Дарвином. Уже в это время Спенсер начал проникаться верой во всеобщность законов природы и единообразие происходящего в ней.

Когда Спенсеру исполнилось 20 лет, ему стало понятно, что выбранная профессия железнодорожного инженера не принесет ему ожидаемых результатов ни в его научных изысканиях, ни в материальном положении. При строительстве новых участков железной дороги инженеры требовались в большом количестве и им хорошо платили, но как только предпринимательская горячка начинала стихать, профессия инженера оказывалась невостребованной. Спенсер несколько раз был в вынужденном простое, который он восполнял новыми знаниями. В 1841 году Спенсер вернулся под родительский кров и продолжил самообразование. В течение нескольких месяцев он изучал ботанику, прилежно упражнялся в черчении, постоянно занимался изобретениями в области механики, но больше всего читал. В это же время – единственный раз в жизни – он занялся общественно-политической деятельностью. Спенсер стал секретарем округа Дерби и присутствовал в качестве делегата на конференции в Бирмингеме, на которой было решено присоединиться к чартистскому движению. А в 1842 году, когда его родной город постигло разрушительное наводнение, он написал о нем подробнейший отчет с проектом мер, предохраняющих от повторного разрушения стихией.

Летом того же года Спенсер посетил своего дядю в Гинтоне и здесь написал свое первое сочинение об истинных границах деятельности государства, изданное в следующем году под заглавием «The Proper Sphere of Government». Успех этого произведения заставил его весной 1843 года переехать в Лондон в надежде заняться литературным трудом. Но этому не суждено было сбыться, потому что именно с 1843 по 1846 гг. начался новый бум строительства железных дорог, который вновь увлек Спенсера на инженерную стезю. Его успех был настолько велик, что в 1844 году он возглавил лондонское бюро с 60 служащими. Более полугода он принимал участие в качестве эксперта в одной из парламентских комиссий. Но разразившийся в 1845 году экономический кризис положил конец железнодорожному строительству. Спенсер попытался выйти из кризиса тем, что оформил лицензию и запатентовал свое изобретение – строгальную машину, которую хотел эксплуатировать с приятелем, но из этого предприятия ничего не вышло. Так закончилась инженерная карьера Спенсера. Нельзя сказать, что это были годы, потерянные для ученого. Наоборот, профессия инженера помогла Спенсеру развить философские наклонности. Деловая хватка, критическое мышление – вот что приобрел Спенсер за годы работы инженером и что впоследствии очень пригодилось ему на жизненном пути. Друг Спенсера Юманс после совместной со Спенсером экскурсии по Шотландии писал: «Спенсер самый подходящий для этого человек: он с большим умением приспособляется ко всем обстоятельствам и всегда может быть полезен; он обнаруживает удивительную практичность и все, что следует сделать, выполняет со всей энергией и проворством опытного делового человека».

В 1848 году Спенсер попробовал себя в журналистике. Эта профессия оказалась для него более счастливой. Уже осенью того же года он получил место помощника редактора в «Economist», важнейшей финансовой еженедельной газете Англии. Место это было выгодно тем, что давало хороший доход и оставляло свободное время. В ближайшие два года он закончил свое первое большое сочинение «Social statics», которое среди избранной публики произвело большое впечатление. Отсюда началась дружба Спенсера с Гексли, Льюисом и Джоржем Элиотом. С ними Спенсер сохранил дружеские отношения до конца своей жизни. Первый успех внушил Спенсеру сознание собственных сил, и в период с 1848 по 1858 год у него созрел грандиозный план написания многотомной работы под названием «Система синтетической философии».

В 1853 году Спенсер издал крупное сочинение «Основы психологии», написание которого подорвало здоровье. Полтора года Спенсер лечился, ему был предписан полный покой. Упорное лечение не дало полного выздоровление. Болезнь перешла в хроническую форму. Всю жизнь Спенсер страдал диспепсией и бессонницей, которая выматывала его напряженно работающий мозг и мешала осуществлению задуманного им титанического труда. Были и другие причины, затруднявшие работу над «Синтетической философией», - причины материального характера. Все свои сбережения Спенсер истратил во время болезни. А работа по первоначальным расчетам Спенсера должна была длиться двадцать лет! Забегая вперед, нужно сказать, что в действительности она длилась 35 лет. Ни прошение, поданное правительству Англии с просьбой предоставить ему место государственного служащего, которое могло бы обеспечить его и, вместе с тем, оставить свободное время для творчества; ни объявление о подписке на его произведение, ни издание первых книг не принесли ожидаемого результата. Предложенные правительством места не подходили Спенсеру по его убеждениям, поступиться которыми он не хотел и, скорее всего, не мог. Надо сказать, что понятия нравственности и морали были для Спенсера непререкаемыми. А та служба, которую он мог принять по убеждениям, не давала ему столь необходимого свободного времени. С изданием книг Спенсер дошел до полного банкротства. Из 500 изданных экземпляров «Воспитания» было распродано всего 200. Чтобы как-то ознакомить учителей со своей педагогической системой, он послал в школы несколько экземпляров по заниженной цене, чем вызвал бурю негодования у издателей, которые специально начали тормозить распространение его книг. Что касается его «Основных начал», то издание этого было осуществлено только благодаря наследству, которое перешло к нему от одного из умерших братьев отца. Доставшийся ему небольшой капитал дал возможность продолжать выполнение плана. Обо всех этих злоключениях Спенсер говорил очень мало. Он несколько раз упомянул о помощи, которую он нашел в Америке. Именно помощь оттуда составила всю его прибыль от издания сочинений.

Только глубокое убеждение в том, что ему есть что сказать миру, поддерживало больного и нервного человека в борьбе с создавшимся положением. Но годы неудач и несчастий еще не закончились на этом. Появление «Биологии» повело за собой новые потери. К тому времени Спенсер вообще остался без средств. С тяжелым сердцем осенью 1865 года ему пришлось сообщить своим подписчикам, что он вынужден приостановить дальнейшее издание своего сочинения. Единственным утешением в то время было дружеское участие его друзей и единомышленников, которые хотели взять на себя расходы по дальнейшему изданию труда Спенсера, который был глубоко тронут этими предложениями, но не принял их по все тем же моральным соображениям. Тогда его друзья, видные ученые и политические деятели того времени постарались искусственно поднять число подписчиков. Кто знает, чем бы все это кончилось, если бы не новое наследство, оставленное Спенсеру его отцом. Именно оно дало возможность философу закончить свой гигантский труд.

В середине 70-х годов материальное положение Спенсера улучшилось. Он стал известен, спрос на книги возрос. И к 1875 году все его убытки были покрыты полностью. Теперь уже можно было вздохнуть спокойно. Но не тут-то было. Новое обострение болезни совершенно измотало силы Спенсера. В конце 70-х годов его здоровье настолько ухудшилось, что по целым месяцам он был вынужден ничего не делать, а в 1886 году он так ослабел, что не писал ни строчки в течение четырех лет. Потом у него наступило кратковременное улучшение, давшее возможность закончить грандиозный план всей его жизни.

Рассказывая о Спенсере-философе, Спенсере-писателе, Спенсере-ученом, нельзя не рассказать о Спенсере-жизнелюбце. Женатым он никогда не был. Как и большинство великих философов, он считал, что нельзя одновременно служить двум господам и что философия очень ревнивая госпожа. Но тем не менее Спенсера нельзя назвать нелюдимым или отшельником, думающим только о своей работе. Пока ему позволяло здоровье, он имел много друзей, к которым часто наведывался с визитами, водил знакомства, был частым посетителем театра. Особенно ему нравилась комическая опера, что лишний раз доказывает его тягу к юмору и веселью. Он любил ходить в «Атенеум» - известный в то время лондонский клуб ученых, где с удовольствием играл на бильярде или беседовал со старинными друзьями. Он всегда был в курсе политических событий дня, говорил охотно и непринужденно. «Спенсер говорит как книга», - сказал о нем один из его знакомых. Дело у Спенсера никогда не расходилось со словами, а теория с практикой. То, что в своих книгах Спенсер признает правильным, то он и делает в жизни. Его силу воли как нельзя лучше характеризует упорство в достижении поставленной цели и самостоятельность, отличающая его с раннего детства. Он независим, бескорыстен и уверен в истинности избранного пути.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.