search icoico arrow

Grasie ai professionisti!

Grasie ai professionisti!

Хотя слово балет имеет итальянские корни, современная Италия в мировом представлении - страна сугубо оперная. Когда наши днепропетровские артисты уверяют, что на спектаклях для сельских зрителей можно увидеть "аборигенов" с партитурой в руках, - они не преувеличивают. Культ оперы поощряется государством: тамошние муниципальные коммуны (мэрии) выделяют средства на музыкальное просвещение нации. Балет же столь массовой популярностью не пользуется. "Небалетная страна", - с раздражением отметит главный балетмейстер Днепропетровского театра оперы и балета Александр Соколов, с явной неохотой соглашаясь на итальянскую поездку. Вернувшись через месяц с лишком, с неожиданным удовлетворением признается: "100 лет живу, а таких гастролей не видел".

Гастроли и в самом деле прошли на редкость удачно: и в плане творческом, и в житейском. Наводнение, поразившее Европу, их не задело. Жили удобно в красивом старинном городе Мантуя, что на севере Италии. По преданию, именно тут произошли трагические события, о которых повествует вердиевская опера "Риголетто", идущая в репертуаре нашего театра. (Дом придворного шута поныне осаждают толпы праздных туристов.) Щадящий гастрольный режим даровал счастливую возможность побывать в Венеции. Список итальянских радостей можно было бы продолжать и дальше. Но главной среди них служила работа: балетные спектакли "Лебединое озеро" и "Дон Кихот", участие в операх "Сельская честь" и "Паяцы", а также опереттах - шлягере всех времен и народов "Веселой вдове" и вовсе у нас неизвестном, но обожаемом итальянцами "Колокольчике". В большую гастрольную команду помимо днепропетровского балета вошли: симфонический оркестр из Харькова под руководством Виталия Куценко, группа итальянских солистов-вокалистов, румынский хор. Как ни парадоксально, эмоциональной кульминацией в перечисленном выше репертуаре, судя по отзывам прессы, явился балет русского композитора Чайковского "Лебединое озеро".

Конечно, восторг публики изначально подогревала историческая память об их соотечественнице балерине-виртуозке Пьерине Леньяни. В течение восьми лет она была примой Мариинского театра в эпоху Мариуса Петипа, первой успешной Одеттой-Одиллией на русской сцене. В реабилитации "Лебединого озера", осуществленной в 1895 г. великими балетмейстерами Петипа и Ивановым, есть и ее прямая заслуга. Та же Леньяни первая в России отважилась исполнить 32 фуэте, и случилось знаменательное это событие в партии Одиллии.

Главный балетмейстер театра - Александр Соколов

Принципиально важно, что впервые наша молодая труппа в зарубежной поездке всю ответственность за результат гастролей взяла на себя. Целиком и полностью. И в "Лебедином озере", и в "Дон Кихоте" сольные партии танцевали выращенные нами солисты. Никаких звездных имен со стороны, поддерживающих и страхующих, не было. Только свои. И сегодня я могу сказать, что наши ребята готовы к любому варианту. Скажу больше: я сам не знаю до конца их возможностей. На гастролях неизбежно возникают ситуации, требующие сиюминутного реагирования. Тут даже опытность не всегда спасает. Нужны озарения, талантливые находки, изобретательность. А главное - люди, способные не только придумать, но и реализовать творческую мысль. Уже на гастролях возник проект "Веселой вдовы". Нам дали три дня, чтобы сочинить хореографию спектакля, отрепетировать ее и "одеть". При том, что музыку Легара многие услышали впервые. Отступать было некуда. Вот тогда и дает себя знать потенциал творческого коллектива: итальянская пресса написала, что балет не только украсил спектакль, но и "привнес новое слово..." А в большей степени "привнесли" его Лена Печенюк, придумавшая свою Лесную нимфу, и Володя Буханов, балетный наш Версаче, сочинивший буквально из ничего эксклюзивный сценический костюм для нее. Итальянцы его сразу заметили и оценили. Восторженное зрительское "О, professionisti!" мы слышали не однажды.

Итальянский зритель в своих реакциях непосредственный, отзывчивый, доброжелательный. По духу, восприятию, эмоциональной природе очень напоминает нашу публику. Национального барьера мы не ощущали. А вот поддержку и сочувствие - да. Но для нас самих решающим экзаменом были "Лебединое" и "Дон Кихот", с основной балетной парой - Олей Дорониной и Максимом Петренко. Таня Красных в "Дон Кихоте" блестяще справилась с партией Китри. В последнем гастрольном спектакле танцевал свою премьеру Артем Алифанов (Базиль). Пятнадцать минут длились прощальные аплодисменты. Бадалов Сережа - Шут в "Лебедином озере" пользовался успехом у зрителей. И пресса его отмечала. Завидного признания итальянских певцов удостоилась Татьяна Бойко, незаменимый балетный парикмахер и гример. Кажется, по большому счету мне и упрекнуть некого.

Елена Дубровина, мастер сцены, педагог-репетитор

Нас, конечно, напугали и дальними переездами, и возможными наводнениями. Но Будапешт и придунайскую зону мы проскочили еще посуху, а обратно возвращались окружными дорогами. Неприятности нас ждали по возвращению на родину: пересекли границу - полетело колесо. Другая авария случилась глухой ночью, вблизи Днепропетровска. Домой добираться пришлось на перекладных. Нам еще повезло, что приехали на рассвете, до всеобщего отключения воды.

Как решали языковую проблему... Через две недели пребывания в Италии все необходимое понимали. И там на удивление часто звучит русская речь. Наши едут туда не только в качестве туристов, но и на заработки. Украинцев много. Красивая итальянская девочка, к которой мы обратились, неожиданно оказывается родом из Запорожья. Такое не раз бывало. На спектакли наши земляки добирались даже из других регионов Италии. Живут там и наши бывшие артисты балета. Так что на отсутствие общения жаловаться не приходилось. Но оно не основное. Гастроли для молодой труппы - незаменимый стимулятор роста. И тут надо говорить спасибо нашему продюсеру Паоло. Он дважды смотрел труппу в Днепропетровске. Сам творческий человек, режиссер по профессии, относился к нам не по протоколу, тепло и заботливо, в течение всей поездки, что редко бывает с работодателями. И это очень помогало, обеспечивая хорошую творческую атмосферу.

Ольга Доронина - солистка балета

В "Лебедином озере" - Одетта-Одиллия, в "Дон Кихоте" - Повелительница дриад. Не новичок в зарубежных поездках: была в Польше, Китае, Иордании, Израиле. Итальянская - первая, где она танцевала ведущие партии. Испытание выдержала - лучше нельзя. Пресса назвала ее "великолепной Дорониной".

Лучший из спектаклей состоялся на озере Lago de Gardo. Озеро, на котором плавают прекрасные лебеди. Спектакль начался поздно, шел на открытой площадке. Звездное небо, луна, водная гладь - все это эмоционально волновало и помогало ощущению сказочного чуда. Кажется, впервые я была так внутренне свободна. Оркестр в тот вечер играл замечательно. Как-то все сошлось удачно. И Максим, мой партнер, не просто "держал" хорошо, но и актерски вдруг преобразился.

- Олечка, Вам 20 лет. Самое время влюбляться. Говорят, итальянцы к славянским женщинам неравнодушны. Не на пустом месте возник слух об очередном "невозвращении в связи с замужеством" наших артисток.

- У нас в балете красивые девочки. Но профессия обязывает к жесткому режиму: уроки, репетиции, спектакли. Приходится эмоции сдерживать. А мужское внимание (мы его очень чувствовали!) льстило, конечно. Но устояли, как видите.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.