search icoico arrow

Групповая психокоррекционная работа с девочками с девиантным поведением в условиях спецучилища

Групповая психокоррекционная работа с девочками с девиантным поведением в условиях спецучилища

Феномен девиантного поведения у подростков весьма многогранен. Его социальный и социально-психологический аспекты очевидны, так как именно отклонение от общепринятых норм и нарушение адаптации к основным социальным структурам составляет сущность такого поведения. Оно может рассматриваться в медицинском плане в рамках клинической категории расстройств поведения (МКБ-10), а также в психологическом - как результат нарушений в формировании личности, или системы регуляции социальной деятельности человека. В связи с этим коррекционно-реабилитационная работа с подростками с девиантным поведением должна строиться комплексно, в каждом из названных аспектов, с целью не только формирования социально адаптивных поведенческих навыков, но и решения более глубинных и глобальных проблем личностного развития подростка.

Девочки-подростки с девиантным поведением имеют свою специфику психологических проблем. По результатам, проведенных нами предшествующих исследований (Дозорцева 1999; Дозорцева и др., 2002), для них свойственны:

Слабая сформированность, недифференцированность и неустойчивость мотивационно-смысловой сферы. Преобладание потребностного уровня регуляции поведения над целевым.
Неустойчивость поведения и недостаточность его осознанной регуляции, выступающая в двух вариантах: (1) пассивность и несамостоятельность, подверженность внешнему влиянию; (2) непосредственность реализации собственных импульсов, зависимость от внутренних состояний и побуждений.
Неразвитость и неадекватность самооценки: диффузность и искаженность представления о себе, часто негативное отношение к себе, низкая способность к рефлексии.
Неразвитость навыков конструктивного общения.
Повышенное психическое напряжение, опыт психологических травм, пережитого эмоционального, физического, сексуального насилия.

Перечисленные проблемы являются результатом формирования личности в неблагоприятной социальной среде и ведут к отклоняющемуся социальному функционированию девочек - уходам из семьи, школы, к противоправным действиям, группированию с асоциальными сверстниками, ранней половой жизни, злоупотреблению психоактивными веществами.

Занятия проводились двумя психологами с группой численностью 12 человек, основу которой образовала естественная группа девочек с совместным проживанием. Общая продолжительность групповой работы составила 28 часов. Занятия проводились четырьмя сессиями по 2-3 дня в течение девяти месяцев. Построение групповой работы опиралось на принципы программы "Открытие", разработанной Дж.Береби в Галлодетском университете (США) (Дозорцева, Морозова, 1996), согласно которым подростки при совместном решении проблемных ситуаций, требующих выхода за пределы их привычных способов действий, открывают самих себя, свои новые возможности, а также приобретают опыт доверия, поддержки и конструктивного взаимодействия с другими. В работе стимулировалась дифференциация девочками собственных чувств и способов их выражения, развитие саморефлексии, определение правил, этических норм и ценностей.

Результатом групповой деятельности стало эмоциональное сплочение группы, развитие поддержки и взаимопомощи, создание групповой атмосферы, в которой могли проходить обсуждения достаточно сложных и эмоционально значимых проблем, например, связанных с семейными отношениями. В связи с тем, что некоторые темы, прорабатываемые в группе, могли иметь отношение к эмоциональным травмам девочек, полученным ими в семье или ближайшем социальном окружении, отслеживалось состояние каждой участницы, а возникающие проблемы прорабатывались в процессе проводившейся параллельно индивидуальной психокоррекционной работы. Такой вариант комбинированной психокоррекции позволял развить и углубить положительные эффекты групповой деятельности, стимулировать индивидуальную рефлексию.

При планировании групповой работы необходимо учитывать специфику пребывания подростков в таком учреждении: ограниченность внешних контактов и постоянное общение внутри узкого стабильного круга сверстников. Проведенное нами сравнительное социометрическое исследование групп воспитанниц специального училища и классов одной из московских школ при помощи метода цветовой социометрии (Яньшин, 1999) показало, что частота взаимных выборов и отвержений, а, следовательно, интенсивность и эмоциональная насыщенность общения в училище в 1,5 - 2 раза выше, чем в обычной школе. В связи с этим при организации групповой психокоррекционной работы рекомендуется избегать острых конфликтных ситуаций и неблагоприятной групповой динамики, которые как временное преходящее явление нередко присутствуют в обычной тренинговой практике. Вместе с тем опыт конструктивного разрешения текущих конфликтов и возникающих в процессе деятельности противоречий имеет развивающее значение.

Индивидуальными противопоказаниями для участия в работе могут быть затяжные депрессивные эмоциональные состояния или повышенная расторможенность девочек.

В целом, по наблюдениям ведущих, данным тестовых замеров, отзывам самих девочек и работающего с ними персонала, описанная программа психокоррекционной работы позволяет увеличить личностные ресурсы воспитанниц специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, сделать более адекватной и позитивной их самооценку, приобрести положительные навыки взаимодействия с другими людьми. Группа становится саморазвивающейся системой, которая поддерживает и стимулирует личностный рост девочек.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.