search icoico arrow

Хочу стать актрисой!

Некоторых из нас сцена влечет с малых лет, огни рампы манят во сне и наяву. Желание сыграть роль прекрасной дамы преследует с пятого класса… А почему бы не попробовать? Конечно, пробиться в театральный вуз непросто. Например, в этом году в Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина конкурс составлял 300 (!) человек на место (бюджетное). Но того, кто действительно не мыслит себя вне этой профессии, это не пугает.

Рассеять некоторые страхи и иллюзии будущих абитуриентов, мы попросили актера театра и кино Церишенко Михаила Анатольевича. Последнее время на течественном телеэкране вышло немало фильмов с его участием: «Чек», «Мужская работа», «Мама», «Старые клячи». Роли эпизодические и только эпизодические. Как признается Михаил Анатольевич, ни в театре, ни в кино он никогда не играл главных ролей. Тем не менее, его талант находит поклонников. Недаром в институте его называли мастером эпизода.

- Михаил Анатольевич, почему вы решили стать актером?

- Трудно сказать. На самом деле все произошло случайно. В девятом классе, я пошел записываться в секцию велоспорта. Ну, и взял с собой друга, чтобы страшно не было. А месяца через два он пошел в театральный кружок и меня с собой взял за компанию. И получилось так, что он стал мастером спорта по велоспорту, а я стал актером…

- На ваш взгляд, как можно определить, хороший актер или нет?

- Очень легко. Надо просто посмотреть в глаза человеку. Если там сидит чертик, значит, он (человек) актер. Если чертик есть, значит, артист будет. У актера должен быть определенный стержень. Он есть в каждой профессии, но именно в нашей он так выражается (чертик в глазах). Стержень искусственно создать невозможно. Можно научить человека рисовать, но виденью перспективы научить невозможно. Когда перед картиной стоят несколько человек, один видит красоту, другие – ничего, а третий видит ползающих ужей и боится их. Можно научить, как стоять, куда смотреть, куда еще что-то…

Если артист говорит, что выходит на сцену, чтобы дарить людям радость, это все неправда, ложь, ерунда. Потому что все искусство делается для себя. Если тебе нравится то, что ты делаешь, если тебе лично это доставляет удовольствие, то это автоматом передается зрительному залу. Автоматом! То есть приходит человек, который купил билет. Не важно, знает, не знает он пьесу… Вот он пришел на любимого артиста посмотреть, а любимый артист играет, но его окружает еще двадцать, десять артистов, которых он (зритель) не знает.

Если зритель увидит, что кто-то из действующих на сцене (в идеале – все) работает с полной отдачей, то человек забывает все, начинает следить за происходящим на сцене. Это называется «действие». Значит, артист действует, работает. И неважно совершенно, мужчина это или женщина, косой, кривой или заикающийся, важно, чтобы пошла энергетика.

- Абсолютно не важно? Почему-то в театральные училища приходит больше девушек…

- В общем-то никто не ведет подобной статистики. Вот пример: красивая девочка читала стихотворение Маяковского на каком-то школьном вечере. И учителя сказали, что это хорошо. И она идет в театральный институт, потому что она красивая, молодая. Это сейчас. Раньше тоже так было, но не в такой степени. Потому что сейчас, к сожалению, молодые люди (и девушки) видят только одну сторону медали. Они считают, что артист – это (я утрирую) поклонники, дорогие автомобили, цветы, успех. А это - прежде всего труд.

- Что представляет собой профессия актер?

- Актерство – это не профессия – это состояние души. Актер – это человек, готовый в любую минуту перевоплотиться. Прежде всего. У нас в институте был шикарный педагог. Первого сентября (мы только вот поступили; я – после армии) эта мудрая женщина сказала: «Я прошу вас запомнить, у вас никогда не будет праздников». Что значит, «не будет праздников»? «Когда у людей праздник, для вас это рабочий день». Ты никогда не задумывался: вот… какой сейчас праздник?

- Недавно был день города...

- Хорошо, день города. Праздник? В общем, да. Ты никогда не задумывался: вот надо тебе в центр города… Троллейбус – человек работает, метро – человек работает… То же самое у актера. Праздники – это самые рабочие дни. Всю жизнь была новогодняя елка. У детей каникулы начинаются 29-го числа и по 10-е января. 31-го числа дневной спектакль. Работаешь. Потом приезжаешь домой, встречаешь Новый год… В 10 утра надо быть в театре на спектакле, где участвуют Баба-Яга, Дед Мороз… Маленьким детям все равно, пил ты, не пил… Они вчера в восемь вечера получили подарки, а утром хотят получить искусство в полном объеме.

И вот педагог нам сказала: «Праздника у вас не будет. Жизнь плохо предназначена для праздников, и мы служим, чтобы исправить это». Театр – это не храм, хотя часто так говорят. Но все равно он очищает, дает возможность человеку посмотреть на себя со стороны, отвлечься от происходящего за порогом театра. Актер не принадлежит себе, но коллективу. Это, может быть, звучит слишком «по-советски», но в идеале это так. Актер – это главный человек в театре, вокруг него все кружится.

- Что самое сложное в вашей профессии?

- Одна из сложнейших вещей, касающихся профессии, - это монолог. Монолог – это значит всегда выходить полным и говорить так, чтобы тебе поверили. Задача всегда одна и та же, но решать ее надо по-разному. Один из главных принципов, который люди, идущие в актеры, увы, просто не понимают или не хотят понять: сцена находится выше, чем сидят зрители. Тебя (актера) видно, поэтому, если ты вышел на сцену, значит, тебе есть, что сказать, значит, ты хочешь что-то сказать, заявить (не знаю) о своей гражданской позиции, о какой угодно позиции… Если ты поднимешься на сцену, ты должен быть интересен людям. А не то, как сейчас… Люди без активной позиции быстро исчезают.

- Какую роль в профессии играет фортуна, удача?

- В нашей профессии очень нужно везение. Важно оказаться в нужное время в нужном месте. Банально, человек работает на заводе и вытачивает болванки. Прекрасная профессия. Он это делает. Он это делает хорошо. Вот вытачивал он болванки пять лет… И ему говорят: «Мы тебе присваиваем высший разряд». Еще через два года ему дают «мастера». Везенье это? В определенном смысле да. А в нашей профессии бывают такие случаи: закончил человек театральный институт, ушел работать в театр…

Кстати, правильно говорить - «служить в театре». Работают в театре так называемые вспомогательные цеха. Актеры служат. Хорошее забытое слово «служить в театре».
Итак, проучившись четыре года, девушка приходит в театр (в лучшем случае). Однажды после спектакля ей говорят: «Подъезжай на киностудию «Мосфильм», отвези конверт». Она едет на киностудию, в коридоре ее встречает режиссер и говорит: «Вот это именно то лицо, которое мне надо!» Снялась она в какой-то картине, и через полгода ее знает вся страна. То есть она становится публичным лицом. Ну, конечно, при наличии таланта, красоты… Везенье это? Безусловно. И в большей степени, чем с этими болванками, потому что там человек стоит…

- «Официально ожидает»?

- Да. А здесь раз – и все. Где-то увидал, что-то услыхал, где-то попал… Есть еще такое понятие - «попасть в струю». Сейчас многие артисты, которые не очень талантливы, попали в струю. Это - люди с «фактурными лицами». Например, фактура – «лицо убийцы».

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.