search icoico arrow

Информатика в «Знайке» – учебном заведении, совмещающем детский сад и начальную школу

Информатика в «Знайке» – учебном заведении, совмещающем детский сад и начальную школу

Начальная школа с информатизированным учебным процессом хотя и не стала пока типовым явлением, однако, с использованием ресурсов школьного компонента и при наличии смелого директора, готового к интересным педагогическим экспериментам, сегодня уже не воспринимается необычной. Гораздо реже встречаются детские сады, где имеется компьютерный класс, открытый для регулярных занятий малышей. И уж совсем не часто можно найти учебное заведение, совмещающее две формы работы с детьми младших возрастов, обеспечивая непрерывный переход от игровой формы деятельности детского сада к учебной деятельности детей в начальной школе.

Опыт работы подобных учебных заведений пока невелик, и потому каждая крупица такого методического опыта может иметь большое значение в решении социальной важности проблемы – формирования стиля мышления молодого поколения, адекватного требования современного информационного общества. Перспективность учебных заведений с совмещением сада и начальной школы сейчас не вызывает сомнений, и их сравнительно малую распространенность следует объяснять кадровыми проблемами (специальная подготовка кадров для подобного рода учебных заведений сейчас пока не ведется) и ресурсными ограничениями (которые в рассматриваемой ситуации оказывают более ощутимое влияние, чем в обычных школах или детских садах).

Такое учебное заведение – совмещенная детсад-начальная школа «Знайка» - уже несколько лет активно использует компьютерный класс в учебно-воспитательной работе со своими питомцами. Расположена эта школа недалеко от центра Москвы, рядом со станцией метро «Войковская».

До текущего учебного года школа имеет два отделения: дошкольное – для малышей от трех до шести лет и отделение начальной школы – от 6 до 10. Между учебными планами обоих отделений существует прямая связь. Это позволяет детям легко переходить из детского сада в школу, а педагогам внимательно контролировать непрерывный ход учебно-воспитательного процесса.

В 2002-2003 учебном году в школе впервые сформирован пятый класс.

В дошкольном отделении детям некогда скучать: интересные занятия сменяются веселыми играми, прогулками. Психологи уверены, что положительный опыт в обучении и общении со сверстниками, полученный в раннем возрасте, оказывает огромное влияние на дальнейшее развитие ребенка и его отношение к учебе. Дети «Знайки» воспитываются в семьях с различными культурными традициями, и воспитатели обязательно учитывают это в процессе обучения и создают атмосферу понимания и уважения интересов каждого.

Главная задача дошкольного отделения – разностороннее развитие и обучение маленьких детей, обеспечивающее умственную, физическую и социальную готовность к освоению различных образовательных программ при переходе в начальную школу.

Программа дошкольного отделения включает в себя развитие речи, иностранный (английский) язык, музыку, ритмику, рисование, физкультуру (как общеразвивающую дисциплину, так и занятия в спортивных секциях). Педагоги хотят, чтобы уже в дошкольном возрасте дети полюбили чтение. Они используют активные методы, так называемые методы междисциплинарных исследований и проектов, для развития у детей научных и математических представлений. Педагоги используют компьютерные технологии как инструмент для особых форм обучения. Уже с четырех лет дети знакомятся с клавиатурой и «мышкой», учатся выполнять задания с помощью раздаточного материала, бумаги, карандашей, а затем аналогичные результаты получать на экране компьютера. Маленькие ученики очень любят такие занятия, а педагогу, благодаря уменьшенной наполняемости групп, удается работать индивидуально с каждым из них, поддерживая интерес и помогая при возникновении трудностей. Открывающиеся таким образом возможности дифференцированного и даже индивидуализированного обучения дают основания предлагать учебную программу, в частности, по информатике, рассчитанную на более подготовленных, чем в обычном детском саду, детей.

Компьютер позволяет учить малышей контролировать себя и принимать правильные решения, проявлять любознательность, творчество, настойчивость, ответственность, отвечать за свое поведение и безопасность, получать удовольствие как от процесса деятельности, так и от ее результата, осваивать основные умения и идеи через собственный непосредственный опыт.

Программное обеспечение подобрано с учетом возрастных особенностей детей. В частности, по набору компьютерных программ, используемых на всех возрастных уровнях от старшей группы детского сада до четвертого класса, легко проследить смену форм деятельности детей: в детсадовском возрасте очевидно преобладание игровых программ; начиная с первого класса, количество программ-игр постепенно сокращается, хотя еще довольно долго дети обращаются к учителю с просьбой «поиграть» в те или иные программы, которые по своему назначению далеки от игр, а представляют собою исполнители, тренажеры, тесты, редакторы.

В тематическом плане учебного заведения компьютеру отведено значительное место. Он используется и как средство совершенствования частных метод в предметных (неинформатических) дисциплинах, и как объект изучения на уроках информатики, и, главное - как дидактический инструмент, реализующий разнообразные учебные программы, то есть как средство информатизации учебного процесса.

Одна из характерных особенностей «Знайки» – глубокое понимание руководством школы роли информатики как стержнеобразующей дисциплины в школьном учебном процессе. Это понимание определило тот объем временных ресурсов, который выделен информатике как предмету. Не много найдется школ, включая специализированные в информатике учебные заведения, где дети занимаются в компьютерном классе по одному часу в неделю в дошкольном отделении и по два часа в неделю во всех классах школьного отделения, начиная с первого.

Хотя в «Знайке», как и в других российских школах, с уважением относятся к санитарно-гигиеническим нормам длительности использования компьютеров детьми, и, тем самым, урок в компьютерном классе не означает непрерывных сорокаминутных упражнений у экрана, все же для реализации столь нагруженной программы потребовался значительный (не характерный для других начальных школ) объем программного обеспечения. Ведь компьютер на уроках у дошколят и младших школьников (в отличие от старшеклассников) включается и используется на каждом уроке без исключения. Следует сказать, что даже те курсы информатики, которые были ранее подготовлены разработчиками программно-методических систем для сквозного образования, пронизывающего начальную школу («Информационная культура», «Роботландия» и др.), не были рассчитаны на такие развернутые возможности школы. Поэтому программа курса элементов информатики на шесть первых лет обучения в «Знайке» (два дошкольных и четыре школьных) вынужденно была сформирована из различных программно-методических систем, прикладных учебно-ориентированных пакетов и встроенных в программные оболочки стандартных прикладных программ («Роботландия», «Никита», «Малыш» (КИД), «Фантазия», «Кирилл и Мефодий», «Информационная культура» и др.).

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.