search icoico arrow

Искусство общения

Сейчас в «Августовском педсовете» много шло разговоров о технической стороне введения компьютерных технологий в школе, о трудностях этого процесса. Но мне хотелось бы поставить вопрос о том главном, ради чего всё это должно бы делаться. Какой педагогический процесс мы хотим усовершенствовать с помощью компьютеров? Тот, что есть? Или тот, что может и должен быть? Для этого, последнего, школьная сеть, возможно, и не должна быть слишком сложной и совершенной, тогда как для старого - чем больше затрат и компьютеров, тем лучше.

Или поставим вопрос иначе. Для чего вообще компьютеры? Для удовлетворения каких человеческих потребностей? Чтобы грамотно ответить, необходимо чётко представить себе иерархию жизненных ценностей развитой личности.

Ну, в первом приближении: физиологические, материальные, эмоциональные, интеллектуальные, эстетические, психологические, социальные…

Гораздо проще, для начала, разделить их на две группы – материальные и духовные, или ценности для потребителей жизненных благ и для тех, кто по своему развитию способен создавать и пересоздавать имеющиеся компоненты среды, формировать всё, начиная с нужной атмосферы в коллективе и не ради престижа, славы и тех же материальных благ и привилегий, а ради самого процесса созидания и вообще творчества.

Вопрос в том, кого школа должна установочно формировать и обучать: будущего потребителя или всё-таки творца, мыслителя, искателя истины во всём? Уже судя по тем предметам, которые на сегодня фигурируют в школьной программе как главные и неукоснительные, можно сказать определённо: потребителя – и только.

Однако, в последнее время, по каким-то таинственным и неведомым для простых людей причинам к школьной практике робко начинают подпускать психологию и даже религию. Хотелось бы, конечно, спросить, от чьей прихоти и неразумной воли зависит введение в школе предметов о человеческой душе, о духовности, о том великом компоненте, который превращает «интеллектуальный мусор» в Знания, формирующие по-настоящему зрелую личность?

Ведь только в очень древние времена под педагогическим процессом могли понимать палочное требование вызубрить какую-то скучную книгу, чтобы потом её забыть.
Есть ли сейчас прогресс в педагогической науке?

Если судить по диссертациям и рефератам, то – да. Там довольно много интересного и нового. Но люди пишут всё это с целью получения званий и грантов. И читают их только те, кто пишет свои труды для тех же целей. Такая вот схема « науки ради науки». А практика учебного процесса в большинстве школ остаётся просто «каменным топором» в век научно-технического прогресса.

И это притом, что давно уже разработано множество методов развивающего обучения, направленных на пробуждение духовной сферы, гармоничное развитие всех компонентов мышления и осознания, становление коллективного творческого процесса в обучении и достижения нравственно-эстетической зрелости личности ребёнка. И где мы, спрашивается, можем видеть конкретное применение новых методик развивающего, творческого обучения и воспитания детей?

Где всенародное обсуждение таких важнейших для будущего страны проектов? У нас лишь прикрывают эту прогнившую педагогическую «руину» тем, что пытаются свести глобальные проблемы к отсутствию должного финансирования и недостаточного времени для обучения ребёнка.

По-моему, необходимо сейчас, может, хотя бы с помощью дополнительного образования и интернета дать минимальный ход новейшим методам обучения человека тому, что он собой представляет. И с этой целью создание сетевых сообществ, круга заинтересованных людей было бы бесценным, невзирая на несовершенство школьной системы и недостатки финансирования.

Единственный минус такого введения и оправдание консерватизма существующей «руины» в том, что категорически нельзя допускать к применению в школах методы магии, оккультизма, парапсихологии и т. п., захламляющих Душу источников духовной информации. Методы должны быть вполне рациональными.

Главным средством духовного развития, по-моему, должно быть искусство, точнее, не та «верхушка айсберга», которую мы все видим сейчас как элитарную его форму, при которой творцами являются лишь единицы – не то искусство, а именно искусство общения, общения тонкого, изысканного, почти религиозного, в котором разум Души признаётся величайшим Учёным и величайшим Художником. Писать об этом долго.

Приведу пример для иллюстрации. Что такое религия? Просто бумажная книга, хотя и святая? Наверное, нет.

Может, это – сама бюрократическая система иерархии церковнослужителей? Вряд ли. А что такое, к примеру, поэзия? Опять-таки, бюрократическая система соответствующих кабинетов, где решают, что считать достойным издания, а что таковым не считать? Да нет же!

Поэзия – это не иерархия чиновников от филологии и не формальный союз людей, избранных обществом, чтобы услаждать слух массы бездуховных, бескрылых потребителей.

Назначение Поэзии быть не в книге и не в кабинете чиновника, но в сердце каждого, кто считает себя Человеком, ибо всякая душа имеет единообразную «тонкую структуру» и место в ней, для стихов предназначенное, ничем иным и не должно заполняться.

Только стихи (почувствуйте, откуда тянется корень этого слова) – стихи отдельной души не предназначены для неопределённой массы слушателей, а лишь для того, кто в данный момент её слышит, для «имеющего уши» слышать Искусство Общения, искусство для которого нет избранных, но есть приглашённые и не пришедшие. Итак, хотелось бы говорить не о позорной официальной педагогике и способах «латания дыр» в её прохудившейся кровле, а о том, как новым идеям духовного развития прийти к тем, кому они единственно необходимы – к детям.

Обществу кажется, что оно имеет для решения важнейшей задачи воспитания полностью завершённую в своём формировании структуру общественных дисциплин и форм передачи культурных ценностей подрастающему поколению. Однако, это совсем не так.

Иисус говорил: «Не вливай вина молодого в мехи ветхие…». Не так уж трудно понять, что сейчас требуются принципиально новые знания и новые же формы их распространения, передачи. Да, интернет может сыграть здесь свою роль, но лишь вспомогательную. Сначала неплохо бы представить себе весь план необходимых изменений, а уже потом составлять интернет-проекты новых методов обучения. Впрочем, бывает, что здание начинают строить и с крыши.

Так чего же всё-таки не хватает в сложившейся структуре методов развития и воспитания детей? Не хватает новых форм и методов передачи молодёжи знаний о душе и духовности, о высших проявлениях человеческих добродетелей в этом сложном мире, о гармонии как всеобщем принципе позитивного устройства мира, о творчестве во всём и, особенно, в процессе общения с себе подобными. Как уже говорилось, кое-кто в официальных инстанциях начинает прозревать, и даже делаются попытки вводить в школах психологические уроки и религиозные предметы. Но тут уже, похоже, что и «вино»-то вливается старое, прокисшее.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.