search icoico arrow

Использование электронных дидактических средств при проведении обобщающего урока

В Профессиональном училище №17 (ПУ №17) г.Тамбова ведется работа по созданию электронных средств обучения для профессий училища ("Оператор ЭВМ - Программист", "Портной", "Закройщик", "Монтажник РЭА и приборов"), а также для других профессий учреждений начального профессионального образования области.

Электронные дидактические средства, созданные в ПУ №17, используются на традиционных и комбинированных уроках общеобразовательного цикла (при изучении нового материала, повторении и обобщении изученного материала), на уроках производственного обучения (презентации, слайды по технологии изготовления одежды, технологии монтажа и др.), при проведении лабораторных работ, самостоятельной работе с учебной информацией.

В данной работе рассмотрены вопросы использования информационных технологий на примере обобщающего урока в группах операторов ЭВМ, предмет "Базы данных" (по аналогичной схеме можно построить уроки и для других профессий).

План урока


Тема: ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ
Тема урока: Проектирование баз данных в среде FoxPro for Windows.
Цели урока:
Обучающая: Обобщить и систематизировать знания по теме «Проектирование баз данных»; повторить способы практической реализации методов построения таблиц в среде FoxPro for Windows.
Развивающая: Развить практические навыки проектирования, изменения и работы с базами данных в FoxPro for Windows. Развивать способность обобщать и осмысливать изученное, устанавливать взаимосвязи между элементами знаний, применять полученные знания при решении конкретной практической задачи.
Воспитывающая: Способствовать воспитанию личности, умеющей осуществлять совместную деятельность в коллективе.
Тип урока: Обобщающий.
Вид урока: Комбинированный.
КМО: Тестирующая программа для контроля знаний по теме «Проектирование баз данных»; образцы таблиц FoxPro, схемы структуры банка данных, окон FoxPro; файл - презентация PowerPоint c образцами заданий, карточки с заданиями, тесты первого и второго уровня.
Техническое и программное обеспечение: ПК Pentium 233 (5 ед.), СУБД FoxPro for Windows, InternetExplorer.

Мотивационное обеспечение урока

Определение границ и места применения знаний по теме.
Определение практической значимости совокупности знаний по теме.
Взаимосвязь с ранее изученным и последующим материалом. (Межпредметные связи: ПО, Спецтехнология, Программирование баз данных, работа с другими приложениями Windows и специализированными программами для разработки СУБД).
Приобретенные знания будут необходимы в профессиональной деятельности, т.к. в современных условиях работа операторов ЭВМ преимущественно связана с базами данных.
Ход урока

1. Начало урока (2 мин.).

1.1. Организационный момент.
1.1.1 Проверка наличия обучающихся и их готовности к уроку. 1.1.2 Сообщение темы, целей урока.

2. Повторение материала темы (15 мин.).

2.1. Фронтальный опрос обучающихся (активизация базовых знаний по теме) и работа с тестами (тест 1, тест 2) за компьютером.

Обучающиеся должны ответить на следующие вопросы:

Понятие базы данных (БД).
Понятие реляции.
Реляционная БД.
Понятие таблицы.
Определение записи.
Свойства поля.
Поле и запись в режиме таблицы
А также ответить на вопросы по слайдам презентации, демонстрируемым на ПК.

Охарактеризовать составляющие банка данных.
Указать, сколько полей и записей в предложенном примере.
Указать ошибку, допущенную при проектировании таблицы.
Определить типы данных таблицы.
Какие окна в приведенном примере не принадлежат среде FoxPro.
Рассказать об интерфейсе FoxPro.
Одновременно проводится работа с тестирующими программами на компьютере (5 чел.) и работа с материалом электронного учебника по данной теме (3 чел.) - обучающимся предлагаеся найти в гипертексте учебника примеры реляционных баз данных.

2.2. Выполнение практических заданий на ПК по карточкам с заданиями (в форме соревнования, пять команд) (15 мин).

Преподаватель разделяет группу на 5 команд из 5 человек (количество команд зависит от числа обучающихся в группе и количества заданий, в группах, где проводился урок, количество обучающихся от 25 до 29, ребята, не попавшие в команды, становятся судьями). Каждый участник выполняет только одно задание из карточки и передает эстафету другому участнику команды. Побеждает команда, первая правильно выполнившая все задния. Победители получают отличные оценки.

2.3. Самостоятельная работа с тестами первого и второго уровня. (10 мин).

3. Заключительная часть урока (3 мин).

3.1. Подведение итогов урока.
3.2. Выдача домашнего задания:
Определите этапы проектирования базы данных, содержащей две таблицы, в первой находятся сведения об адресе обучающихся, во второй – оценки по предметам.

Итоги урока.

Применение на уроке электронных средств обучения позволило осуществить разностороннюю проверку теоретических знаний по теме каждого обучающегося, оптимизировать процесс обучения (сокращение временных затрат за счет автоматизированного процесса регистрации, получения и обработки результатов, генерации заданий) и оценить их практические умения.

Наличие обратной связи в тестах позволяет обучающемуся оценить и скорректировать полученные результаты (после прохождения теста дается подробный анализ допущенных ошибок, указывается раздел темы, к изучению которой необходимо вернуться). Работа с электронным учебником развивает умения самостоятельного ознакомления с учебным материалом, анализа полученных знаний и сопоставления их с предшествующими.

Хочется отметить, что такие уроки не воспринимаются учащимися как обычная контрольная работа. Использование в электронном учебнике, тестирующих и демонстрационных программах элементов анимации способствует повышению интереса обучающихся к уроку, помогает лучше усваивать материал, а система комментариев, пояснений, организация диалогов с пользователем делает работу с электронными средствами обучения интересной и понятной.

Для работы с электронными учебными пособиями необходимы операционная система Windows 98(2000), программа просмотра (Internet Explorer). Средства разработки: HTML, Java Script, PowerPoint.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.