search icoico arrow

Использование форм неречевого общения в сетевых образовательных проектах

Часть 1. Электронное письмо: форма общения или средство коммуникации?

Собака электронная жила
И как улитка дом с собой носила.
Груз тяжкий на себя взвалила
Е-адрес пополам делить

И с сервера на сервер приходя
По проводам бездомная бродила
Друзей себе повсюду находя,
Объединяя тех, что разделила
Разлука.

Обмен электронными письмами сегодня для людей, знакомых с компьютером, превратился в рутинный процесс. За день среднестатистический владелец электронного адреса отправляет и получает порядка десятка писем. Задаваться вопросом, о чём пишут друг другу люди, – занятие бессмысленное – обо всем. Нас же интересует, как они пишут, что играет определяющую роль в создании шедевров эпистолярного творчества. Чтобы максимально полно представить процесс создания электронного письма, надо правильно представлять состав и назначение электронного сообщения.

Составляющие электронного письма. Оставим в стороне составляющие служебного назначения и рассмотрим те из них, которые несут смысловую нагрузку. Позволю себе выделить следующие части письма: имя отправителя, тема сообщения, текст сообщения.

Имя отправителя. Казалось бы, какое значение имеет имя отправителя? Пишет вам человек письмо, читайте себе и отвечайте. Но нет. В отличие от письма обыкновенного, письма электронные зачастую приходят к нам от людей незнакомых. А бывает, что и от знакомых, только определить это мы можем далеко не сразу. Именно поэтому имя отправителя – это тот атрибут электронного письма, который производит на получателя первое впечатление. И бывает, что это впечатление определяет весь сценарий дальнейшего общения. Так, например, однажды мне потребовалось нанять учителя. Я дал объявление на одном из интернет-сайтов, занимающихся трудоустройством, и стал ждать. Через какое-то время стали приходить сообщения от потенциальных работников. Среди прочих сообщений было одно, адресат, которого обозначил себя на пространстве электронной почты как "angel666@…". При этом деловые качества адресата, его профессиональные характеристики были очень высокого уровня. Мы списались и в конце концов встретились, но о дальнейшем сотрудничестве так и не договорились. Педагог, выбравший себе в качестве имени отрицаемый обществом персонаж, вызывает у меня, как у представителя общественного учреждения, законные опасения. Сегодня электронные адреса могут быть получены двумя способами. Первый, это когда адрес выдают по месту службы. На фирме, в учреждении и т. д. И здесь от вас лично мало что зависит. Какой адрес дали, таким и пользуешься. Чаще всего такие адреса довольно безлики. И либо представляют собой транслитерацию фамилии и имени, либо наименования должности. Второй способ – это завести себе имя на одном из бесплатных серверов электронной почты или на собственном почтовом сервере. И здесь обычно фантазия пользователя ограничивается лишь перечнем имеющихся на сервере имён. И, на наш взгляд, важно очень серьёзно обдумать, как вы будете представлены людям, читающим ваши послания. Если вы планируете использовать данный конкретный адрес для деловой переписки, то разумно составить адрес таким образом, чтоб с одной стороны он отражал ваши персональные данные, а с другой – делал этот адрес неповторимым. Добавьте какой-нибудь штрих. Например, если вы Петров, попробуйте заиметь адрес Petr_off, или что-нибудь подобное. Если же вы планируете участвовать под этим именем в деятельности какого-либо достаточно узкого профессионального сообщества, есть смысл выбрать в качестве адреса псевдоним, позволяющий людям этого круга делать предположения о ваших склонностях и чертах характера. Например, если вы предполагаете участвовать в деятельности клуба цветоводов, а при этом сами любите разводить молочаи, то разумным будет адрес – "molochay@…".

Тема сообщения. Это специально выделенное поле призвано обеспечить пользователям электронной почты максимальное удобство. Считается, что в этом поле отправитель сможет кратко сформулировать основную мысль своего послания. Но что происходит на самом деле. Тема сообщения заполняется двумя основными способами. В случае инициативного письма, отправитель формулирует тему, пытаясь максимально сократить текст. Часто желание сократить тему низводит содержание этого поля до одного слова, например, "предложения". В результате получатель не в состоянии понять из поля тема о чём ему пишет отправитель. Противоположный случай – многословное изложение темы. Оптимальной является ситуация, когда тема сообщения выражена словосочетанием, состоящим из существительного и определяющих его вспомогательных слов. Так, например, в поле тема для данной статьи можно было написать "правила написания электронного письма". Отдельно следует поговорить о заполнении темы ответного письма. Большинство почтовых программ при ответе отправителю вставляют в поле "тема" тему из инициативного письма, снабжая ее приставкой "Re". В результате после третьего, четвёртого ответа поле тема перестает иметь к содержанию письма хоть какое-либо отношение. Чем можно объяснить подобное? Во-первых, элементарной ленью. Во-вторых, на наш взгляд, отсутствием культуры письменной речи. Хочется верить, что и то и другое со временем пройдет.

Текст сообщения. Говоря о создании текста, или правильнее было бы сказать тела сообщения, можно выделить три доминирующих манеры. Первая - телеграфная. Отправитель пишет только самую необходимую информацию. Например, "выслал фотки, встречай". Вторая восходит к традиционному письму. Отправитель пространно излагает собственную мысль. К сожалению, чаще всего сообщения подобного рода рассылают люди недобросовестные и не известные получателю, и целью подобных писем является желание навязать какую-либо услугу или товар. Третий вариант – "матрешка". В теле сообщения содержится только формальная информация: приветствие, контактные координаты и т. п. Содержание же послания вкладывается в виде отдельного файла, выполненного в специальном приложении. Часто, когда переписка начинает носить регулярный характер, первая из описанных манер потихоньку начинает перерастать во вторую. Это бывает связанно с тем, что удаленные друг от друга собеседники пытаются скрасить досуг друг друга эмоциональными фишками, выразить свое отношение к информационному процессу, проистекающему между ними.

Манера отвечать на электронные письма у разных пользователей тоже разнится. Но существует три основных варианта. Первый, наиболее редкий, состоит в том, что пользователь в ответ на присланное сообщение отправляет новое инициативное письмо. Второй случай – ответ с помощью кнопки "Ответить". Именно в этом случае тема письма снабжается "Re", а в текст письма включается исходное сообщение. Поверх которого пишется ответ. Третий вариант отличается от второго тем, что при ответе на письмо пользователь не затрудняет себя инициативным ответом, а вписывает свои ответы в текст исходного сообщения.

Оценивать ту или иную манеру ведения электронной переписки дело, конечно, не благодарное. Во многом выбранный стиль определяется как и в обычной переписке назначением отправляемых сообщений. И если вы пишите лишь для того, чтобы обменяться необходимыми данными, то писать в ответ на конкретный вопрос инициативные письма наверное бессмысленно. Но в последнее время все чаще и чаще электронные письма перестают служить целям чисто деловым. Людям, зачастую даже не представляющим друг друга, хочется создать в представлении другого некий образ. И тут электронные письма весьма кстати. И поскольку создать образ , не используя эмоциональных оценок, художественных оборотов и типичных для соответствующей среды словесных форм, очень сложно, культура написания электронного письма вскарабкивается потихоньку на более высокие ступени. Есть еще один фактор, несомненно, положительно влияющий на развитие электронной письменной речи – в мир электронных писем потихоньку стали вовлекаться не только подростки с их клиповым мышлением, но и люди более старших возрастов, уже умеющие письменно излагать свою речь.

Хочется верить, что постепенно электронная почта станет если не литературным жанром, то уж во всяком случае, культурной средой. Кстати, неразвитость письменной речи подростков, сегодня является на мой взгляд, одной из основных причин провала дистанционных проектов. Но об этом мы поговорим в следующем номере журнала.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.