search icoico arrow

Исследование личности и структуры интеллекта у студентов, выбравших различные формы обучения

Исследование личности и структуры интеллекта у студентов, выбравших различные формы обучения

В нашем исследовании приняли участие 427 человек. Согласно полученным результатам, академическая успеваемость студентов связана в большей степени с их личностными качествами в том случае, если они обучаются по традиционной системе.

Для студентов, обучающихся по дистанционно-очной системе, эта связь менее выражена (но и для них получение хороших экзаменационных отметок имеет отношение к их личностным качествам). В частности, успеваемость этих студентов большей частью связана с уровнем развития познавательных способностей и качеств (тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра) и эмоциональной зрелостью (личностный опросник Р. Кеттелла). Все эти качества не противоречат друг другу по своему содержанию и описывают целостный образ зрелого и интеллектуального студента.

Подчеркнем, личностные качества студентов, обучающихся по традиционной системе и связанные с их успеваемостью - более разнообразны и более противоречивы по своему содержанию, причем один и тот же личностный фактор здесь нередко оказывается связанным полярными корреляциями с различными учебными дисциплинами. Для академической успеваемости этих студентов важны такие качества, как самоуверенность, спокойствие, доверчивость, принятие условий со стороны других, смелость, практичность, расчетливость, проницательность. Все эти характерные особенности входят в коммуникативную группу качеств личности и играют большую роль при ответе на экзамене, являются составляющими умения "преподнести себя в выгодном свете" перед преподавателем. Наличие значимых корреляций полярных по своему содержанию качеств с разными предметами может объясняться различными личностными особенностями преподавателями и неодинаковыми их требованиями к ответу на экзамене.

Помимо этого, исследования демонстрируют, что успеваемость по конкретным учебным дисциплинам студентов вузов с различными системами обучения связана с различными личностными качествами. У студентов вуза с дистанционно-очной системой обучения развитое логическое мышление связано с успеваемостью по таким предметам, как история, философия, математика. Развитое воображение у этих студентов имеет отношение к их успеваемости по таким учебным дисциплинам, как философия, математика, политология. Гибкость мышления, экспериментаторство связаны у них с успеваемостью по культурологии и логике. Эмоциональная зрелость является сопутствующим фактором для успеваемости по таким учебным дисциплинам, как история, логика, философия и социология.

Важно отметить, что перечисленные личностные качества связаны у студентов вуза с дистанционно-очной системой обучения с интегральным показателем их академической успеваемости, что свидетельствует о том, что при данной системе обучения существует группа качеств, имеющая системные свойства, связанная с общей успеваемостью студентов. Такой группы качеств у студентов вуза с традиционной системой обучения не удалось обнаружить.

У студентов вуза с традиционной системой обучения такие качества, как доверчивость, принятие условий со стороны других, а также самоуверенность и спокойствие связаны с успеваемостью, или точнее с успешной сдачей экзамена по логике, математике, иностранному языку и психологии. Такие качества как практичность, стремление к выгоде, свободная трактовка правил оказались значимыми для успеваемости по истории и естествознанию. Изменчивость, эмоциональная неустойчивость важны для успешного обучения по социологии и естествознанию. Зависимость от группы, несамостоятельность значимо связаны с успеваемостью по истории и философии.

Перечисленные качества студентов вуза с традиционной системой обучения, а также ряд других качества, слабо связаны с познавательными способностями учащихся. Они отражают скорее коммуникативные, индивидуально-типологические и моральные качества студентов. Можно предположить, что на экзамене, проходящем в форме непосредственного общения преподавателя и студента, при оценивании ответа учитываются не только содержание и полнота ответа, но и множество других факторов, связанные с поведением студента во время семестра и на самом экзамене, и вызывающих симпатию или антипатию у преподавателя.

Косвенным свидетельством этого тезиса может служить совпадение дисциплин, которые ведет преподаватель и набора личностных качеств студентов, которые, как оказалось, значимо связаны с успеваемостью по этим дисциплинам. В данном исследовании это совпадение личностных качеств, связанных с успеваемостью по таким предметам, как культурология и социология (склонность к чувству вины, неуверенность). Можно предположить, что для этого преподавателя, в отличие, например, от преподавателей психологии и иностранного языка, более симпатичным будет представляться скромное или даже робкое, неуверенное поведение студента как на экзамене, так и во время семестра.

Таким образом, наше исследование выявило совершенно различную структуру связей учебной успеваемости и личностных качеств студентов вузов с традиционной и дистанционно-очной системами обучения. Наличие или отсутствие непосредственного общения преподавателя и студента на экзамене является существенным фактором, определяющим содержательные и структурные особенности системы связей успеваемости и личностных особенностей студента. При традиционной системе обучения успеваемость студентов в большей степени связана с их коммуникативными, моральными и индивидуально-типологическими особенностями. При дистанционно-очной системе обучения для успеваемости студентов приобретает большее значение уровень развития их познавательных способностей. Последние при этом приобретают роль стержневого фактора, определяющего успеваемость, не только по конкретным учебным дисциплинам, но и успешность обучения в вузе вообще.

Эти исследования, как нам представляется, могут иметь крайне важное значение для служб профессиональной ориентации, на этапе консультации перед выбором той или иной формы обучения в вузе. Особенно, подчеркнем, для консультаций в вузах, построенных по принципу дистанционно-очной формы обучения. Ряду студентов подобная форма получения высшего образования будет представляться слишком тяжелой и им можно рекомендовать традиционное обучение. Еще раз подчеркнем, при отсутствии стойких ограничений в КОНЕЧНОМ РЕЗУЛЬТАТЕ, может быть рекомендован тот или иной СПОСОБ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.