search icoico arrow

Изучение судом личности подсудимого юридико-психологические проблемы

Изучение судом личности подсудимого юридико-психологические проблемы

Право, как известно, существует только в обществе; вне его, вне сферы человеческих взаимоотношений действие правовых норм становится невозможным по своей сути.
Вместе с тем во взаимодействии психологии и права до настоящего времени имеется немало трудностей, сложных и нерешённых проблем. Одной из них является достаточно разнящееся понимание личности правозначимого субъекта. Например, даже различные правовые дисциплины понимают личность преступника довольно по-разному. Следствием всего этого является реальное затруднение осуществления профессиональной деятельности представителями самых разных юридических профессий, снижение качества и эффективности правоохранительной деятельности.

В рамках решения данной проблемы нами была поставлена цель исследования содержания изучения личности подсудимого судом; при этом решались следующие конкретные задачи: 1) изучить частоту отражения в делах данных, характеризующих личность подсудимого, 2) изучить глубину и особенности отражения в делах данных, характеризующих личность подсудимого, 3) изучит отражение особенностей личности подсудимого в приговоре (что может служить косвенным указанием на учёт личностных особенностей подсудимого при вынесении судебного решения), 4) сформулировать предложения по совершенствованию изучения личности подсудимого в судебном процессе.

Материалом для исследования послужили 39 уголовных дел, рассмотренных судами г. Воронежа и области, решения по которым в силу тех или иных причин были опротестованы, а сами дела направлены в кассационную инстанцию. Исходя из этого, уже с самого начала можно было предположить, что, по крайней мере, в части дел поводом для кассации послужило недостаточно подробное изучение личности подсудимого при вынесении приговора. Изо всех испытуемых женщин было 9 (23,1%), мужчин - 30 (76,9%). Средний возраст осуждённых составил 30,8 лет и колебался от 15 до 59 лет. Подавляющее большинство всех осуждённых имели среднее образование (абсолютно 20 человек, или 51,2%). Ко всем испытуемым были применены 17 статей УК РФ, из них к женщинам - 4 статьи УК РФ, к мужчинам - 16 статей УК РФ. К 7 испытуемым были применены 2 или 3 статьи УК РФ - 3 статьи УК применены к 1 испытуемому (мужчине), 2 статьи УК - к 6 испытуемым (5 мужчин и 1 женщина). Абсолютное большинство испытуемых (как мужчин, так и женщин) были осуждены за кражи (ст. 158 УК РФ); четверо испытуемых (из них 3 женщины!) были осуждены за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ); трое испытуемых осуждены по ст. 228 УК РФ (незаконный оборот наркотических средств); также трое испытуемых были осуждены за разбой по ст. 162 УК РФ (из них 2 женщины!). Остальные статьи УК РФ, применённые к испытуемым изученной группы, встречались преимущественно однократно, либо - значительно реже - дважды.

В 5 (12,8%) из 39 проанализированных дел отсутствовали какие-либо характеристики на испытуемых (два случая кражи, грабёж, нарушение правил дорожного движения и умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью). В остальных делах имелось от 1 (24 дела) до 3 характеристик (2 характеристики в 7 делах, 3 характеристики в 3 делах). По месту их выдачи все имевшиеся в делах характеристики можно было с определённой степенью условности разделить на следующие группы: 1) характеристики с места учёбы - прошлой или нынешней: школа, учреждение среднего профессионального образования) - 2, или 4,25% от общего числа имевшихся в делах характеристик, 2) характеристики, выданные различными правоохранительными органами (ОВД, учреждения уголовно-исполнительной системы) - 5, или 10,6% от общего числа имевшихся в делах характеристик, 3) характеристики с места работы испытуемых - 14, или 29,8% от общего числа имевшихся в делах характеристик, 4) характеристики с места жительства испытуемых (соседи, МУРЭПы и т. п.) - 26, или 55,35% от общего числа имевшихся в делах характеристик. Как видно из приведённых данных, наибольшее количество содержавшихся в уголовных делах характеристик были получены с мест жительства испытуемых, что вряд ли стоит считать целесообразным, так как их объективность в каждом случае должна подвергаться серьёзным сомнениям в силу как свойственной современному обществу отчуждению, своеобразной изоляции людей друг от друга по месту их совместного проживания, так и нежеланием портить отношения с соседями, в том числе и по причине боязни мести после освобождения. Гораздо более оптимальными следует считать характеристики, выданные школами (но не другими учебными заведениями, где знание обучающихся/воспитанников педагогами нередко носит формальный характер) и рабочими коллективами испытуемых, а также, в случаях, если ранее имели место конфликты с законом, - правоохранительными органами. Полными, содержащими достаточное количество сведений о личности подсудимых, оказались лишь 10 характеристик (21,3% общего количества изученных характеристик); сугубо формальными, без каких-либо правозначимых сведений о личности испытуемых были 20 характеристик (42,5% от общего количества изученных характеристик); наконец, 17 характеристик (36,2% от общего количества изученных) по полноте приводимых в них сведений трудно было оценить однозначно, они как бы занимали промежуточное положение между характеристиками полными и сугубо формальными. Помимо изучения полноты отражения в характеристиках на испытуемых, имевшихся в делах, их личностных особенностей, анализировалась и содержащаяся в них общая модальность оценки личности. Установлено, что личность подсудимого характеризовалась отрицательно в 9 характеристиках (19,1% от общего количества имевшихся в делах характеристик), положительно - в 13 характеристиках (27,6% от их общего числа) и фактически не характеризовалась никак (ни отрицательно, ни положительно) в 25 характеристиках (59,3% от их общего числа). Последнее обстоятельство следует расценить как исключительно неблагоприятное для судопроизводства, так как суд получает фактически не подготовленное должным образом дело, не содержащее никакой оценки обвиняемого, и требуются дополнительные неоправданные затраты судебного времени и дополнительное напряжение профессионализма судей (разумеется, в случае надлежащего проведения судебного процесса) для того, чтобы устранить столь грубые недостатки предварительного следствия. В ходе проведённого исследования анализу подвергалось и качество отражения в приговоре суда особенностей личности подсудимого. Установлено, что в 13 (из 39 изученных приговоров, или 33,3%) случаях в приговорах содержался достаточный для вынесения индивидуального судебного решения анализ личностных особенностей подсудимых в связи с обстоятельствами совершённого ими деяния. В 4 приговорах (10,3%) формальный анализ личности подсудимых хотя и присутствовал, но был нечётким, расплывчатым, исчерпывался в основном только общими фразами и не давал объективных оснований для обоснования судебного решения. В 22 приговорах (56,4%) анализ личности подсудимого отсутствовал; это крайне негативное обстоятельство по сути отражает глубоко укоренившийся в сознании судей подход к объективному вменению, хотя в УК РФ 1996 г. содержатся чёткие указания на необходимость психологического анализа лица к нарушению и его последствиям, а не на фиксацию только факта самого их наличия (ч. 2 ст. 28 УК РФ). В 4 случаях из 39 (10,2%) отсутствие в приговоре необходимого для его обоснования анализа личности подсудимых послужило основанием для направления уголовного дела в кассационную инстанцию.

Таким образом, результаты проведённого настоящего юридико-психологического изучения анализа личности подсудимого судом обнаружили целый ряд существенных недостатков, связанных как с дефектами предварительного следствия, так и с дефектами самого судебного процесса. К первым относятся: отсутствие в части дел характеристик личности, их неполнота и формальность; ко вторым - отсутствие анализа личности подсудимого в приговоре, что фактически полностью его обесценивает и создаёт поводы для обжалования судебного решения. Большая частота всех указанных дефектов анализа личности подсудимого делает проблему крайне актуальной. В качестве наиболее реального пути её решения видится путь усиления юридико-психологической подготовки юристов как в процессе их вузовского обучения (чему в немалой степени способствует ГОС ВПО 2000 года), так и (что особенно важно!) в рамках послевузовского повышения квалификации. Необходимо повышать юридико-психологическую подготовленность судей путём систематического изучения ими краткосрочных курсов (72 часа) по наиболее актуальным проблемам судебной психологии. Всё указанное выше позволит несравнимо более успешно и эффективно осуществлять проводимую в нашей стране реформу судопроизводства. Особенно важно учитывать описанные выше обстоятельства и рекомендации при рассмотрении дел несовершеннолетних правонарушителей.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.