search icoico arrow

К нам едет ревизор?

По традиции, принятой еще в советской армии, отслуживших свое или проштрафившихся высокопоставленных генералов, а тем паче - маршалов, направляли в почетную ссылку, которая называлась "Главная инспекция Вооруженных Сил СССР". Взамен падения с карьерной лестницы сосланный получал самую спокойную службу и гарантированное благополучие в течение всего остатка жизни. И убеленный сединами полководец или карьерный неудачник весь указанный период проводил в постоянных увеселительных поездках, в кои превращались инспекционные объезды бесчисленных соединений великой и могучей Советской Армии. Несть числа анекдотам, которые породила эта плодотворная деятельность во благо бывшей родины. Сегодня родная армия, метко ведущая огонь куда попало, остро нуждается в реально действующей и эффективной инспекции, чего нельзя сказать о не менее родной системе образования, которая за десять лет независимости выдержала несколько волн проверок, аккредитаций, рейтингования и.т.п. напастей и если сейчас в чем остро и нуждается, - так это в финансировании, достойном гордого звания высшей школы.

Однако сегодня будут инспектировать именно высшую школу.

Согласно изданному на прошлой неделе постановлению Кабинета Министров, Государственная инспекция является правительственным органом государственного управления, действующим в составе Министерства науки и образования. Основными задачами инспекции являются: осуществление контроля над выполнением учебными заведениями законов Украины по вопросам образования, в частности, применение в учебно-воспитательном процессе украинского языка и языков национальных меньшинств.

Кроме того, инспекция будет проводить комплексные проверки дошкольных, общеобразовательных, внешкольных и профессионально-технических учебных заведений, контролировать проведение аттестационной экспертизы и координации работы, связанной с программно-методическим обеспечением аттестации учебных заведений. Инспекция также будет периодически осуществлять экспертную оценку деятельности высших учебных заведений и инспектирование учебных заведений по вопросам выполнения государственных стандартов по качеству подготовки учеников, студентов, развития материально-технической базы и социальной сферы.

И, наконец, инспекция будет принимать участие в подготовке и рассмотрении проектов решений по вопросам реформирования образования, прогнозирования развития системы и ее организационно-правового обеспечения, предоставлять помощь органам управления образованием. Работники государственной инспекции имеют право на беспрепятственное посещение учебных заведений, получение от их руководителей необходимых объяснений, материалов и информации для выполнения возложенных на нее задач. Предусмотрен и источник финансирования - Госинспекция будет содержаться за счет госбюджета в размерах средств, предусмотренных на обеспечение жизнедеятельности Министерства науки и образования, что в принципе не так уж и плохо, потому что сугубо министерские чиновники в такой ситуации должны будут умерить свои аппетиты.

Однако, оставив финансовую сторону дела, попытаемся разобраться в смысловой части нововведения, попытаемся понять, насколько реально нуждается наше многострадальное образование в дополнительном контролирующем органе, при наличии государственных комиссий, которые и так проверяют учебные заведения; насколько в принципе эффективен контроль над образованием в нашей стране, а также посмотрим, как контролируется процесс обучения в цивилизованном мире.

Пройдемся по функциям инспекции. Интересно увидеть в действии контроль за использованием языка, проводимый сверху. Снизу, изнутри вуза, хоть все понятно - можно, к примеру, учебную часть послать под аудитории в течение ленты и выяснить полную и реальную языковую картину. Заезжие контролеры такой возможности не имеют, число их ограничено, то есть им также придется пользоваться услугами местной учебной части для осуществления "глубокого мониторинга" - в официальных отчетах, понятное дело, языковой вопрос давно и бесповоротно решен. Примерно те же рассуждения касаются и контроля за выполнением других законов Украины по вопросам образования.

Перейдем к комплексным проверкам (непонятно, правда, их содержание и объем) и к контролю за проведением аттестационной экспертизы. Это весьма примечательная функция - фактически, контроль за контролерами. По всем канонам возникновение такого рода рекурсии является признаком близкой смерти бюрократической организации. Напомним, что наша образовательная сфера находится в полуживом состоянии и без этих напастей.

На этом фоне особенно рельефно смотрится следующее направление деятельности Госинспекции в плане экспертной оценки качества подготовки учащихся, развития материально-технической базы и социальной сферы. Если, конечно, инспекция будет непрестанно обращать внимание правительства на плачевное состояние этих самых материально-технической базы и социальной сферы, то честь ей и хвала. Может быть, наконец, произойдут какие-нибудь сдвиги к лучшему и наполнятся наши учебные заведения оргтехникой, отремонтируются учебные площади, а также общежития и прочая социальная инфраструктура. И произойдет это за бюджетные деньги.

Но в это верится с трудом. Скорее всего, инспекция станет инструментом давления на учебные заведения строптивые, неугодные начальству - ведь всегда можно накопать кучу несоответствий разнообразнейшим нормам и стандартам, регламентирующим многогранную деятельность образовательной сферы. Кроме того, инспекцию можно использовать, как поводок для частных учебных заведений, которые формально могут реально обеспечить самые высокие стандарты, ничего с государства не взимая. Однако сегодня они только набирают силу, поэтому должны пользоваться максимальной поддержкой.

Участие в подготовке решений по реформированию образования, прогнозирование тенденций развития образовательной системы - дело действительно благое, но какое-то очень неконкретное, особенно в последней его части. Теоретически - это содержание основных направлений деятельности всего министерства образования в целом. Чем же, как не прогнозированием и соответствующими реформами системы, заниматься органу, который призван управлять такой подвижной и быстроменяющейся сферой, как образование. Будут ли контролеры хорошими провидцами - уж Бог его знает. Впрочем, это не главная и не самая опасная функция Госинспекции.

Что касается контроля процесса образования на Западе, то там, собственно говоря, больше внимания обращают не на процесс, а на результат. Причем в основном процесс контроля находится в юридической плоскости. Считается, что специалист может быть удостоен диплома соответствующего вуза, только если он прослушает определенный (обязательный) объем учебных курсов. Университетские юристы строго следят за тем, чтобы указанных норм придерживались студенты, а надзирающие органы заботятся о том, чтобы в вузах устанавливались достаточно жесткие требования. Впрочем, и сами университеты, существующие в том числе и за счет платы за обучение, в последнюю очередь заинтересованы выпускать студентов-недоучек.

Что касается содержания самих курсов, языка преподавания и тому подобных технических деталей, то здесь основным является мнение преподавателей. Страшно сказать (в присутствии министерского чиновника), что в подавляющем большинстве развитых рыночных стран полностью отсутствуют обязательные курсы и обязательные программы. Все строится на мнении ведущих профессоров, их видении современных потребностей студентов. Скажем, в Оксфорде и Кембридже студентов привлекают прежде всего наличием ведущих ученых среди профессоров. А факультетов, которые гарантируют получение престижной специальности там, как правило, несколько штук и все они имеют совершенно одинаковые названия.

Разумеется, автору могут возразить, что Оксфорду с Кембриджем уже по восемьсот лет, а в нашем молодом государстве еще не завершилась работа по созданию основополагающих стандартов в области образования. Дескать, дай волю преподавателям, и они снизят уровень отечественного образования до глубин невиданных. В принципе, особенно учитывая реальную, а не декларативную степень престижности работы в нашей образовательной сфере, такая опасность существует. Но она все-таки меньше, чем возможный урон от чиновнического произвола, который не уменьшается, как на это следовало бы надеяться, особенно в такой ранимой области, как образование, а только растет.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.