search icoico arrow

К вопросу о сопровождении леворуких учащихся

Представлен фрагмент практики работы психолога по организации психолого-педагогического сопровождения леворуких учащихся

Школа № 61 города Кемерово –малая школа полного дня. Это дает новые ресурсы и позволяет более обеспечить индивидуальный подход к ребенку, чем в большой школе.
Одним из направлений индивидуального сопровождения является феномен леворукости.

Педагогический коллектив школы убежден и старается убедить родителей, что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть комфортно, спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать его как свой. Для этого в школе приобретены парты для леворуких, используются прописи для леворуких, для этого разработана факультативная учебная программа.

Основной целью программы является профилактика школьных неврозов и учебных трудностей леворукого ребенка в начале систематического обучения письму.
Графические действия ребенка во время письма требуют точности и четкости зрительно-моторной координации движений, а также точности зрительно-пространственных представлений. Леворукие дети в силу особенностей полушарной ассиметрии часто имеют трудности в освоении курсивного безотрывного письма. К нарушениям почерка часто добавляются ошибки и замедленный темп работы, что может сопровождаться негативными поведенческими реакциями и привести к срыву: школьному стрессу или неврозу. Это заставило нас разработать специальную учебную факультативную программу. Программа рассчитана на 3 года. Периодичность занятий 1 раз в неделю. Группа детей смешанная – ученики 1-3 классов. Обязательными занятия являются для детей с трудностями в обучении. Леворукие дети, не имеющие затруднений в учебе, посещают занятия время от времени. Формы занятий студийные с преобладанием игровых упражнений и занимательных занятий. На занятиях могут присутствовать педагоги и родители с целью знакомства со способами деятельности и особенностями учебной деятельности леворукого ребенка.
На отдельные занятия приглашаются старшие леворукие школьники и леворукие взрослые.

Задачи:


1. профилактика затруднений:
· при решении задач, которые требуют сложнокоординированных действий: резание бумаги, бумагопластика, письмо и др. (учитывая, что в школе есть ножницы для левой руки ,но нет учебных образцов для леворуких детей)
· при выполнении заданий, в основе которых лежат зрительно-пространственные представления: многие математические задачи, задачи, требующие использования схем и моделей
· при выполнении заданий, требующих зрительно-моторной координации: письмо и чтение, отдельные упражнения на уроках физкультуры и другие
· при работе с понятиями
2. Развитие креативных способностей в творческих видах деятельности, в том числе научное творчество.
3. методическая поддержка родителей и педагогов в индивидуальном сопровождении растущего леворукого ребенка, чтобы минимизировать давление праворукой среды на ребенка.

При составлении алгоритма работы по данной учебной программе и подборе упражнений и техник работы с детьми на занятиях, мы исходили из того, что причины леворукости могут быть разными.

1) вынужденная леворукость

· как последствия нарушений нервно-мышечной регуляции в раннем детстве (ДЦП и т.п.)
· как подражание леворукому взрослому в период интенсивного формирования двигательных функций
2) патологическая леворукость – компенсаторная – связана с нервно-психическим расстройством и, как правило, сочетающаяся с комплексом нарушений речи и восприятия
3) генетическая леворукость, в том числе как феномен зеркального отражения у ребенка из однояйцевой близнецовой пары.

Знание причины леворукости позволит расставить акценты в развивающей работе либо на коррекции речевых нарушений, либо на психологической коррекции неврозоподобных расстройств.

Алгоритм составления программы факультативного курса.

Подготовительная работа -формирование списка леворуких детей

-изучение анамнеза развития ребенка до поступления в школу 61
-подбор методик , тестов и стимульного материала,
тиражирование
-диагностические занятия
-обработка данных, согласование программы с завучем по
учебной работе и формирование списка детей-участников
программы
оформление содержания программы

Реализация программы в течение четверти.

Обсуждение результатов работы и динамики учебных достижений учащихся на Малом педсовете учителей , работающих в начальной школе. Корректировка содержания программы на следующую четверть.
Учет индивидуально-стилевых особенностей детей с ведущей левой рукой в учебной деятельности позволил сориентировать педагогов на более внимательное и терпимое отношение к учащимся.

Психолог учителю/ Памятка для учителя. «Леворукий ребенок»

Школа № 61 г. Кемерово –малая школа полного дня. Это дает новые ресурсы и позволяет более обеспечить индивидуальный подход к ребенку, чем в большой школе. Одним из направлений индивидуального сопровождения является феномен леворукости.

Педагогический коллектив школы убежден и старается убедить родителей, что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть комфортно, спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать его как свой. Для этого в школе приобретены парты для леворуких.

Важно, чтобы учитель и родители следили за правильной посадкой ребенка за партой:

· спина ровная
· ноги на полу или подставке
· тетрадь расположена ближе к левой руке и немного наклонена вправо
· свет должен падать справа

Ручка в левой руке – это только малое внешнее проявление. Учителю важно помнить, что природа леворукости сложна и многогранна.

Причины леворукости могут быть разными.

1) вынужденная леворукость

- как последствия нарушений нервно-мышечной регуляции в раннем детстве (ДЦП и т.п.)
-как подражание леворукому взрослому в период интенсивного формирования двигательных функций

2) патологическая леворукость – компенсаторная – связана с нервно-психическим расстройством и, как правило, сочетающаяся с комплексом нарушений речи и восприятия

3) генетическая леворукость, в том числе как феномен зеркального отражения у ребенка из однояйцевой близнецовой пары.

Одна причина леворукости приводит к формированию речевых нарушений, другая к появлению неврозоподобных расстройств. И только генетическая леворукость в радость ребенку до тех пор, пока он не пойдет в школу. А дальше многое зависит от компетентности учителя.

Учителю поможет знание о полушарной асимметрии нашего мозга. Леворукие дети – это люди художественного типа. У них доминирует правое полушарие мозга. Благодаря этому они очень впечатлительны, у них живое восприятие, яркие эмоции. Им немного труднее дается решение логических задач, абстракции и теоретизирование, дотошное собирание и систематизация фактов. Зато у них прекрасно рождается идея, они хорошо рефлексируют, умеют подняться над фактами и представить общую картину явлений.

В начале школьного обучения они испытывают трудности в овладении сложно координированными действиями: аккуратное письмо, оформление тетрадей по правилам, резание ножницами (тем более, что в школе нет ножниц для леворуких детей) и др. Со временем ситуация выравнивается.

И очень важно, чтобы ребенок сохранил высокую самооценку, уважение к результатам своего труда и желание учиться, преодолевать трудности.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.