search icoico arrow

Какое оно - «среднее арифметическое»?

Какое оно - «среднее арифметическое»?

Сравнивать аттестаты и сертификаты - все равно, что сравнивать тыквы с яблоками

В этом году во время вступления в вузы по учитываться средний балл аттестата. И не просто учитываться: его вес, очевидно, составит солидную долю от общего вступительного балла. Такое новшество хочет ввести министр образования и науки Дмитрий Табачник. 600 баллов абитуриент набирает на тестировании, еще 200 ему плюсуют из школы. Например, 10 баллов в школе равны 181 в 200-бальной шкале. Нововведения, как и все анонсированные и уже воплощены министром реформы, вызвали шквал споров. Когда же умышленно некоторые вузы отказывались от льготных поступлений медалистов и других отличников. Мотивировали это тем, что отличники часто бывали «липовыми». А что теперь? Так хорошо или плохо делает Табачник? Об этом мы распросили спросила самых педагогов.

Сразу скажу, ни одного эксперта, который бы предложил совсем не учитывать школьных баллов, найти не удалось. Все соглашались: обучение в школе игнорировать нельзя. Как бы там ни было, но «фабриковать» отличника из полного неумехи никто не возьмется. Разноголосица были только относительно «веса» этого балла.

Те, кто высказывался за новацию Табачника, мотивировали свою мысль так: дети будут больше поощрены к обучению в школе, потому что это дают дополнительные 12 баллов, от 200 - это уже серьезно. Те, кто был против, - опасались, прежде всего, коррупции.

Если аттестат влиять на вступление, дети будут учиться лучше?

Аргументы за «плюс 200 баллов» обобщил председатель Общественного совета педагогов и ученых Украины, министр образования и науки Украины 2005-2007 годов Станислав Николаенко.

«Будет учитываться комплексная оценка результатов обучения ребенка за весь период, характеристика ее всестороннего развития, - рассказал он в комментарии« ВЗ ». - Ученик будет иметь стимул к учебе не только по тем предметам, по которым будет проходить внешнее независимое тестирование, но и от других. Не разрушится образовательный процесс в школе. А то некоторые старшеклассники и в школу уже не хотят ходить ». Процветание школьной коррупции он не боится: «Такие явления были, но всех обвинять в коррупции не следует. Все равно горе-родители не смогут заплатить за три экзамена на независимом тестировании! Если выпускник окончил школу с золотой медалью, а на тестировании набрал низкие баллы, то и его возможности будут соответственно ниже. Я бы этот вопрос перенес в другую плоскость: нужно поднимать социальный статус учителя. Увеличивать заработную плату, ввести ежеквартальную премирования, увеличивать оздоровительные т.д. Надо, чтобы стимулирующая часть фонда зарплаты педагогов была на уровне 50%. Наряду с этим повышать контроль за знанием, которые приобретает ученик. Следует проводить тестирование не только для вступления в «вуз», но и в процессе обучения, чтобы выжить взяточничество и на сессиях ».

Кстати, в некоторых странах вообще нет вступительных экзаменов. Например, в Великобритании студентами вузов становятся по результатам школьных оценок, в Канаде - тоже. В США при поступлении есть экзамены, но школьный бал немало значит. Казалось бы, а почему бы нам не собезьянничать опыт зарубежья? Но тут появляется одно «но». В той же Англии контроль за школьными оценками такой, что комар носа не подточит. Сомнений в честности оценки не возникает, в Канаде учитель отвечает за знания ученика, ставит подпись около отметки выпускника. Наконец, надо учитывать менталитет, без обид, конечно, но сложно представить, как некий британец идет покупать аттестат для ребенка? Если учитель и выставлял оценку честно, то насколько универсальной для разных учебных заведений будет эта оценка. Не секрет, что ученик специализированной языковой школы знает английский лучше, чем ученик обычной школы. Хотя и баллы дети получат, возможно, одинаковые. Я сама училась в «спецшколе»: восемь часов английского в неделю плюс три немецкого, одновременно уроков по физике, математике у нас было меньше. Да и вообще, реально выставить «кристально» объективную оценку?

Что нужно, чтобы оценка стала объективной?

«Сегодня, по моему мнению, учитель более мотивированный оценивать справедливо (работу всех учеников по одной мерке), а не объективно (знания и умения каждого ученика, согласно тем же критериям), - говорит заведующий кабинетом развития образования Львовского областного института последипломного педагогического образования Роман Пастушенко. - Это связано с тем, что ученики сразу замечают, когда оценки несправедливы, и не всегда понимают, почему в одних оценка длительное время низкая, а в других - высокая (темп обучения и способности детей различны). Учителя не хотят находиться в остром конфликте с учениками. В то же время восемь баллов ученика, например, 2003 года выпуска и ученика 2010 года выпуска тоже могут иметь различные критерии измерения. В частности, многие школьные учителя считают, что уровень образования ежегодно ниже». «Кроме того, обязательное условие - школьная традиция объективного оценивания знаний, - продолжает Роман Пастушенко. - К сожалению, наши школы такой традиции похвастаться не могут именно из-за значимости в советские времена среднего балла аттестата для поступления в вузы. Отказаться от подарков родителей, проигнорировать их слезные просьбы учителю с малой зарплатой и добрым сердцем очень трудно, почти невозможно ».

Против инициатив Табачника выступил начальник Главного управления образования Львовской областной государственной администрации Павел Хобзей. Во время совещания руководителей областных управлений образования в Киеве он покинул зал со словами: «Я не хочу участвовать в этом фарсе». «Вес среднего балла аттестата не может быть таким высоким в ??совокупности оценки знаний учащихся. В невыгодном положении находятся выпускники сильных школ, гимназий, лицеев, где порой низкие оценки отражают высокий уровень знаний », - говорит он.

Председатель агентства по развитию образовательной политики Людмила Паращенко обращает внимание на то, что система оценивания во время тестирования и в школе - разная. «Сравнивать сертификаты и аттестаты - это все равно, что сравнивать тыквы с яблоками, - говорит она. - 199 баллов на независимом тестировании означает, что позади тебя 99 сдавших тест хуже. Когда решали доплюсовать 12 баллов, все было бы нормально. Если дети получили одинаковые баллы на ЕГЭ, тем выше балл в школе мог им помочь. Но не 200 баллов плюсовать ».

К школьным баллов и ВНО нужно еще приплюсовать общественную активность?

Так как же в этой ситуации найти «среднее арифметическое»? Несправедливо было хаять школу, обвиняя ее в сквозной коррупции. Учителей легче порицать, забывая, что в нашем государстве этой профессии достойно не оценивают. Вместе с тем нельзя игнорировать аргументы «против». Роман Пастушенко предлагает такой рецепт: «Наиболее рационально было бы установить правилам набора в вузы по таким процентным соотношениям баллов по независимому тестированию и других, названные выше, критериях отбора: 60/40. То есть в единой рейтинговой шкале результаты тестов должны давать абитуриенту максимум 60 процентов баллов; участие в конкурсах и турнирах по профессиональным дисциплинам - до 10 процентов, причем следует учитывать не только последний год обучения в школе и одну Всеукраинскую предметную олимпиаду, республиканский тур, как сейчас, а все годы обучения в высшей школе и все признанные МОН конкурсы и турниры рекомендации педагогов - специалистов по профильным предметам и специализированного учебного заведения - тоже до десяти процентов; десять процентов - балл аттестата и еще десять - активная общественная деятельность, достижения в различных творческих и интеллектуальных конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д. На специальности, где требуется творческий конкурс или высокие показатели физического развития, полученные за это баллы должны составлять не более 25% их общего количества.

По математике Украине на 25-26 местах.

Во время написания этого материала я попыталась выяснить, проводили ли в Украине комплексное исследование школьных оценок. Оказалось - нет. Так, управление образования делают «срезы знаний», дают свои контрольные специалисты Института последипломного педагогического образования, но все это на местном уровне, по результатам этих исследований можно говорить об объективности оценивания в конкретной школе, но не в государстве в целом. Массовый мониторинг знаний учащихся, запланированный на апрель, отменили. Наконец, специалисты сомневались, что он сможет дать объективную оценку. Косвенным доказательством относительности такого понятия, как оценка, может быть международное сравнительное исследование ТIMSS, проведенное в 2007 году. В нем приняли участие 60 стран. Тестировали знания учащихся по математике и естественным наукам. Украинские четвероклассников по уровню знаний по математике оказались на 26-м месте, восьмиклассники - на 25-м. Зато первые места в рейтинге занимали Гонконг, Сингапур, Япония, Казахстан, Россия, Великобритания. В Украине надеются, что во время следующего исследования результаты нашего государства будут выше. Ведь тогда она принимала участие в исследовании впервые ...

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.