search icoico arrow

Каждый ребенок – это неповторимая личность

«Каждый ребенок – это неповторимая личность», - считает учитель начальных классов школы № 200 Жондрикова Татьяна Николаевна. Она любезно согласилась ответить на вопросы вашего корреспондента, надеясь, вероятно, развеять все сомнения в правильности и действенности метода Амонашвили. Нам же хотелось узнать, как, уже поработавший в школе педагог, приходит вдруг к осознанию необходимости изменить методы обучения детей.

- Раньше я работала в обычной общеобразовательной школе с Мариной Игоревной Шишовой, которая и познакомила меня с гуманно-личностным подходом и с самим Шалвой Александровичем. Теперь она – директор школы № 200. В школе, где я работала раньше, сформировалось ядро педагогов, которые перешли впоследствии сюда.

- Чем отличатся работа в школе с гуманно-личностным подходом от работы в обычной общеобразовательной школе?

- Здесь совершенно иной подход к выстраиванию взаимоотношений между детьми и учителями. Содержание образования, форма и методы – это всё вторично. Первичны отношения: учитель – ученик, учитель – родитель, ребенок – родители. Вот оно, поле для реализации гуманного и личностного подхода.

- И что же, дети, обучающиеся по этому методу, как-то отличаются от других школьников?

- Конечно, их отличает открытость, искренность, уверенность в себе. Они не боятся высказывать своё мнение, даже если оно кардинально отличается от традиционного, от мнения учителя или других детей. При этом они не стесняются присоединиться к чужому мнению, если оно соответствует их убеждениям.

- Да, многим взрослым, не помешало бы развить в себе подобные навыки.

- Правильно, недаром сам Шалва Александрович Амонашвили называет нашу школу «Школой Жизни»: «Ребёнок не только готовится к жизни, но уже живёт…». Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в нашей школе: «Развивать и воспитывать в ребёнке жизнь с помощью самой жизни». Ведь у нас школа «полного дня». Дети здесь не только изучают предметы школьной программы, они вместе гуляют, делают уроки, общаются, посещают творческие студии, спортивные секции. Получается, что именно здесь сконцентрированы интересы ребёнка. Здесь же учатся его друзья. Кроме того, мы приветствуем активное участие родителей в жизни ребенка, потихоньку стараемся и их втянуть в творческий процесс. Наши родительские собрания и оценки детей существенно отличаются от подобного в традиционных школах.

- И в чём заключается отличие?

- Оценка – это ведь не только отметка. Скажу по секрету, до пятого класса наши учителя вообще не ставят традиционных оценок, пятерок и двоек, ребятам. Мы считаем, что ребенка нельзя травмировать. При этом мы стараемся развивать в детях такое важное качество, как умение адекватно оценить свои силы и умения. У нас существуют так называемые «секретные пакеты», которые готовятся раз в полугодие: в декабре и мае. (Мы используем здесь и любовь детей к тайнам). В конверт красочно украшенный своими руками дети вкладывают свои высшие достижения в учёбе и творчестве. Это могут быть выполненные учебные задания, которые, кстати, значительно превышают государственный стандарт. Это могут быть творческие работы – сочинения, размышления о себе, об окружающем мире, о своих родителях и школе. Родители имеют возможность ознакомиться с содержимым пакета, а значит и понять, какие чувства и мысли переполняют их малыша. Многие дети пишут секретные письма своим родителям о том, что стесняются сказать вслух. Например, о своей любви к ним. Мы стараемся не только научить ребят не стесняться проявлять свои чувства, но и заботиться о своих близких, сопереживать. Мы говорим: ваши родители заботятся о вас, а как вы можете о них позаботиться? Как можете выразить свою любовь? Дети не должны вырастать эгоистами.

- Самооценка, это здорово. Но все же, неужели учитель никак не оценивает работу ребят в школе, их успехи и промахи?

- Каждый учитель пишет психолого-педагогическую характеристику, которая обсуждается вместе со всеми детьми класса. В характеристике выявляются и подчёркиваются положительные качества каждого ребёнка, чтобы он знал, чего уже достиг и на что может опереться. Кроме того, в тактичной форме даются советы и рекомендации с учётом индивидуальных особенностей. Мы не хотим требовать от детей невыполнимого, ставить нереальные задачи. Подобный подход может привести лишь к тому, что ребёнок начинает испытывать чувство вины, если не может справиться с какой-то задачей. А значит – развивается чувство неполноценности. Поэтому в характеристике указывается только то, что способствует росту и развитию ребёнка.

- Обиженных не бывает?

- Мы придерживаемся принципа, что оценивается не человек, а его поступки. Ребёнок может плохо поступить, и должен осознать, что это так, но сам он – хороший. Ему надо только исправить свои поступки и стараться делать так, чтобы поступки были такими же хорошими, как он сам. Дети это понимают.

- Ваши уроки строятся на ситуации открытия. Всегда ли удаётся достичь того, чтобы дети самостоятельно сделали открытие?

- Если даже не удаётся сделать это с первого раза, я говорю: «Дети эта задача была для нас пока трудна, мы ещё к ней не готовы. Поразмышляйте над ней дома. Но мы вернёмся к ней, когда дорастём до этой ступени познания». И на следующих уроках уже всё получается.

Мы вообще стараемся строить уроки на волнах и даём задания разной сложности. Кто-то делает открытия в более простом, а кто-то может освоить и более высокий уровень. К тому же для каждых способностей существует свой сенситивный период. Для математики, например, 21 год. Поэтому рано говорить, проявит ли их ребёнок. Но пусть он попробует всё, а главное – научится не бояться быть творцом, исследователем, новатором.

Познание и воспитание себя – это главное, чем бы мы ни занимались. Мы решаем задачу. Но она ведь уже кем-то решена, есть готовый ответ. Зачем мы её решаем? – чтобы развить в себе такие качества как сообразительность, внимательность, наблюдательность и тому подобное. Дети осознают, что в равной степени важны и результат, и пройденный к его достижению путь.

- Нелегко, наверное, всякий раз заново открывать уже давно открытое. Повторять один и тот же путь множество раз. Как быть с усталостью, накопившимся раздражением?

- А я каждый раз прохожу новый путь, и каждый раз открываю для себя что-то новое. Дети в начальной школе – это зеркало учителя. Они копируют всё: жесты, манеры, реплики. Поэтому очень важно просто следить за собой, нести доброжелательность и любовь. Личный пример очень важен в этом возрасте. Да и раздражаться нет времени, вокруг столько интересного.

Каждый ребёнок, каждый класс требует своих открытий. Когда вы входите в другой класс, ваши прежние находки – уже не срабатывают. Потому что невозможно технологизировать отношения, любовь, дружбу. И я просто стараюсь видеть в каждом ребёнке личность – неповторимую и единственную, а не думать: насколько он силён в математике или русском языке.

- То есть для вас важен сам человек, а не то, насколько развиты его способности?

- Цель нашей школы – воспитание благородного человека. Но, умея осознавать и сознательно направлять своё развитие, наши дети легко развивают любые способности, если это будет необходимо.

Наша практика показала, что гуманная педагогика взращивает такой внутренний стержень в ребёнке, что он чувствует в себе силу. И даже попадая в среду, где все курят и плюются, наш ребёнок – не плюнет. Он будет свободно высказывать и отстаивать свои позиции и, как правило, найдёт себе друзей, потому что та любовь и свет, живущие в нем, заставляют и других изменяться к лучшему.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.