search icoico arrow

Компьютерный спорт. Интервью с генеральным секретарем Федерации КиберСпорта К.В.Сурконтом

Компьютерный спорт. Интервью с генеральным секретарем Федерации КиберСпорта К.В.Сурконтом

Итак, что же это такое – КиберСпорт?

Киберспорт – это компьютерный спорт. За рубежом его также называют е-спорт или кибератлетика. Наши игроки ничего не имеют против, когда их называют геймерами или прогеймерами (прогеймер – это более высокий, профессиональный уровень). Они нормально относятся и к названию киберспортсмен, а вот на кибератлета почему-то обижаются.

С какого года все это началось?

С 1994-1995 гг. Наша же организация образована в марте 2000 года.

Вы выступали на международных играх?

Мы выделяли деньги на поездку наших ребят во Францию (Lan Arena) и в Кельн (CPL).

Как часто в мире происходят такие турниры?

Наверно, каждые выходные. В России сейчас несколько сотен активных компьютерных клубов, которые еженедельно проводят игровые компьютерные «турнирчики». Клуб собирает регистрационные взносы: часть из них идет на призы, часть – остается клубу. Уже сейчас такие соревнования неубыточны и дают клубу дополнительную рекламу. Самая популярная игра сейчас – Counter strike, где террористы воюют с контртеррористами. Это та игра, которая вызвала массу нареканий на компьютерные игры вообще, и на компьютерный спорт в частности. Она была «обнародована» в конце 1999 – начале 2000 года и даже не является самостоятельной игрой, а только «модом» (дополнением) к «Half-Life». Игра командная – 5 на 5, там нужно всегда «чувствовать локоть». Создатели смогли задеть струнку, которая известна всем мальчишкам. И раньше дети играли в «войнушку»: бегали, стреляли. Здесь практически то же самое происходит на компьютере, поэтому народу это нравится. При этом спортивная элита и большая часть киберспортивного сообщества к Counter strike относится отрицательно, считая его примитивной, некрасивой, незрелищной игрой-ширпотребом.

Какие игры можно тогда, по-вашему, назвать зрелищными?

К красивым и зрелищным, безусловно, относится Quake. Quake3 задумывался разработчиками исключительно как соревновательная сетевая игра, без режима индивидуальной игры с компьютером, без сюжета. Хотя для «практических занятий» в игре сществуют так называемые «боты» - симуляторы наличия другого человека на виртуальном поле. Поединки можно записывать – делать так называемые демки, а потом их можно переводить в видео формат, монтировать, смотреть на игровое поле с разных точек.

Каков средний возраст ваших игроков-киберспортсменов?

Самый маленький игрок, который показывает хорошие результаты – 12 лет. Это девочка из Екатеринбурга, Наташа. Думаю, что мы пригласим ее скоро в Москву на соревнования и без отборочных туров запустим в основную сетку. Основная масса игроков – 16-20 лет, но встречаются и старше – 30 -35 лет, которые начинали с 94-95 года, и были в те времена сетевыми администраторами или открывали компьютерные клубы. Если же брать пошаговые стратегии, например, «Героев меча и Магии» (Heroes of Might&Magic)- игру, подобную шахматам, то здесь играют люди и под 50. Причем призовой фонд в этих турнирах, как правило, маленький, а игры длятся по 10 часов.

Как Вы пришли к такой редкой должности - генерального секретаря Федерации компьютерного спорта России?


Сам я практически не играл до 1998 г. вообще. В 1996 г. у меня появился свой компьютер. Тогда я узнал, что такое Doom и Warcraft2. Все это ужасно завлекало, но надо было зарабатывать деньги и особенно играть было некогда. Изначально играли те, кто имел большой доход (Интернет был практически роскошью), дети богатых родителей или те, у кого был доступ к компьютерам на работе. У меня не было хорошего Интернета, чтобы играть на приличном уровне с достойными соперниками. Но я понимал, что это направление перспективно. А в 1998 г. я попал на работу в Фонд содействия развитию налоговых реформ. Это некоммерческий благотворительный фонд с 47 региональными представительствами. В конце 1999 года я пришел к нашему руководству с предложением найти инвестиции для долгосрочного проекта по созданию общероссийской Федерации компьютерного спорта. Основой киберспорта, как и любого вида спорта, стали: наличие соревновательной деятельности и развитие определенных физических и психических качеств (реакция, логическое мышление, и даже развитие кистевых мышц). Региональные представители заинтересовались: кто-то с этим был уже знаком, кого-то мы нашли из организаторов соревнований и самих игроков. Созвали съезд, оформили документы. После съезда регистрация документов заняла очень много времени. Согласитесь, достаточно сложно зарегистрировать общероссийскую спортивную Федерацию (в соответствии с законом о спорте) по виду спорта, которого нет. Мы прошли через отказы и полное непонимание. Но мы все-таки добились ходатайства от Госкомспорта, и в марте следующего года нам дали свидетельство о регистрации Федерации. После этого КиберСпорт признали видом спорта официально, игрок теперь – спортсмен, команда– это юридическое лицо, с которой спортсмен подписывает контракт. Теперь мы подумываем о создании при Федерации профессиональной лиги.

От чего зависит успех команды?

Успех команды зависит от регулярности участия в разных турнирах. Для этого нужен спонсор. Команда должна иметь график соревнований. Все эти события должны хорошо освещаться, популяризоваться.

Могут ли компьютерные игры привести ребенка к стрессу?

Нет. Игра – нет. А вот фанатичная увлеченность чем угодно, не обязательно играми, может привести к стрессу.

А существует ли зависимость от компьютерных игр?

Среди наших спортсменов ни у кого игровой зависимости нет. Есть, может быть, интернет-зависимость. Это веяние времени. Раньше люди часами смотрели телевизор, а сейчас «затягивает» Интернет, хотя не думаю, что больше, чем телевизор тогда. Изюминка Интернета в том, что он интерактивный. А то, что люди играют – это вовсе не зависимость или деградация. Здесь есть два момента. Есть развлечения, доступные не всем и не всегда, но которые компьютер и Интернет делают более доступными. Я с удовольствием распишу пулю в преферанс в Интернете, где всегда есть живые соперники, тогда как в «реале» на поиск компании не хватает времени. И второй момент. Я помню, что меня в детстве ругали за то, что я читал книги с фонарем под одеялом, портил себе зрение, но я не мог оставить книжку недочитанной, интересно, что будет дальше и чем все закончится. Так же и в компьютерной игре, особенно, если есть сюжет. Пройти до конца. Победить. Преодолеть. Это те качества, которые пригодятся и в жизни.

А как с кровавыми стрелялками?

Это не самое страшное. В этом для многих людей есть возможность выброса большой порции адреналина: смачно! Но это не ведет ни к какому насилию. При желании вся кровь из игры может быть «выключена», что мы и делаем на соревнованиях. Можно настроить практически любую игру так, что там не будет кусков мяса и крови.

А не бывает так, что насмотревшись на то, как смачно можно пострелять, игроки будут искать такой возможности и в реальной жизни?

Вмазать по-настоящему – это не провоцируется компьютерными играми, это у русских в крови. С древних времен на масленницу проходили бои стенка на стенку. Били друг друга так, что мало не покажется. А вот недавно я читал статью в Интернете, «иллюстрацией» к которой был документальный видео-ролик, где живому человеку отрезают голову. После этого «неожиданного просмотра» мне было действительно физиологически плохо. Игры – это совершенно другое. К стрессу ребенка могут привести вот такое кино, новости по телевизору, иллюстрации в СМИ. Например, в периодическом журнале «Навигатор игрового мира» недавно я наткнулся на рекламу новой «медицинской» компьютерной игры: женщина в наморднике, перед которой лежат человеческие мозги. И это, заметьте, не картинка, а реальная фотография! Такое даже меня может привести к стрессу. В таком мире мы живем. По мне - не мешало бы ввести старую добрую цензуру. Я буду только «за». По Интернету, к сожалению, нет никаких межгосударственных соглашений об урегулировании информационных массивов. И с одной стороны – свобода и плюрализм, а с другой стороны – мы имеем то, что имеем.

Как Вы относитесь к проблеме «Компьютер-здоровье»?


Никак. Такой проблемы не существует. У меня есть свой маленький компьютерный клуб, и когда наступает весна, ребята, которые всю зиму просидели за игрушками, идут играть во двор в баскетбол. Наши прогеймеры выглядят и являются физически полноценными, нормальными людьми. Вообще, у человека, который в жизни чего-то добивается, обычно все нормально и с телом, и с мозгами. Организм все равно требует своего, и даже после сидения за компьютером мы, например, начинаем более активно двигаться.

А зрение?

А зрение – любой монитор, дающий развёртку 100 Гц позволяет читать текст с экрана как с листа бумаги.

Что приобретает ребенок, играя на компьютере. То, чему он не может научиться, читая книгу?

Работая в Excel и не зная какой-то функции, я начинаю читать подсказки, открываю книгу-руководство, но добиваюсь конечного результата, потому что от этого зависит оплата моей работы. Ребенок начинает искать выходы из сложившейся игровой ситуации, потому что ему это интересно. Даже стрелялки учат ребенка смекалке и сообразительности. По слухам, второй Doom был создан при поддержке американского правительства для американского спецназа, потому что там на разных уровнях нужно найти единственно верный путь, жертвуя даже «здоровьем», провоцируя и сталкивая монстров друг с другом и экономя свои силы. И так с уровня на уровень. В результате – оттачивается техника, развивается быстрая реакция на ситуацию, сообразительность.

А что такое, по-вашему, информационная культура?


Хм, пока есть только информационное бескультурье. Вот информационная культура, видимо, как раз то, к чему надо прийти в борьбе с информационным бескультурьем. Во-первых, отсутствие в Интернете элементарной грамотности. Есть такие понятия, как врожденная и выработанная грамотность. Кода человек много читает, он волей-неволей начинает писать и говорить грамотно. В Интернете множество безграмотных текстов с ужасными орфографическими и пунктуационными ошибками. Когда такое читаешь, а читаю я в Интернете много статей и публикаций, ловишь себя на мысли, что сам начинаешь ошибаться. И, во-вторых, у многих пользователей сегодня абсолютно потребительский подход в работе с компьютером, когда они не напрягают себя попытками самостоятельно найти выход из сложившейся трудной ситуации, а при малейшей несостыковке обращаются к сисадмину. «Культурный пользователь» должен уметь с помощью тех же самых подсказок и «хелпов» справиться с рядовой ситуацией, разобраться что к чему. Никто не просит знать рядового пользователя UNIX или вводить команды в DOS-овской консоли, но, по крайней мере, читать, что написано под кнопочкой Help должен каждый.

И последний вопрос. Может быть, немного неожиданный. Как Вы считаете, какой должна быть современная школа?

Такой же, какой она была раньше, когда я учился... У нас в классе были разные ребята: двоечники, троечники и отличники, из семей с разным достатком, с разными интересами, но коллектив был абсолютно здоровый. Мы успевали и книги читать, и драться. И хотя наша школа была самой обычной, это не помешало мне перейти в физмат школу и закончить Физфак МГУ. А сегодняшние специализированные лицеи не дают, зачастую, основных навыков для дальнейшей учебы, при этом, вытягивая из родителей большие деньги. Да и к жизни подростки, воспитанные в тепличной обстановке с возможностью безнаказанно нагрубить преподавателю или однокласснику, абсолютно не готовы. Я считаю, что проблема современной школы не в программе, а в том, что учителям сейчас не платят. Школа может остаться совершенно спокойно той же самой, какой была, только труд учителя надо оплачивать достойно.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.