search icoico arrow

Культурный феномен  Интернет - как среда творческой реализации большинства со средними возможностями

Воистину, человечество может переживать в истории своей разные периоды. Но само человечество меряет свою историю лишь по двум категориям вех: война и культура. У понятия "культура" много определений. Но несомненно, что понятие это синтетическое и включает в себя и науку, и искусство, и духовные традиции. Если же говорить о роли культуры в развитии цивилизации, то можно утверждать, что общество, чья культура переживает период расцвета, находится на пике своего развития. Примером тому может служить эпоха Ренессанса (shadow.philol.msu.ru/~forlit/MA_RenaissancePage.htm). Бурный расцвет культуры свидетельствует о том, что экономическая система общества пришла в соответствие с государственным строем и социальным устройством. Это означает, что первоочередные нужды доминирующего класса удовлетворены, и высвобождающиеся ресурсы могут быть направлены на нужды культуры, то есть на создание комфортной среды существования, на создание уникальных невоспроизводимых продуктов. Как следствие повышаются уровень и качество образования, начинается отток людей из сферы производства в науку и искусство. Граждане становятся восприимчивыми к новым прогрессивным идеям, изменяется классовая структура общества. Это, в свою очередь, ведет к изменению общественного устройства. И… цикл повторяется.
Таким образом, можно утверждать, что культура является, с одной стороны мерилом уровня развития общества, а с другой - служит для него неким "преобразователем".

Кто "делает" культуру


Сколько людей "делает" культуру? Думаю, ответа на этот вопрос не существует. Но давайте попробуем оценить масштаб. Любой разговор о культуре, как правило, начинается с упоминания личности, выделившейся из общей массы в какой-либо области. Министр культуры М. Е. Швыдкой в одном из своих интервью сказал: "Есть один довольно известный всем психологический тест: на листе бумаги рисуют круг и предлагают испытуемым поставить точку. Большинство ставит точку в центре, а вот 20 процентов ставит ее за пределами круга. Если таких людей набирается меньше 20 %, то можно говорить о том, что общество находится в серьезной опасности. Дело в том, что те, кто ставит точку за пределами круга, творческие люди, в которых всегда остро нуждается общество, те люди, которые развивают культуру". Но и из этих 20% далеко не все удостаиваются нашего признания. Мы восхищаемся талантами и пренебрегаем посредственностями. Мы справедливо полагаем, что талант может быть опознан и развит только на фоне слабо различимых между собой середнячков. При этом, каждый талант, уподобляя ограненному изумруду, мы рассматриваем с пристрастием, а посредственностей - людей не отличившихся - не рассматриваем вообще. Между тем, именно эта категория составляет большинство и служит средой вызревания талантов. Естественно, чем больше людей способно составить конкуренцию друг другу, тем выше уровень достижений отличившихся. Второй важный момент заключается в том, что количество середнячков определяет ещё и восприятие талантов обществом. Мы с вами знаем достаточно примеров, когда гений опережал свое время. Опережать время - это и значит проявить талант в невызревшей среде.

Как "делают" культуру

Для того чтобы участвовать в формировании культуры, каждому человеку необходимо, как минимум, иметь в наличии 4 составляющих:

способности,
творческий замысел,
технологию,
реципиента.

Способности даются каждому от рождения и в последствии либо развиваются в талант, либо так и остаются в зачаточном состоянии. Творческий замысел вообще материя тонкая и препарированию не поддающаяся. Он возникает спонтанно и требует реализации. И вот тут-то и выходит на сцену технология. В сочетании со способностями творца она определяет конечное воплощение творческого замысла. В огромной мере технология определяет и восприятие реципиентом этой реализации. Поэтому поговорим подробнее именно о технологии и её роли в формировании современной культуры.

Доступность технологии

Доступность технологии применительно к культуре необходимо рассматривать с двух позиций. Во-первых, с позиции доступности для определенного уровня способностей. Яркий пример - вокальное искусство. До изобретения электричества любой вокалист просто обязан был петь громко, иметь мощный голос. Большое значение также придавалось и акустическим возможностям площадок для выступлений. Теперь же технологии записи и передачи звука позволяют выступать на сцене исполнителям, чьих способностей просто бы оказалось недостаточно для акустического концерта.

Во-вторых, технология должна быть доступна к применению с материально-технической точки зрения. Так, например, феномен Высоцкого вряд ли достиг в СССР такого масштаба, не будь технология записи звука на магнитную ленту доступной рядовым гражданам.

Что же нового добавляет Интернет и компьютерные технологии в возможности формирования культурной среды?
"Одомашнивая" технологию посредством компьютера, мы тем самым даем право людям с абсолютно разным уровнем развития способностей творчески реализовать себя.

Благодаря ИКТ доступными для творческого самовыражения большинства стали анимация (artflash.guelman.ru/) и музыкальное творчество.

Интернет, создавая иллюзию анонимности, и обеспечивая практически мгновенную доставку плодов творческой деятельности потребителю, позволяет найти "своего зрителя" любому творцу. При этом Интернет - среда безжалостная, и если твое творчество не находит отклика, то это значит, что ты либо не умеешь пользоваться благами телекоммуникационных технологий, либо время твое ещё не пришло, либо плоды трудов твоих даром никому не нужны.

Реинкарнацию получили и ранее забытые культурные институты: литературные салоны, самиздат.

Сейчас в Интернете формируются новые очаги культурного роста (например, "Сетевая словесность" (litera.ru/slova/). На примере любого литературного салона (советую посмотреть stih.ru) видно, что помимо радостного предъявления публике собственных творений, авторы заняты ещё и обсуждением достоинств и недостатков произведений. Идет процесс критического осмысления. Стихотворная форма, перестав быть строками для заучивания школьниками наизусть, вновь стала формой общения. И я не удивлюсь, если через несколько лет именно с их виртуальности начнется новый поход Поэзии на мир.

Интернет не только сделал культурную среду доступной для большинства, он определяет будущее культуры, так как приход технологии в каждый дом выведет на путь творчества огромное количество тех самых середняков, о которых мы говорили выше. Вообще, если говорить о значимости появления Интернета для формирования культурной среды человечества, то, я думаю, не ошибусь, если скажу, что по масштабам это сравнимо с изобретением книгопечатания. Даже поголовная грамотность, достигнутая в СССР, не могла столь радикально и значительно изменить культурную среду, как это сделает в ближайшее время Интернет.

Самокристаллизация Интернет-среды

Сегодня Интернет очень часто называют помойкой. И это так и не так одновременно. Да, сегодня на сетевом просторе доминируют не содержательные и достоверные источники, а тщедушные попытки технического самовыражения дорвавшихся до технологии индивидуумов. Но один за одним появляются в Интернете полноценные ресурсы, посвященные конкретным проблемам и решающие определенные задачи. Всё больше и больше приходит в Сеть профессионалов из различных отраслей человеческого знания. Еще бы, ведь Интернет служит и источником новостей, и средой профессиональной коммуникации, беспрецедентной по охвату и скорости доставки данных. Вокруг них стали появляться островки компетентности: формируются профессиональные порталы, организуются сетевые проекты. Всё это позволяет говорить о стремительной эволюции Интернета как системы. А если принять во внимание, что целенаправленное регулирование процессов в сетевом сообществе каким-либо монополистом на сегодня исключено, то можно предположить, что Интернет постепенно, двигаясь по пути самоорганизации, превратится из хаотического "первичного бульона" в высокоорганизованную культурную среду.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.