search icoico arrow

Лидеры продолжают жить

Интервью о роли информационных технологий в жизни современного лидера с сопредседателем всероссийского движения "Лидеры в образовании" Жариковой Л.В.

Наше время очень богато различными конкурсами. Их столько, что порой от обилия наступает растерянность. Вроде хочется поучаствовать, но останавливаешь себя. Трудно выбрать в каком именно. Да, собственно, и зачем? Что принесет тот или иной конкурс его участникам и победителям? Очень часто, лишь отзвучат фанфары и умолкнут здравицы, вчерашние звёзды оказываются наедине со своей победой. Так стоит ли? Стоит ли трепать себе нервы, рвать жилы и не спать ночами? Обо всём этом и многом другом мы беседуем сегодня с начальником отдела образования и молодежной политики территориального управления Невского административного района Санкт-Петербурга, победителем всероссийского конкурса "Лидер в образовании" Людмилой Владимировной Жариковой.

Людмила Владимировна, а не жалеете, что потратили время и силы на участие в конкурсе?

Безусловно, нет. Конкурс позволил мне обобщить собственный опыт. Ведь пришлось найти время и выразительные средства для того, чтобы осмыслить и донести до жюри и других участников свою концепцию управления, собственный взгляд на систему образования. Могу сказать, что конкурс стал определенным этапом и на пути написания кандидатской диссертации.

Так вы еще и диссертацию пишите? Что стало предметом Вашего научного исследования?

Уже написала и защитила. Моя работа посвящена вопросам научной организации системы управления. Считаю, что система управления может лишь в том случае прочно стоять на ногах, если "ноги" эти – научная организация труда и правильно сформированная управленческая команда.

А не всё ли Вам равно какая команда? Ведь Вы – Лидер, и в силах самостоятельно определять траекторию движения и решать возникающие проблемы.


Вы правильно заметили: я – лидер. Но лидер не означает "единственный", лидер – это ведущий. Лидер является стержнем всей конструкции, определяет её. Но если за лидером не стоит, объединенная общими целями команда, то лидер очень скоро окажется не в состоянии реализовывать намеченное. Приведу пример, близкий читателям Вашего журнала – компьютер. Безусловным лидером среди устройств является процессор. По нему меряют мощность компьютера, его производительность. Он определят работу всей системы, руководит работой всех периферийных устройств. Но если при этом в компьютере мало оперативной памяти, то и выдающиеся характеристики процессора окажутся невостребованными. Поэтому для руководителя, если он конечно лидер, его команда это не просто набор исполнителей, а механизм реализации самовыражения. И именно умение сформировать команду, на мой взгляд, отличает лидера от просто талантливого человека.

А в Вашу работу с командой конкурс привнёс что-нибудь новое?

Конкурс позволил мне познакомится с командами профессионалов работающих в других регионах. Ведь посмотрите, кто вышел в финал? За спиной у каждого из лидеров стена из единомышленников. Ямбург, например, определил создание команды как одно из важнейших условий реализации на практике образовательных комплексов. Мы смогли познакомится с опытом друг друга. Но, к сожалению, рамки конкурса тесны. Знакомство проходило в режиме нон-стопа. Именно поэтому мы решили не ограничиваться только рамками конкурса и создали общественное движение "Лидер образования". Его цель сделать каждый уникальный опыт достоянием педагогической общественности, перейти от очагового принципа существования к общему образовательному пространству. В ходе общения участников движения возникают новые информационные каналы, а это позволяет принимать более взвешенные и компетентные решения.

А на практике удалось, что-нибудь сделать?

Да. В этом году мы тесно сотрудничаем с московским центром образования № 109 под руководством Евгения Александровича Ямбурга. Мы приглашали в Петербург специалистов Центра для проведения семинара по применению информационных технологий в ОУ. Наши учителя и школьники посещали Центр – знакомились с системой воспитательной работы. Такое пристальное внимание именно к Центру Ямбурга обусловлено тем, что в этом году перед нами встала задача формирования образовательных комплексов и не использовать опыт, накопленный Евгением Александровичем, было бы просто не простительно.

Людмила Владимировна, лидеры всегда идут впереди, а сегодня передовой край это информационные и компьютерные технологии. Каковы, на Ваш взгляд их роль и место в современной образовательной среде?

Я бы сказала, что роль информационных и компьютерных технологий – это роль служанки. Посмотрите, всё современное управление пронизано ИКТ. Компьютер предоставляет прекрасные инструменты для реализации любых педагогических фантазий. И право, и долг Педагога поставить эти инструменты на службу образованию. Сегодня круг профессий, представители которых не используют в повседневной работе ИКТ, резко сузился. Следовательно, компьютерная грамотность становится в ряд таких базовых понятий как умение считать, писать и читать. Система образования просто не может дальше игнорировать существующий порядок вещей. А телекоммуникационные технологии уже сегодня сделали образовательное пространство общим и прозрачным.

Вы руководите системой образования огромного района крупного мегаполиса. Как обстоят дела с внедрением ИКТ?

Ещё в 2001 году мы приняли программу информатизации районной системы образования. С тех пор многое сделано. Мы добились построения минимально необходимого информационного пространства в абсолютном большинстве школ. В каждом ОУ информатизацией занимается специалист в ранге заместителя директора. Все школы имеют возможность бесплатного доступа к электронной почте. Год назад заработал сайт Научно-методического центра района. Уже в течение двух лет мы активно поддерживаем сайт "Культура письменной речи". В текущем учебном году в районе стартовал эксперимент по внедрению в ОУ системы биологической обратной связи (БОС), позволяющей использовать ИКТ для диагностики и последующей коррекции различных заболеваний у школьников. В сентябре 2002 года на базе школы № 689 начат эксперимент по дистанционному сопровождению надомного обучения. Эксперимент развивается в двух направлениях: создание и наполнение веб-узла дистанционного обучения и формирование системы удаленного взаимодействия между учащимся и педагогами. На этот год запланирован целый ряд научно-исследовательских работ. Темами исследований станут: эффективность внедрения ИКТ в образовательный процесс, психофизиологческие аспекты использования ИКТ, стандартизация и экспертиза электронных ресурсов, методология использования ИКТ. Только что, в апреле, завершилась III ежегодная школьная научно-практическая конференция "Диалог с компьютером", выпущен очередной диск "Сборник обучающих проектов школ Невского района "Ученик-учитель" и т. д.

В ближайших планах создание Центра тиражирования передового педагогического опыта и системы мобильных семинаров.

Такие масштабы требуют существенного напряжения сил. А чем вы занимаетесь в свободное время?

Мое хобби – политика. Не удивляйтесь. Пришло время, когда пора от разговоров о хорошей жизни переходить к делу. Именно поэтому я совмещаю свою работу с исполнением обязанностей заместителя главы района по социальным вопросам. Такое сращивание позволит нам эффективно реализовывать программы находящиеся на стыке сфер, более действенно работать с семьёй.

Знаний хватает?

Поскольку досрочную аттестацию как госслужащий "государственный советник класса Б" я прошла, то думаю, что справлюсь. К тому же я продолжаю учёбу в академии госслужбы.

Как дома относятся к Вашему столь напряженному графику жизни?

Даже не знаю, что сказать… (смеётся) Дочь – госслужащий, муж – депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Жизнь продолжается!

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.