search icoico arrow

Надёжную оценку каждому и быстро!

Оценить знания без сомнений и не торопясь, вероятно, можно, работая в лицее, частной школе, колледже или гимназии, где в классе всего 6-12 человек, у каждого на парте компьютер и прочие удобные “мелочи”. Но если вы каждый день приходите в самую обычную школу, где в классе около 30 подростков, совершенно разных как по интеллекту, так и по темпераменту, то проблема быстрой и справедливой оценки знаний вам должна быть знакома.

Чтобы ее решить, авторы учебников обычно предлагают в конце каждого параграфа проверочные вопросы – как правило, открытого типа (“говори или пиши, сколько хочешь”). Используя эти вопросы, учитель часто вынужден или слушать бормотание на уроке, или разбирать ужасный почерк до позднего вечера. Ответы учеников, как правило, оказываются или чрезмерно краткими, или похожими на сочинение. В последнем случае приходится тратить много времени и ученику, и учителю, а оценка все равно получается необъективной. При ограниченном времени обычного устного ответа положение часто усложняется. Законы психологии, которым подчиняется любой человек, и которые подсознательно используют многие учащиеся, заставляют оценивать не сами знания, а умение производить впечатление знающего. Это два совершенно разных качества, и они заслуживают двух разных оценок, как в фигурном катании – “за мастерство” и “за артистизм”. Но оценить-то нужно знания.

Другая проблема связана с дисциплиной. Многие учащиеся уже давно не теряют дар речи, стоя перед учителем и почтительно кивая на его замечания. Они, развалившись за партой, могут свободно возражать и оспаривать полученные оценки. Некоторые подсознательно смещают акцент ситуации с проверки знаний в область личных отношений с педагогом, что отрицательно сказывается на эмоциональной обстановке. Раздражаться и протестовать бесполезно. Необходимо использовать такие приемы обучения, которые заставят учащихся много работать. Они молоды и способны к напряженным умственным усилиям. В то же самое время труд учителя, который в силу численного перевеса учащихся постоянно работает с эмоциональной перегрузкой, следует сделать легче и эффективнее. Перечисленные проблемы уже более 10 лет успешно решаются автором с помощью разработанной методики преподавания, опирающейся на систематическое использование поурочных (рабочих) тестов (набор вопросов с вариантами ответов). Этой методике можно дать краткое название “Три цели – один метод”. Первая цель – справедливая и быстрая оценка знаний, вторая – постоянная тренировка мышления, а третья цель – формирование у учащихся интереса к предмету.

image

Необходимость широкого использования тестов очевидна. В зарубежной учебной литературе они встречаются уже не первый год. В настоящее время их чаще всего применяют при проведении экзаменов или зачетов. Такие итоговые, или зачетные, тесты составлены на основе крупных разделов программы и оценивают знания, полученные после изучения всего курса или одной крупной темы. Зачетные тесты можно сравнить с географическими картами крупного масштаба. Однако в жизни нужны и карты мелкого масштаба. С ними уместно сравнить тесты, которые можно назвать рабочими (учебными, обучающими или поурочными). Опыт показывает, что их целесообразно составлять ко всем параграфам учебника и применять на каждом уроке.

К настоящему времени автором составлены такие поурочные тесты к наиболее распространённым учебникам по природоведению и биологии для 6, 7, 8, 9, 10 и 11-го классов. Каждый тест представляет собой список из 15-30 вопросов к определенному параграфу. Всего разработанные тесты содержат несколько тысяч вопросов с вариантами ответов.

Если делать обзор всех составленных тестов, то вопросы в них делятся на 5 групп: самые простые, простые, сложные, иллюстрированные и “дополняющие”, (т.е. заданные не по материалу учебника). После каждого вопроса дано несколько вариантов ответа, обычно 4, иногда 6–8. Правильным может быть не только один ответ, но 2–3 и более (это зависит как от формулировки вопроса, так и от цели, которую он преследует). Самые простые вопросы рассчитаны на запоминание цифр, фамилий ученых, новых терминов или географических названий. Таких вопросов довольно много (20%) только в тестах для 8–9-х классов. Простые вопросы – самые многочисленные (40–50%) и требуют умения найти только один правильный ответ. Сложные вопросы предполагают способность находить сразу несколько правильных ответов. Полный правильный ответ на некоторые из таких вопросов (у учителя ответы на них обычно отмечены звездочкой) оценивается в два раза выше – учащийся получает не один, а два балла. Чем старше учащиеся, тем больше в тестах таких вопросов. Их доля увеличивается с 24% (8-й класс) до 38% (11-й класс). Следующая группа вопросов - иллюстрированные вопросы (часто, но не всегда, они тоже предполагают нахождение нескольких правильных ответов). Эти вопросы тренируют зрительную память и учат обращать внимание на рисунки, схемы и таблицы, которые учащиеся обычно игнорируют, воспринимая их как украшение текста. В тестах доля таких вопросов постепенно снижается с 12% (8–9-е классы) до 4% (11-й класс). Последнюю, пятую группу составляют вопросы, заданные по материалу, данному учителем на уроке и отсутствующему в учебнике. Их сравнительно много только в тестах для 10-го класса (13–23% в зависимости от темы), в тестах для 11-го класса их меньше (6–12%). Примеры тестов даны в дополнении к статье.

Каждый разработанный тест (набор вопросов к соответствующему параграфу) в данной методике рассчитан на параллельную оценку знаний трех человек (это удобно). Для повышения объективности оценки предпринята попытка “уравнять” вопросы, расположенные в каждой тройке, по сложности. При этом первому учащемуся предлагаются вопросы под номерами 1, 4, 7, 10, 13, второму – 2, 5, 8, 11, 14, а третьему – 3, 6, 9, 12, 15.

Что касается методики использования данных тестов, то тестирование удобно проводить в устной форме, во второй половине каждого урока. За столом напротив преподавателя – три ученика.


Каждый получает листок со всеми вопросами теста и номер своего очередного вопроса. Отвечают ученики по мере того, как найдут нужные ответы. Преподаватель отмечает ответ знаком “плюс” или “минус”. Вполне можно «одновременно» оценивать знания и шестерых человек (шесть кратно трем). Девятерых – сложно, так как ответы поступают слишком быстро и учащиеся “обгоняют” преподавателя.

Правильно ответив, например, на 5 предложенных вопросов, ученик получает, соответственно, 5 баллов («рейтинг» 100%). Случайно получить тройку достаточно трудно (в случае 5 вопросов вероятность такого события – 0,8%), а получить случайно пятерку практически невозможно (вероятность очень мала – 0,032%).

Можно вместо 5 вопросов предлагать только 3. В этом случае за 3 правильных ответа ставится пять, за 2 – четыре, за 1 – три. Это разумно делать в 10–11-х классах, где вопросы сложнее и требуют больше времени на обдумывание. Поиск ответа на один вопрос занимает разное время в разных классах. В среднем - 30–40 секунд (8–9 классы) и от 40 секунд до 1,5–2,0 минут (10–11 классы). На 5 вопросов отвечают обычно за 2–3 минуты в 8–9-м классах, а на 3 вопроса ищут ответы от 3 до 10 минут в 10–11-м классах. Другими словами, оценки получаются достаточно быстро.

Остальные учащиеся, не занятые в данный момент устным тестированием, выполняют по данной методике самостоятельную письменную работу (которая в ряде случаев тоже сводится к тестированию, но в письменном виде). В конце урока они по выбору учителя сдают тетради для проверки. Это создает рабочую обстановку для устного тестирования (все дети в классе оказываются занятыми), и, кроме того, дает возможность оценить знания еще нескольких человек. Сочетание этих двух вариантов тестирования, устного и письменного, позволяет в течение года поставить каждому 30–40 оценок, что существенно увеличивает объективность итоговой (четвертной или годовой) оценки.

Получаемые с помощью разработанных тестов результаты отличаются высокой объективностью, так как на 70–80% совпадают с оценками, полученными при использовании зачетных тестов, составленных другими авторами, например, В.3. Резниковой. По своему тактическому предназначению описанные тесты решают задачу ежедневного контроля успеваемости, а по стратегическому – их можно считать тестами, ориентированными на развитие интеллектуальных способностей учащихся, на интерес к объективности оценки и скорости ее получения, и как следствие – интерес к самому предмету.

Следует заметить, что при регулярном массовом тестировании ответы, как правило, приходится искать в напряженной обстановке (дефицит времени, отсутствие полной тишины, невозможность уединения, чтобы сосредоточиться, ожидание результата, огорчение неудачным ответом и многое другое). Поэтому данная форма оценки знаний тренирует способность быстро принимать нужные решения в стрессовых ситуациях. В современной жизни такие навыки могут «сослужить хорошую службу».

Ежегодные опросы учащихся, проводимые с 1992 г. (см. диаграмму), показывают, что подавляющее большинство предпочитает устное тестирование как метод оценки знаний всем другим – устному ответу у доски, самостоятельным письменным работам и даже письменному тестированию.


Главная особенность предлагаемых тестов – максимально краткая формулировка вопросов, благодаря чему они кажутся “легкими”. Письменные тесты пользуются меньшей популярностью, так как многие ученики ленятся написать даже несколько букв.

В будущем, когда в школах будет достаточно компьютеров, тесты такого типа позволят на каждом уроке оценивать знания всех учеников – и не по одному разу. Но даже и так, “вручную”, с помощью предлагаемого метода, процесс оценки знаний на удивление легок и эффективен. Например, в 8-м классе за 20 минут можно выставить 10 оценок, а при обычном устном ответе у доски (или с места) – не более 3! . С психологической точки зрения очень важна и кажущаяся “отчужденность” преподавателя от полученной оценки – он “только” распределяет вопросы, регистрирует ответы и сообщает результаты. То есть как бы работает “в режиме компьютера”. А при ответе компьютеру, как известно, никакой “артистизм общения” не выручит. Не знаешь – получи оценку и освободи место следующему. Если не доволен результатом – пожалуйста, сделай следующую попытку. И в случае неудачи ученик просто огорчится, и на учителя не обидится, что часто случается при обычной (довольно произвольной) оценке знаний с помощью устного ответа. Кто же будет обижаться на компьютер? Такой способ помогает поддержанию нормального психологического климата и спокойной рабочей обстановки на уроке. При устном ответе один человек из трех обычно всегда оказывается недовольным (“я так и ответил, а вы не поняли!”). А если он прав и учитель его действительно не понял? Конфликты вредны, и тестирование помогает их эффективно избегать.

Тесты должны стать составной частью современного обучения. Любой школьный учебник (и не только по биологии) может быть снабжен набором таких тестов – подобно задачнику, который дополняет учебник по физике или математике. Одни тесты (устные) предназначены для ежедневного контроля знаний и тренировки мышления. Другие тесты, письменные, – для самостоятельной работы в классе, тоже на каждом уроке. Нечто похожее давно существует в виде рабочих тетрадей, но задания в них часто трудно проверить быстро, а для рядового школьного учителя, работающего с обычной перегрузкой, это очень важно. С целью повышения качества тестов их целесообразно разрабатывать коллективно, проверять на практике и регулярно перерабатывать. Очень важно также постоянное сотрудничество авторов учебников с учителями. Обратная связь необходима, так как даже коллективно составленный вопрос может оказаться непонятным, например, из-за “взрослой” формулировки. Вероятно, даже школьные учебники можно писать “задом наперед”, т.е. опираясь не столько на набор тем (разделов), сколько на количество и качество вопросов, которые могут быть заданы по этим темам.

В процессе составления рабочих тестов к школьным учебникам было замечено, что разные разделы неравнозначны по объему информации. Учебники сильно отличаются и по количеству вопросов, которые могут быть к ним составлены, и по их сложности. Например, в учебнике для 10–11-го классов “Общая биология” под редакцией Д.К. Беляева информации больше, чем в таком же учебнике под редакцией Ю.И. Полянского, который был написан раньше. К первому учебнику удалось составить 737 вопросов с вариантами ответов, а ко второму – только 566. Разумеется, количество таких вопросов – спорный показатель качества учебника, но если их тщательно отобрать, причем совместно, то они могут лечь в основу учебников нового поколения, насыщенных не только фактами, но и гипотезами. Но главное, учебники должны содержать гораздо больше информации.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.