search icoico arrow

Научно-образовательная профанация

Научно-образовательная профанация

Сильные и влиятельные мира паковали чемоданы и понемногу разъезжались с Давоса - швейцарского горнолыжного курорта, где традиционно проходит Всемирный экономический форум ...

Среди многих совещаний внимание мировых СМИ привлекло дискуссия на тему облегчения доступа людей к знаниям и развитию коммуникативных технологий в мире. Фактически же участники, среди которых президент Израиля Шимон Перес, экс-президент США Билл Клинтон и профильные эксперты, обсуждали важность качественного образования и науки для дальнейшего развития человечества. Все пришли к выводу, что только через образование и науку лежит путь к выходу бедных стран из нищеты и общего улучшения качества жизни на Земле.

Думаю, современные экономисты неправильно подходят к этому вопросу, - говорит Шимон Перес, - они не должны смотреть на финансовые затраты на развитие. Свое внимание должны обращать на ожидаемый инновационный прорыв. Наши карманы не обогащают наши мозги, это наши мозги заполняют деньгами наши карманы ».

А что в Украине? Хотя наше государство в лидерах по проценту молодежи, продолжающих получать знания после получения аттестата зрелости, до уровня запада нам далеко. Конечно, вина в отсутствии многих факторах. Но среди них и проблемы в образования и науки.

С одной стороны, украинское образование постоянно реформируется, пытаясь приблизиться к европейскому образцу. Но глубинные ли эти изменения? Порой кажется, что в действительности они заключаются лишь во внедрении письменных тестов вместо устных экзаменов, балльной системы, ABCDE-оценок. И так далее пользуемся с "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", зачем мучить преподавателей, чтобы заполняли в журналах и ведомостях еще два столбика - бальная и ABCDE-оценка.

А вне этих мелочами, или нечто значимое меняется в позитивную сторону? Основное - преподавательский процесс, как и десятки, а то и сотни лет назад тот же, причем в худших его традициях. Преподаватель монотонно читает свой конспект, аудитория тренируется писать диктанты. Было так и при СССР, но тогда это объяснялось контролем органов над копировальной техникой, отсутствием персональных компьютеров, безумных возможностей, которые дает нам сегодня Интернет. Не лучше было бы раздавать студентам готовые конспекты в цифровом формате, либо уже в распечатанных буклетах, как это делают во всей Европе? А время на парах использовать для объяснения важных и сложных моментов, обсуждение, налаживание двусторонней связи "преподаватель - студент".

И этот вопрос очень актуален. Ведь сегодня большинство преподавателей перегружены занятиями. На некоторых приходится по 200-300 студентов - такого нет ни в одной стране Европы. А когда же заниматься исследованиями, чистой наукой? Ответ: на это нет времени. Система превращает преподавателей в рабов грандиозного конвейера.

Во время недавней встречи с представителями украинского бизнеса мне пришлось согласиться с упреками относительно кризиса в системе: «На сегодня вузы уделяют мало внимания научным исследованиям, практическому внедрению инноваций. Их можно охарактеризовать кузницей кадров ». «Скорее, кузницей дипломов», - добавила присутствует топ-менеджер, ответственный за кадровую политику своей компании.

Шоковая терапия выглядела бы так: тотально сократить госзаказ и поднять оплату за обучение, чтобы оно достигло высокого качества. Это было бы логично: какой смысл государству тратить деньги на массовое высшее образование, в условиях нехватки вакансий в государственных компаниях и учреждениях. Это же экономически не обосновано. Сократить, и было бы как у англосаксов: в Великобритании, США, Канаде. Там только 15-20% выпускников школ идут в вузы. У нас это 70-80%. Но ... «За день я встречаю здесь больше бомжей, чем во Львове за год. По улицам шастают кучи накуренных рэпперов. Вечером из своего района лучше не выходить. И это следствие того, что высшее образование является очень дорогим. Окончив школу, молодежь не может или не хочет искать работу, и начинается: бесцельное хождение по городу, наркотики, выпивка, криминал ... », - рассказывает мне по телефону из Канады молодой львовский юрист, который поехал на стажировку.

А вот у нас в Украине эта проблема решается высшим образованием - после школы молодежь занята на целых 5 лет. Это, конечно, хорошо, но 881 вуз создан только для этой социальной функции?

Аспирант ЛГУВД, член общества молодых ученых юристов Игорь Гомзяк считает, что возродить высокий уровень и престиж украинского высшего образования можно, предварительно улучшив уровень образования в ПТУ. Тогда, вместо армии недоученных экономистов, юристов, журналистов, мы получим необходимое количество высококвалифицированных профессионалов - элиту страны, а также тех работников, которые так необходимы нашей хозяйке: слесарей, сантехников, сварщиков, электриков, животноводов, механиков и др.

Статистика подтверждает эту диспропорцию в кадровой подготовке. В украинских ПТУ учатся 436 тыс. учеников, а в ВУЗах - в шесть раз больше: 2 млн. 764 тыс. студентов. При этом 85% студентов учатся в вузах 3-го и 4-го уровня аккредитации. Недаром говорят: где один казак, там три гетмана ...

Значительной проблемой является и почти полное отсутствие взаимодействия с бизнесом. Знакомый менеджер одной из киевских компаний характеризует ситуацию так: «Принимая на работу новых сотрудников, мы обращаем большое внимание на их личные характеристики. Профессионально все равно приходится их обучать. Непосредственно сотрудничать с конкретным вузом, стараться влиять на его программу и качество образования - прерогатива только крупнейших компаний. Да и вузы особого интереса не проявляют - их руководство хочет быть удельными князьями, советники им не нужны. Проблему можно решить только на общенациональном уровне ».

И действительно, вузы сидят на шее у государства. Приобретать альтернативное финансирование - на это у их руководства не хватает энтузиазма и нет до этого стимулов. Вот ВУЗы и варятся в собственном соку. Пишут учебники для своих студентов, тезисы, которых никто не читает, на конференциях преимущественно переливают из пустого в порожнее. Отдачи от такой науки почти нет, это просто замкнутый мир, живущий по своим законам, раздает свои титулы, которые очень падки, в том числе и через надбавки в зарплате.

Конечно, я немного утрирую. Есть действительно преданы науке люди, энтузиасты, новаторы, талантливые и энергичные. Но их немного, и, кроме того, вся система направлена ??на затирания их идей.

Чего только стоит написание дипломных работ и научных статей. На содержание почти никто не считается. Но форматирование текста - гарнитура, интервалы, колонтитулы, нумерация таблиц и графического материала - это в центре внимания. Если где выделены курсивом, а должен быть полужирный шрифт - настоящая катастрофа. А о чем работа - это уже другое дело. Зачем? .. И так читать никто не будет (разве бедняги-студенты), ведь и рецензию, и отзывы пишет сам автор. Что же это за абсурд? Это полная и неоспоримая капитуляция содержания перед формой.

Страшно ... Неприятно ... Но нужно говорить, необходимо решить, что мы хотим иметь: современную науку и образование, их профанацию?

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.