search icoico arrow

НБР  на манер американского  ФБР

24 апреля Президент подписывает Указ о создании Национального бюро расследований. Сам текст Указа весьма расплывчат. Опираясь на него, сложно сделать вывод о том, что же конкретно появится в Украине в ближайшее (или не очень) время

Как до, так и после решения создать Бюро, пресса уделила этому немало внимания. Руководители всех силовых ведомств также высказали свое мнение. Поначалу оно было неоднозначным: многие "силовики" выдвигали различные аргументы против, скрывая под ними свое глубочайшее нежелание делиться властью, средствами, подчиненными. Но как только событие состоялось, все единодушно поддержали решение, рассудив, очевидно, что после драки кулаками не машут. Тем не менее, судьба НБР (численность, задачи, финансирование, начало практической работы и ожидаемый результат) до конца не была решена.

Исходя из тех задач, которые ставятся перед создаваемой службой, отцы-вдохновители не нашли ничего лучшего, как продублировать в Украине структуру ФБР США. Эта служба занимается борьбой с мафией и коррупцией в общегосударственном масштабе.

Американская правоохранительная система уникальна и в корне не похожа на нашу. Скажем, существующее там МВД разительно отличается от украинского и занимается исключительно охраной природных ресурсов. Дело в том, что общефедеральное министерство полиции как таковое в США отсутствует. Вместе с тем, порой возникает необходимость проведения глобальных расследований, которые выходят за границы одного штата, если речь идет о преступлениях национального масштаба. Этот недостаток структуры восполнило появление Федерального бюро расследований. Оно призвано раскрывать преступления и отслеживать криминальные процессы исключительно внутри страны (впрочем, с правом открывать координирующие центры в других государствах). Формирование правоохранительной структуры США завершилось созданием после окончания второй мировой войны Центрального разведывательного управления (ЦРУ). На него возлагались разведывательные функции вне страны (внешняя разведка - аналог ГРУ). Таким образом, вместо наших МВД и СБУ, США имеет ФБР и ЦРУ, а также местные полицейские службы штата, графства и т.д.

В Украине же такая структура отлажена и дополнять ее новыми формированиями, значит дублировать одни организации другими. За годы независимости Украины штаты силовых ведомств увеличились многократно. И в их структуре уже создано немало новых подразделений: по борьбе с организованной преступностью, дорожная милиция, налоговая полиция... Зачастую, их функции четко не определены и дублируют друг друга. Улучшится ли качество работы, если вместо одного следователя тем же преступлением будут заниматься двое, но из разных ведомств? И что также немаловажно: потянет ли бюджет такое тотальное обрастание государственного корабля многочисленными секретными ведомствами?

Эсбэушники, эмвэдэшники, антимафиозники

В структуре МВД действует грандиозная по штату и съедаемым средствам структура Главного управления по борьбе с организованной преступностью. Результаты его работы не удовлетворяют руководство государства, о чем заявлялось неоднократно. Аналогичное подразделение "К" существует в структуре СБУ. В прокуратуре действует служба по надзору за работой этих двух служб.

Чем борьба с организованной преступностью "эсбэушного" образца отличается от "эмвэдэшной", никто вам не ответит. А ведь некоторыми преступлениями также занимаются иные службы (по борьбе с экономической преступностью, с бандитизмом, уголовный розыск). И вот теперь у нас появится еще одна служба "антимафиозного" профиля.

Логичное предположение: коль скоро создаем НБР, то его дублеров либо следует распустить, либо из числа их работников и на их средства сформировать новое ведомство. Если же они тотально коррумпированы, от таких работников следует избавиться и набирать в НБР исключительно новых стойких бойцов без страха и упрека (если таковые найдутся). Но кто же возьмет на себя ответственность расформировать такие сильные и многочисленные структуры? Это, пожалуй, не под силу и самому Президенту.

Сегодня остается лишь принять факт возникновения НБР как неизбежность. При этом появляются новые вопросы: кто и чем в антимафиозном триумвирате будет заниматься? Никто и не оспаривает, что надо бы разграничить функции, дабы по следам одного мафиози не бегало три оперативника из разных ведомств. Такое частенько случается между работниками СБУ и МВД. Но в данном случае сферы деятельности каждого ведомства законодательно определены. Но вот про НБР в Уголовно-процессуальном кодексе нет и слова. Отсюда - гарантия конфликтов работников НБР с их коллегами с первых же дней деятельности.

Говорим "НБР", подразумеваем - Кучма

Безусловно, в Украине найдется немало влиятельных политических сил, мечтающих о владении грозной силой вроде украинского ФБР.

Если доселе все силовики в государстве действовали на основании закона, то отныне появляется внеконкурентная структура, которая будет тащить народ на судебную скамью лишь на основании указа и положения, которые подписывает одна и та же персона. А даровать почти неограниченные права организации оперативно-сыскного толка повелением единственного человека, будь он даже гарантом Конституции, небезопасно.

Наконец, это мало контролируемое формирование попадает под крыло Президента, чему нет аналогов ни в одной демократической стране мира. Каждому здравомыслящему человеку ясно, что НБР должно находиться под патронажем гражданского парламента. Верховный Совет, как минимум, должен утверждать руководителя ведомства и контролировать его работу. Но пока об этом речь не идет. Не исключено, что в стадии реального воплощения идеи НБР в жизнь это может стать поводом для дальнейшей конфронтации между Президентом и парламентом.

Что же до ожидаемого эффекта от создания НБР на предмет борьбы с преступностью... Новая служба практически не отличается от ныне действующих. Так не стоит ли вместо генерирования все новых структур и ведомств задуматься: а почему не справляются с задачей СБУ и МВД?

Между тем, по мнению тех, кто собственно и борется с доморощенной мафией, главная причина, как ни тривиально это звучит, - низкие зарплаты. Будут достойные оклады, тогда потянутся в милицию профессионалы; милиционер будет дорожить своим местом, его станет сложнее коррумпировать. Так не логичнее ли вместо того, чтобы выбрасывать значительные средства на структуры, вложить их в людей?

Впрочем, средства на финансирование НБР даже не заложены в проект бюджета. Таким образом правительство высказывает свое отношение к идее создания Бюро. Правда, у Президента, возможно, в запасе есть очередной сюрприз. Ведь он реально может изыскать необходимые средства из внебюджетных источников.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.