search icoico arrow

Net-культура или Да, культура?

Рассматривая Интернет как явление культуры, можно различить как минимум три его ипостаси:

источник информации;
субкультура (неформальное сообщество);
сетевой способ организации жизни.
Интернет как источник информации

Тель-Авивский университет. Преподаватель английской литературы адресует студентов к энциклопедиям "Британика" и "Старая Британика". И встречает протест всей группы. Этих энциклопедий в Сети нет. Они, конечно, есть в университетской бумажной библиотеке, со свободным бесплатным доступом для студентов, где хватает мест и экземпляров на всех. Но группа просит преподавателя построить задание так, чтобы источники можно было найти в Сети. Для этого поколения возня с библиотечными полками уже прошлый век. Они хотят делать домашние задания у себя дома.

Сегодняшняя позиция обычного человека в том, что он прежде всего мыслится как потребитель. С этой точки зрения Интернет делает живей потребление выбор-доступность потребляемых вещей. Уже многие читают газеты в Интернете. Потребитель получил еще один прилавок дешевых товаров. Это вписывается в нашу культуру. Это та сторона, где Интернет отвечает характеру сегодняшней социальности.

Люди покупают авиабилеты через Интернет. Какой в этом смысл? Просто чтобы с дивана не вставать. Эта сторона Интернета новую культурную среду не формирует. Туда же можно отнести использование словарей и энциклопедий по Интернету. Как источник информации это не более чем приспособление, не создающее качественного скачка.

Интернет адсорбирует то, что создается в реале. Последняя книжка о Гарри Потере появилась в Сети через четыре часа после начала ее продажи. Группа фанатов купила книгу, разорвала на части и тут же села работать, каждый над распознаванием своей части страниц.

Несравненно меньше известно противоположных случаев, когда что-нибудь спродуцированное интернет-средой выплеснулось оттуда, хотя в Сети есть огромное количество текстов, литературные конкурсы и премии, свой литературный мир. Посмотрев на него, легко увидеть, что реально возможность продуцировать что угодно, то есть безконкурентно, приводит к тому, что продуцируется самое примитивное. Отсутствие конкуренции, бесконечное пространство памяти и эта кажущая возможность выбирать все что угодно…

Когда поисковая машина выдает тысячи ссылок, ты точно знаешь, что за сотую ты не выйдешь никогда. Нам все равно, сколько миллионов опций в этом меню, мы способны работать только в пределах нескольких десятков, максимум - сотен. Создается особая сетевая а значит неконкурентная среда, продукция которой неинтересна за ее пределами. То есть втягивать Интернет может. А выдать наружу не может (за редкими исключениями). Он претворяет творчество в таких формах, что наружу ему хода нет.

Возможно, что информационная сторона Интернета - атавизм. Новая система до поры до времени как бы втягивает в себя задачи предыдущей. Возможно, что нужда в энциклопедиях исчезнет, например, произойдет такая дифференциация людей по профессиям, когда образованность станет ненужной. Культура движется, человечество меняется, и что в ней Интернет зависит от того, что происходит вокруг, как движется дальше общая система человеческих отношений. Интернет пока используется не в том свойстве, которое присуще ему самому. Как источник, он не представляет ничего качественно нового, а используется частично, в тех свойствах, в которых человеческая культура готова его использовать.

Интернет как субкультура, среда, неформальное сообщество

С точки зрения культурологии, "субкультура" и "среда" - сходные понятия. Это некие устоявшиеся сообщества людей со своими традициями. Например, сообщество, которое создается в тюрьме. Другое - которое в армии. В студенческой среде. В среде наркоманов. Или любое профессиональное сообщество, если оно достаточно закрытое, и если люди проводят там заметную часть своего времени. В таком сообществе отношения между людьми регулируются не по одному какому-то параметру, а по системе параметров. Когда в эту систему вступают неформальные групповые отношения, общение перестает быть специализированным по заявленному признаку и становится уже отчасти бытовым, тогда и возникает своя субкультура, своя среда.

Субкультуры нередко бывают неоднородны, сами состоят из каких-то более мелких структур, они имеют свои закономерности развития. Когда-то Интернет был интересом нескольких компьютерщиков, которые его принесли в Москву с Запада 15 лет назад. Сейчас это огромное сборище самых разных групп. Интернет способствовал развитию каких-то субкультур, реализовал какие-то субкультуры, которые не были реализованы ранее, и более того, сам принцип общения в Интернете способствует формированию сообществ особого класса. И соответственно создает новые культурологические вопросы.

Например, это ярко проявляется в области права и юриспруденции, которая является важной частью культуры.

Известно несколько историй о том, как русских хакеров заманивали в США, арестовывали и судили за действия, которые в Россси совершенно законны. Так произошло, например, с Дмитрием Скляровым. Работая в московской легальной фирме, он создал для своего работодателя программное обеспечение, позволяющее читать зашифрованные файлы Acrobat. В США ему было предъявлено обвинение по вызывающему большие споры новому закону DMCA, налагающему запрет на взлом каких бы то ни было систем защиты от копирования программных продуктов, охраняемых авторским правом. Если бы Дмитрий был признан виновным, его приговорили бы к 5 годам тюремного заключения и штрафу 500 тысяч долларов США. Американские хакеры - борцы за свободу и открытость информации - мигом "вынырнули" из виртуала в реал. Они собрали крупные пожертвования, наняли хорошего дорогого адвоката, подняли волну общественного мнения. Властям пришлось замять это дело, Склярова отпустили домой. Дело Склярова вызвало бурный протест пользователей Интернета по всему миру. Люди опасаются, что обвинения на основе DMCA станут серьезной угрозой свободе самовыражения, особенно в области науки.

Это пример качественно нового явления, проникновения одного пространства в другое. Существует виртуальный мир, в котором совершаются виртуальные правонарушения, но он вторгается в реальный мир, и реальный мир вторгается в него. Происходит их конфликт со средой, живущей по другим канонам. Созданные Сетью сообщества действует в обоих мирах.

Другой яркий пример взаимодействия реала с Интернетом - брачные агентства. Они процветают, число международных браков значительно увеличилось. Приобретение невест это уже не та категория, что приобретение авиабилетов. Еще одним явлением того же класса является знаомство и дружба по переписке с последующим приездом в гости.

Некоторые типовые свойства Сетевой субкультуры

Сомнительная интерактивность. Когда-то сети кабельного и спутникового телевидения брали плату за каждый канал в отдельности. Предполагалось, что канал, за который никто не заплатит, не будет и производиться и, таким образом, население может экономически влиять на телевидение. Как мы видим, произошло иное. Кабельное и спутниковое телевидение предлагают нам пакеты, хочешь - смотри, хочешь - нет, а плати. Наша интерактивность трактуется теперь совершенно иначе, чем тогда, когда это слово входило в оборот. Оно тогда означало творческую активность, эффективность действия. Теперь активность трактуется как свобода выбора. Что такое свобода выбора? Это значит, что ты ничего сделать не можешь. Тебе задан выбор из меню, и сколько бы ни было в нем пунктов, за пределами этого меню тебя нет. Ты только в программе этого меню. Является ли это свободой? В каком-то смысле - да. Эта другая культура породила другое философское понимание свободы. Предыдущая культура середины 20 века полагала, что свобода - это свобода творчества, свобода самовыражения.

Самовоспроизводство. Интернет с одной стороны является великолепным средством связи людей между собой. Чаты, форумы, группы, хотя и не всегда дружеские, но это коммуникативные группы. Люди в этом находят себя. Никакой телефон этого не даст - у него по факту нет коллективности. С другой стороны, из этого никак не вытекает обязательность продуктивности этого общения, самоусовершенствования личности в общении.

В Сети ты имеешь полную возможность - удивительную, никогда раньше не бывшую нигде - все время воспроизводить самого себя. В чате ты можешь общаться только с теми, кто тебе подходит. Сайты ты смотришь только те, что тебе нравятся. Развиваться тебе не надо. Даже рекламу при некотором навыке можно отфильтровать. Ты можешь сам все контролировать и получать ту информацию, которую тебе угодно получить. Ты можешь не сталкиваться с непонятными явлениями и совершенно не считаться с интересами других индивидов, отличных от тебя. Они никак не могут тебя достать.

Монолог под видом диалога. Что такое диалог? Можно найти труды философов, которые эту тему разрабатывали, например, Библер, Бубер. Диалог - это ситуация, в которой ты сталкиваешься с другим, и этот другой неожидан для тебя. Если ты идешь по стандарту, знаешь, что тебе скажут заранее, то, строго говоря, это не диалог. Это просто отработка некой матрицы, монолог с воображаемым другим. Это постоянно происходит между теми, кто этого хочет, и даже есть люди, которые в этом живут, впадают в это, как в наркотик.

"Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения", - писал великий романтик досетевой эпохи 20-го века Антуан де Сент Экзюпери. Роскошь - это всего лишь высшая категория комфорта, первая производная от низшей биологической потребности поесть и укрыться от непогоды.

Техника предоставила возможность людям вступать в те связи, к которым они склонны, расширила возможность выбора. Характер этих связей зависит с одной стороны от возможности техники, с другой стороны - от тех связей, в которых люди участвуют. И это резко отличает две стороны Интернета. Одна - коммуникации, средовая сторона, другая - информационная. Совершенно не очевидно, что обе эти стороны в равной мере будут функционировать в качестве равноположных свойств одной и той же системы.

Но есть и еще одна ипостась Интернета, где он моделирует будущую социальность - принципиально новую структуру общественных связей.

Сеть как способ организации жизни

В скорости, доступности, географической независимости, возможности создания гигантских групп технические количественные параметры Интернета переходят в качество и создают форму социальности, которых живая жизнь не знала.

Формирование связей в ней - дело частной инициативы. Каждый может стать узлом, предлагать информацию, продуцировать тексты, тиражировать их, пересылать. Возникает другой способ общения. Узлом коммуникации может стать всякий. Все оказываются в какой-то странной сетевой структуре. Без центра. А по сути главный узел - это я (хотя и скрыты какие-то люди, поддерживающие существование инфрастуктуры, типа сисадминов провайдеров, но они, как правило, не вмешиваются в содержание информационного обмена).

До сих пор обсуждая Интернет как явление культуры, мы пытались сделать вид, что все окружающее неподвижно. Это упрощение. Интернет не просто "вставлен" в общую культуру, как ее часть, но активно влияет на нее, взаимодействует и подвергается влиянию. Пока рос Интернет, культура приобрела вид, более близкий к природе Интернета, и поэтому его вклад не так заметен. Он сам является вкладом, представляя собой культурную среду особого свойства, прототипов которой в человечестве нет.

Пока он занимает небольшое место в жизни людей, происходит адаптация обеих систем друг к другу. Но сама структура Интернета является модельной по отношению к предстоящей человеческой культуре. Он есть образец той формы, среды, которая, вероятно, постепенно будет складываться в человеческом сообществе.

Это не означает, что все человечество будет сидеть склонившись над стандартной 101-клавишной клавиатурой. Элементы сетевой структуры проникают в не компьютеризированное общество. Мы уже сидим в сети. Сеть универсамов, сеть железных дорог и их билетных касс, сеть книжных магазинов, сеть Макдональдсов, сеть поликлиник, банков, ЖЭКов. Везде стоят или будут стоять связанные в сеть компьютеры, локальные сети связываются в корпоративные, те, в свою очередь - в глобальные. Любой некомпьютерный человек пользуется этими учреждениями, пусть через посредника-оператора или по упрощенному терминалу банкомата - это не суть важно. Мы находимся уже в сети но этого еще не осознали, потому что живем в отсталой стране. Чем более передовая страна, тем более она сетевая. Каждый маленький таун есть ячейка этой сети. Там представлены один Макдональс, одна уже не своя мини-пекарня, а пункт сети хлебных заводов, одно отделение банковской сети и так далее. Тиражность, стандартизация, массовое производство сами по себе приводят к формированию сети сетей. Все чаще в политической публицистике сетью называют… государство. Пока это только образное выражение, но дело-то к тому идет.

Интернет и образование

Удовлетворяет ли Интернет спрос на информацию? Для обычной энциклопедической образованности - да, для специалиста-ученого - нет. Интернет удовлетворяет поверхностный спрос, впрочем, вполне достаточный для поверхностного образования.

Так Интернет втягивает в себя из реала удачные (а иногда и случайные) школьные и студенческие рефераты и многие учащиеся обращаются к Интернету только за этим. Насколько привлечение готовых рефератов является положительным фактором в образовании? Скорее это хорошо, потому что сегодня для многих тем и предметов нет хороших учебников и даже плохих тоже. Легче найти на подходящую сложную тему реферат из Интернета. А дальше все начинается как с любым учебником, если человек хочет прочесть то, что он скачал с Интернета, он это прочтет, если он не хочет - он подаст это в распечатке, впрочем он мог то же самое содрать из учебника и сосканировать.

Но это использование Интернета примитивно и далеко не реализует всех его возможностей. Предоставить ученикам доступ к Интернету это все равно, что увеличить количество и качество учебников в библиотеке. Ученик, у которого нет мотивации к учению, постарается увильнуть от книжной полки с таким же рвением, как от монитора.

Большинство учителей и преподавателей вузов замечают, что дети, которые пользуются Интернетом (дома, у родителей на работе, в интернет-клубах), более развиты, как сейчас говорят, "продвинуты". Однако сомнительно было бы объяснять это мистическими свойствами Интернета. Отчасти, только отчасти, это связано с материальным благополучием, но мало ли мы знаем обеспеченных детей, которые используют компьютер только для игр. Дело в другом: каким-то образом у некоторых детей есть мотивация к получению качественного образования. Кто их сделал такими - гены, родители или промысел божий - мы не знаем. Если бы не было Интернета, они бы пользовались другими инструментами. Конечно, Интернет - лучший и мощный инструмент из доступных сейчас. Как внедрить его в практику образования?

Да, наверное, придется внедрять персональные компьютеры и Интернет так же, как 100-150 лет назад вместе с развитием массовой полиграфии внедрялись персональные учебники. Учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы Интернет был включен в его структуру. Придется построить и внедрить стратегии обучения и методики, основанные на Интернете, чтобы невозможно было без Интернета выполнить задание, как сейчас это невозможно без учебника, тетради, ручки… без квартиры, в которой живет ученик в конце концов.

Вопрос о том, что мы живем в бедной стране, достоин многих отдельных статей, которые уже написаны без нас. Давайте, чтобы иметь возможность продолжить тему этой статьи, побудем либо пессимистами либо оптимистами, но перестанем пребывать в неопределенности. Либо, если мы оптимисты, уровень жизни будет постепенно расти, а цена на компьютеры и услуги связи - падать, и все большее число людей получит возможность иметь Интернет на правах учебника. Простое внимательное наблюдение за бытом людей показывает, что огромное количество семей по материальным возможностям могли бы себе позволить компьютер и Интернет, пока не видят в этом надобности, но сделают это по необходимости. Или, если мы пессимисты, будем работать с теми "крутыми" школами, где такие возможности у учеников или у школы уже есть. И/или создавать такие возможности.

В общем-то, Федерация Интернет Образования и пытается это делать достаточно приличными способами… хотя нет предела совершенству.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.