search icoico arrow

О необходимости систематизации Интернет-ресурсов учебно-методического назначения по истории

Почти двухлетний опыт работы в качестве координатора Виртуального методического объединения преподавателей общественных дисциплин vmoisto.narod.ru, руководителя соответствующих секций Всероссийской научно-практической конференции "Августовский педсовет" @П-2000 и @П-2001 pedsovet.alledu.ru, сетевого методиста Московского центра Интернет-образования по общественным дисциплинам (проект "СОМ" center.fio.ru/som) и, наконец, участие в работе Российско-американской научно-практической конференции "Образовательные Интернет-ресурсы России и США и их использование в историческом образовании российских и американских школьников" fio.ru/onenews.php?id=10630 позволили автору хотя бы частично обобщить опыт педагогов, работающих в этом направлении.

Итак, определенная группа учителей пытается систематизировать накопленный материал по какому-то одному ведущему технологическому (или методическому) приему. Мотивы такого подхода различны: скорее всего, это связано с техническими (или личностными) особенностями. Но этот подход существует, и он требует специального рассмотрения.

Наиболее последовательную работу в данном направлении провел учитель истории и информатики средней школы №46 г.Москвы А.И.Чернов. Алексей Иванович считает наиболее пригодной для уроков истории программу Microsoft PowerPoint. Это объясняется следующими обстоятельствами:

Доступность пакета Microsoft Office и его унифицированность дает возможность любому человеку, имеющему представление хотя бы об одном продукте пакета, быстро освоить работу и в других программах.
Алексей Иванович Чернов занимается разработкой своих презентаций с 1997 года. И за пять лет работы таких презентаций создано больше, чем на 1 Гб. Сейчас это практически полный набор по всему школьному курсу истории и обществоведения (хотя, по словам самого автора, степень проработки созданных уроков различна). В принципе, все созданные презентации можно свести к трем основным типам.

Компьютерный диафильм с использованием элементов анимации.
Программы для повторительно-обобщающих уроков.
Классические компьютерные презентации.
В любом случае, с созданной презентацией во время занятия работает преподаватель, для которого компьютер становится, по сути дела, универсальным ТСО (техническим средством обучения). Информация может выводиться в классе на большой экран через мультимедиа-проектор или на телевизор. Следует добавить, что основные принципы создания и методика использования презентаций освещены автором в журнале "Преподавание истории в школе" №8, 2001 г. center.fio.ru/som/getblob.asp?id=10000995, а с полным комплектом разработок А.И. Чернова можно познакомиться на авторском сайте "Компьютер на уроках истории и обществознания" http://lesson-history.narod.ru/index.htm.

Иной подход предложила в рамках работы Российско-американской научно-практической конференции "Образовательные Интернет-ресурсы России и США и их использование в историческом образовании российских и американских школьников" учитель истории Лицея информационных технологий г. Новосибирска Е.И.Казакова. Он предполагает создание ученических презентаций в РоwerPoint как образовательного продукта урока.

Самостоятельная работа дома

Характер предлагаемых вопросов и заданий позволяет сделать вывод об органическом включении в палитру урока традиционных и новых образовательных технологий.

Вторую группу разработок можно условно назвать "тематической": авторы в качестве объекта "систематизации" выделяют ключевые или сквозные темы курса, а также, как вариант, определенные виды деятельности.

В этом же направлении действует и группа учителей МОУ "Гимназия 164" г.Зеленогорска Красноярского края (Л.Вострикова, Е.Губанова, М.Мозжелова, Л.Парфенчикова и Е.Федюнина). Ими, совместно с учащимися 10-го класса, был создан учебно-методический комплекс "Эпоха Петра Великого", позднее размещенный в Интернете по адресу history164.narod.ru

О том, что идея подобных УМК "носится в воздухе", косвенно свидетельствует факт создания группой учащихся НОУ "Школа Бакалавр" "Учебного сайта по истории России". Кстати, и посвящен он был также эпохе Петра Великого. С данной разработкой можно познакомиться на сайте Сетевого Объединения Методистов.

В качестве систематизирующего элемента при рассмотрении так называемых "сквозных тем" активно используются Интернет-технологии в системе граждановедческого образования.

Так, учитель истории и граждановедения средней школы №24 города Тольятти Л.А.Дорошенко реализовала сквозной тематический проект "Изучение Устава города на уроках граждановедения с использованием Интернет-технологий".

При организации данного проекта, наряду с традиционными уроками, играми, социологическими опросами и созданием WEB - страниц, активно использовались и тематические чаты. Именно проведение чат-конференций Людмила Анатольевна считает ключевым элементом проекта. По ее мнению, для успешного проведения чата учителю необходимо провести подготовку, которая включает в себя несколько этапов:

определение вопросов, выносимых на обсуждение;
знакомство участников чата с вопросами;
техническое обеспечение (чат- страничку на сервере, ее адрес);
определение модератора чата (который не просто участник разговора, но и его "направляющая нить").
При этом модератору еще на этапе планирования хода разговора, необходимо сделать как можно больше текстовых заготовок . Это облегчает работу и, что гораздо важнее для всех участников чата - делает разговор "в прямом эфире" конструктивным. Естественно, что ребята, принимающие участие в чате, должны иметь основные навыки работы с компьютером и Инетрнет.

Заслуживает внимания и межшкольный проект "Интернет для формирования гражданина", реализованный в Самарской области Центром развития образования г.Самары совместно с Фондом "Развитие через образование" г.Тольятти. Участниками этого сетевого проекта стали команды школ № 16, № 82 г.Самары и школ № 24, № 75 г.Тольятти (учащиеся 6-11 классов). Командам предлагалось самостоятельно определить тему своей исследовательской деятельности исходя из её актуальности, создать сайт по проблеме и провести ряд акций. Школьниками были выбраны следующие темы:
"Права ветеранов труда" (школа № 16 г.Самары);
"Насилие в семье (права ребенка в семье)" (школа № 24 г.Тольятти);
"Права детей с ограниченными возможностями" (школа № 75 г.Тольятти);
"Школа - территория закона (права и обязанности учащегося)" (школа № 82 г.Самары).
Ребята брали интервью, снимали цифровыми камерами фоторепортажи. Полученные материалы, по мере их накопления, размещались на мини-сайтах команд внутри единого сайта проекта. В ходе проекта был разработан иллюстрированный каталог Интернет-ресурсов по теме "Права человека". Определенной особенностью стало проведение чатов как между участниками проекта из разных школ, так и с представителями власти по затронутым проблемам. Позитивной идеей следует признать и виртуальную акцию "Мы - городу" - совершение реальных дел на благо конкретной группы населения. Успешная реализация проекта позволила апробировать использование Интернет-технологий для преподавания граждановедения с непосредственным вовлечением школьников в разрешение проблем местных сообществ.

Участник уже упоминавшейся выше Российско-американской научно-практической конференции учитель истории из г.Ростов-на-Дону Е.Савченко считает уместным использование Интернет-технологий при работе с темами раскрытие которых традиционными методами малоэффективно. В частности, сравнительный анализ Конституций США и России он предлагает проводить посредством организации Интернет-конференций между российскими и американскими учителями и учениками. При этом Интернет-конференция является определенным итогом длительной работы, включающей в себя, в частности, предварительный анализ Интернет-ресурсов по теме. Очевидно, что тема "Конституция" лишь пример определенного тематического подхода.

Последнюю группу "систематизирующих разработок" условно можно назвать "конструкторской".

Об одном из таких проектов, со звучным названием "Инфотека", рассказывал в своем докладе "Ресурсы Интернет для исторического образования" В.Р.Лещинер, директор школы №1299 (Москва). Доклад был опубликован в рамках работы секции учителей общественных дисциплин научно-практической конференции "Всероссийский @вгустовский педагогический совет - 2001".

Идея проекта "Инфотека" состоит в создании и первоначальном наполнении программной оболочки, представляющей собой работу в виртуальный "предметный кабинет".

Для пилотной фазы были отобраны три школьных предмета: физика, история и экономика. Главной задачей оказалась разработка системы иерархического поиска, которая позволила бы отобрать нужные материалы без использования системы контекстного поиска и ключевых слов. Как в любом каталоге, пользователь в результате получает только карточки (стандартизированные справки об объекте), и лишь на основании анализа карточек заказывает нужные ресурсы. Это позволяет снизить сетевой трафик в десятки раз по сравнению с обычным on-line просмотром Интернет-страниц.

Поиск может идти как по дереву программных требований (предмет-курс-раздел-глава-урок), так и по методическому типу или характеру документа (иллюстрация, документальная фотография, кинофрагмент, аудиозапись и т.п.). Сочетание этих трех критериев отбора позволяет быстро найти карту Афин классического периода или историческую картину, иллюстрирующую раннефеодальные отношения в Древней Руси (сбор полюдья). Ресурсы также аттрибутируются по авторам, поместившим их в базу экспертам, и ранжируются экспертной оценкой.

К сожалению, пилотная фаза проекта, охватившая по истории лишь часть традиционного курса "История Древнего мира" к настоящему моменту своего продолжения не получила. Вероятно, что причиной торможения стали некоторые финансовые сложности. Кроме того, в случае продолжения проекта, определенные трудности у разработчиков могут возникнуть и с фиксацией авторских прав. Простое упоминание авторства, даже с конкретным указанием источника, в силу "вырванности" из контекста, не всеми сможет быть воспринято в качестве достаточной компенсации. Впрочем, это очевидная проблема многих образовательных сайтов.

Примерно в одно время с "Инфотекой" появился и сайт-проект под названием "Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин". Идея данного проекта заключалась в создании ресурса, максимально ориентированного на нужды преподавателя общественно-научного цикла в школе. При этом само наполнение сайта проходило по так называемому "смешанному" сценарию: наряду с разработками уроков и их элементов, присутствовали и ссылки на конкретные страницы других ресурсов, где также находились подобные источники. Кроме того, каталогизация в рамках данного ресурса одновременно охватывала как исторические, так и обществоведческие курсы. Значительный интерес у посетителей сайта вызывал и раздел "Сайтотека" также систематизированный исходя из интересов школьного учителя.

Несколько иной подход был продемонстрирован уже упоминавшейся выше Е.С.Меньшининой. Автор назвала его "Конструктор и модели". Вариантом предметного применения идеи стала выпускная работа Елены Сергеевны, как слушателя Московского Центра Интернет-образования. Что же касается теоретического обоснования, то этому будет посвящен специальный доклад в рамках работы Второй всероссийской конференции "Российская школа и Интернет".

Е.С.Меньшинина справедливо отмечает, что абсолютно универсальный ресурс создать невозможно. Но можно попытаться выявить те требования, каким он должен удовлетворять. По мнению автора, к таким требованиям относятся:

Вариативность,
Возможность учета различных временных затрат;
Возможность учета уровня владения НИТ;
Возможность учета различного уровня подготовки учащихся;
Возможность использования продукта, как учителем, так и учеником;
Возможность самообразования;
Актуальность (частое обновление);
Наличие обратной связи;
Для реализации межпредметной связи - внепредметный характер.
К сожалению, этим требованиям не может удовлетворить ни один печатный текст, ни одна мультимедиа-энциклопедия, ни один Интернет сайт. Требуется новый "продукт" с более сложной организацией и возможностями постоянного развития и совершенствования. Вполне очевидно, что без использования новых информационных технологий, создание подобного ресурса невозможно.

Подобный ресурс, по мнению Е.С.Меньшининой должен состоять из двух принципиальных частей: "конструктора" и "моделей".

"Конструктор" представляет собой набор систематизированных исходных материалов, которые учитель-предметник может использовать в удобной для себя форме и объеме. Элементами "конструктора" могут выступать тексты (источники, литература), иллюстрации, ссылки, программы и т.д. Кроме того, они должны иметь описание, методические рекомендации и отзывы об их практическом использовании. "Конструктор" должен формироваться на основе существующих ресурсов Интернет и находиться в постоянном развитии. "Модели" можно условно разделить на три категории:
"Модели" учителя. Это подборки материала к уроку, дидактические материалы, презентации, электронные сборники текстов, программные продукты и т.п. Они должны быть предельно полно описаны с точки зрения методики использования.

"Модели" ученика. Составляются в качестве учебных заданий. Могут иметь форму презентаций, рефератов, публикаций и т.п.
Универсальные "модели". В рамках схемы "учитель-ученик" составляются одной стороной и могут использоваться другой. В качестве таких моделей могут выступать проверочные работы, презентации и т.п.
Безусловно, строгого разделения между категориями моделей существовать не может. Таким образом, и учитель, и ученик могут выбирать способ и скорость работы (используя готовую "модель" или составляя ее самостоятельно).

"Конструкторская" идея, по существу, заложена и в нынешнюю версию разделов "История" и "Обществоведение" проекта "СОМ".

Рубрика "Из официальных источников" дает возможность познакомиться с нормативно-правовой документацией, касающейся развития предмета. Прямые и косвенные "поставщики информации" для этой рубрики весьма авторитетны: от региональных органов управления образованием до Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания. Рубрика "Образовательные программы по предмету" содержит наряду с официальными и рабочими программами также авторские, позволяющие в максимальной степени учесть индивидуальные особенности преподавания.


Серьезную поддержку, по мнению авторов ресурса, практикующему учителю может оказать рубрика "Полезные ссылки", содержащая адресную аннотацию об интересных сетевых ресурсах.

В рубрике "Книжный компас", наряду с представлением различных учебников и учебных пособий, фигурируют и их электронные версии, а "Новости науки и техники" помогают учителю выдавать на уроке максимально актуальную информацию. И, наконец, рубрика "Цветы нашей жизни" знакомит с различными вариантами телекоммуникационных проектов учащихся и для учащихся.

Сайт представляет широкие возможности для профессионального общения педагогов: работает форум, регулярно проводятся тематические чаты и конкурсы, авторы вопросов, заданных по электронной почте, получают оперативный квалифицированный ответ.

В целом, можно говорить о формировании на базе СОМа виртуальной среды общения учителей, накопивших положительный опыт по использованию информационных технологий, обмена педагогическими, методическими, технологическими и другими открытиями в этой области. Кроме того, происходит обобщение и систематизация методических приемов использования новых информационных технологий в преподавании дисциплин обществоведческого цикла.

В заключении следует добавить, что к августу 2002 году в разделах "История" и "Обществоведение" было уже около 2500 объектов, а еженедельное обновление составляет не менее 50 единиц.

Очевидно, что предложенное деление на группы "систематизации" является весьма условным. Более того, все предложенные выше подходы, по большому счету, дополняют и развивают друг друга.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.