search icoico arrow

О социальной идентичности белорусских студентов

О социальной идентичности белорусских студентов

Ситуация социального кризиса и нестабильности актуализировала процесс выработки отношения к происходящему, самоопределения человека в изменившемся мире. Одним из наиболее чувствительных и показательных индикаторов данного процесса и одновременно способом его изучения может служить исследование тенденций в сфере социальной идентификации. Отождествление себя с определенной социальной группой, которая оценивается позитивно, либо дистанцирование от нее позволяет определить социальные приоритеты, их содержание и соотношение.

В исследовании приняли участие 244 студента математического, филологического и психологического факультетов университетов (г.г.Гродно, Минск). Респондентам предлагалось оценить по 10-балльной шкале степень ощущения себя "советским человеком", "представителем нации", "гражданином своей страны", "европейцем" "человеком мира" и содержательно описать каждую из социальных групп. Исследование проводилось в два этапа (1998, 2002 г.г.).

Результаты исследования показали, что для всей выборки студентов ведущими являются этническая и гражданская идентификации, последующие места занимают общечеловеческая и европейская идентичности. Советская идентичность как доминирующая вообще не представлена. Сравнение числовых показателей идентичности на разных этапах исследования обнаруживает тенденции смены социальных приоритетов студентов. 2-ой этап исследования (2002 г.) указывает на дальнейшее снижение советской идентичности (особенно это характерно для минских студентов). Если на 1-ом этапе исследования доминирующим видом социальной идетичности являлась гражданская, то на 2-ом - наблюдается тенденция прогрессирующей этнизации студентов, что может рассматриваться как естественная реакция на так называемый "эффект неопределенности", характерный для современного развития. В то же время имеет место тенденция роста показателей групповой мы-идентичности на общечеловеческом уровне; более отчетливо она выражена у минских студентов.

Несмотря на близость основных идентификационных тенденций, очевидны некоторые различия в системах идентификации студентов различных специальностей. У студентов-математиков как доминирующие более выражены европейская и планетарная идентификации, у студентов-филологов - этническая.

Представления о содержании разных видов социальной идентичности у студентов различных специальностей достаточно близки. Контент-анализ полученного материала позволил охарактеризовать объединяющие и дифференцирующие критерии различных видов социальных сущностей. С точки зрения респондентов, для советской общности главным является коммунистическая идеология и мораль. Отличия между отдельными студентами заключались в соотношении позитивных и негативных критериев советской идентичности. Среди положительных характеристик респонденты указывали коллективизм, патриотизм, энтузиазм, равенство, искреннюю веру в идеалы коммунизма, стабильность; среди отрицательных - сильное подчинение власти, безликость, чувство страха, шаблонность, стадность. Заметим, что для студентов-психологов, у которых показатели советской идентичности были несколько выше, чем у математиков и филологов, характерно подчеркивание личностных моментов.

Этническая общность содержательно описывалась опрашиваемыми через особенности культуры. Наиболее часто упоминался язык, традиции, обычаи, черты национального характера. Как правило, отсутствовали негативные характеристики этнической сущности.

Гражданская общность трактуется респондентами наиболее неоднозначно. Здесь указывались территориальный признак, наличие паспорта, партиотизм, ответственность за страну, законы, обеспечивающие защищенность. Типичные ассоциации, связанные с разнообразными гражданскими институтами, законодательно-правовой базой, сочетаются с психологическими характеристиками (отношение, эмоции). Европейская общность ассоциируется с местом проживания, техногенной цивилизацией, с определенной культурой и жизненными стандартами, с демократией, со свободой, открытостью, стабильностью. Общечеловеческая идентичность трактуется студентами как наличие общечеловеческих ценностей и проблем (борьба за мир, экологию), как подобие и равенство всех людей, доброжелательность и взаимопомощь.

Полученные результаты, обнаруживая разность смысловых акцентов в отдельных видах идентичности, свидетельствуют о сложности и противоречивости процесса социальной идентификации студентов.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.