search icoico arrow

О том, чего сегодня просто нельзя не знать о Вселенной

Перед учителем, взявшим на себя труд преподавать астрономию, возникает ряд сложных задач, обусловленных различными обстоятельствами, включая совершенно парадоксальные. Несмотря на то, что человечество вступает в 21 в. и 3-е тысячелетие, которые неизбежно войдут в историю, как космические ("звездные"), астрономия либо продолжает оставаться в числе "второстепенных" учебных предметов, либо превращается в число предметов "по выбору", либо вообще не преподается как самостоятельный учебный предмет, полуграмотно рассеиваясь в виде "блоков" и "крупиц" в без того перегруженных других учебных предметах. Никого не удивляет, что в наших школах есть учителя самых разнообразных предметов (подчас весьма экзотических), а вот "учитель астрономии" как таковой почти нигде не встречается. Потому что "загрузить" его якобы нечем, ведь нет же для него обязательных учебных часов. Думаю, что когда-нибудь по этому поводу будут недоумевать историки педагогики, анализируя содержание образования наших дней...

А между тем, за плотно закрытыми окнами школы невиданно бурными темпами развивается наука о Вселенной и тесно связанная с ней космонавтика. Уходящее в историю 2-е тысячелетие и особенно вторая половина 20 в. раскрыли перед человечеством поразительную картину мироздания и его отдельных "фрагментов". Этому я планирую посвятить отдельную статью ("Открытие Вселенной во 2-м тысячелетии"), а здесь лишь отмечу наличие небывалого прогресса в понимании общей структуры и эволюции Вселенной; открытие реликтового излучения, свидетельствующего в пользу гипотезы "горячей Вселенной"; открытие пульсаров, квазаров, черных дыр в двойных звездных системах и в центральных областях галактик (включая, возможно, и нашу Галактику); открытие планетных систем у десятков (!) других звезд, открытие ряда областей мощного звездообразования и т.д. Необозримый наблюдательный материал, который астрономы получили благодаря становлению и развитию "всеволновой астрофизики" не только непрерывно обогащает астрономию потоком новых фактов, но и дает обильную пищу для появления и развития самых "сумасшедших" гипотез и теорий, как правило, находящих на стыке астрофизики и физики ("раздувающаяся Вселенная", обсуждение принципиальной возможности путешествий во времени через "кротовые туннели", попытки поставить на научную основу самые фантастические представления о существовании и деятельности внеземных ! сверхцивилизаций). Своеобразным триумфом единения физики микро- и мегамира стали недавно осуществленные первые эксперименты по моделированию Большого Взрыва в земных лабораториях...

К сожалению, в последние годы СМИ не отягощают интеллект обывателей научной информацией. Но даже и в наше смутное время (которое я характеризую как "бессовестное мракобесие") все-таки иногда проскакивают сенсационные сообщения об открытии признаков существования воды на Луне и Марсе, об обнаружении черных дыр в двойных звездных системах и ядрах галактик, океана под поверхностью одного из спутников Юпитера и т.п. И уж, конечно, даже современные СМИ, поведав нам об очередных политических разборках, убийствах и прочих безобразиях, порой выделяют пару минут, чтобы сообщить о том, что сейчас происходит на строящейся Международной космической станции (МКС), где уже функционируют- российские модули "Заря" и "Звезда". Разумеется, на все это обращают внимание не только взрослые, но и дети, которые немедленно обращаются за подробными разъяснениями к своим учителям, но (увы!) часто безуспешно.
К слову сказать, астрономия и космонавтика интересует очень многих школьников, начиная с первоклашек. Завершая в 1-ом классе (!) прошлый учебный год (там я веду в одной из московских школ свой факультатив "Сказочная Вселенная", ч.1), я спросил у любознательного ребенка, понравилась ли ему "Сказочная Вселенная". В ответ услышал: "Было, конечно, интересно, но ведь Вы нам ничего так и не рассказали о черных дырах..." Можно просто улыбнуться, услышав такое, а можно (и нужно!) глубоко задуматься над тем, что же, собственно, ждут дети от уроков (занятий) по астрономии, если, к счастью, таковые есть в их школах. Убежден, что это особая проблема методики преподавания астрономии в общеобразовательной школе.

В развиваемой мною концепции астрономического образования обучение астрономии не может быть ограничено рамками "одночасового" предмета в выпускном классе (в отечественных дореволюционных гимназиях находили возможность для двух часов астрономии в неделю...) Я отстаиваю идею непрерывного формирования астрономических понятий, которое должно осуществляться на протяжении всего времени обучения детей в школе. Для этого необходимо разумно научно обоснованно использовать не только различные учебные предметы (природоведение, окружающий мир, естествознание, историю, биологию, химию, географию и, конечно, физику), но и предложенную мной систему факультативов:

"Сказочная Вселенная" 1-4) кл.,
"Твоя Вселенная", 5-6 кл.,
"Познаваемая Вселенная" (7-8 кл.),
"Жизнь и разум вне Земли" (9 кл.),
"Вселенная Человека" (10-11 кл.).

В этой схеме предусматривается, конечно, и обобщающий и систематический курс астрономии, завершающий естественнонаучное (и в известной степени философское) образование выпускников школы.
Это не только схема. На самом деле мною к настоящему времени предложены и обоснованы не только соответствующие идеи, но и созданы учебные книги и учебники ("Твоя Вселенная", 5-6 кл., "Астрономия" 11 кл.), детские книги, которые использую при проведении факультативов ("Звездные сказки", "Сказочные приключения маленького астронома", "Алька в Солнечном королевстве", "Как Алька с гномами планеты считал", "Путешествие Альки с друзьями по Млечному Пути"), справочные книжки ("Астрономия от "А" до "Я", "Космонавтика от "А" до "Я"), разрабатываются книги "Как раскрывались тайны Вселенной", "Вселенная Человека", "Астрономия для гуманитариев", "Астрономия для школ и классов с углубленным изучением физики и математики"). Кроме того, конечно, уже сейчас есть немало книг и учебников других российских и зарубежных авторов, которые могут быть с успехом применяться в преподавании астрономии в младших, средних и старших классов.

Однако от теоретической концепции (даже подкрепленной методическими разработками и современными средствами обучения) весьма далеко до школьной повседневной жизни, в которой, повторю, проблематично само преподавание астрономии. С последним обстоятельством мириться нельзя, ибо слишком велика цена астрономической безграмотности большинства выпускников наших школ, которые, в отличие от детей, увлеченных астрономией и побеждающих на Олимпиадах, не имеют ни малейшего представления об астрономической науке. Полезно напомнить, что астрономию даже в эпоху античности из особого уважения удостоили своей музы (Урании).

Здесь уместно напомнить следующие слова Пьера Симона Лапласа (1749- 1827): "Астрономия по величине своего объекта и по совершенству своих теорий является самым прекрасным памятником человеческого духа и проявлением самого высокого интеллекта".

Сегодня, спустя почти два века, эти замечательные слова великого французского ученого звучат еще и пророчески. Ведь невозможно вообразить что-либо более грандиозное и великолепное, чем открытая в 20 в. удивительная и поистине непредсказуемая картина "взрывающейся" Вселенной. Представление об этом должно быть основой образованности, эрудиции и культуры современного человека.
Я не буду здесь останавливаться на том, что астрономия для школьников не только интересна сама по себе, но и может стать мотивом к учебе вообще. И не буду анализировать то, что хотели бы узнать школьники на уроках астрономии (см., например, "Земля и Вселенная", 1999, №5 и №6). Но считаю необходимым хотя бы перечислить то, чего не может не знать ученик, заканчивающий нашу школу. Думаю, что этот перечень пригодится многим преподающим астрономию в школе (даже знакомым со "стандартами образования", объяснительными записками к учебным программам, а также разделами о знаниях и умениях учащихся, включенных в частности, в мой учебник "Астрономия").

Особой проблемой методики преподавания астрономии был и остается целесообразность решения "качественных" и "количественных" задач. Разумеется, решать задачи по астрономии (хотя бы "типовые") полезно, а потому они включены в учебники по астрономии. Но, пожалуй, предпочтение надо отдавать тем "вопросам-заданиям", которые как раз и помогают учащимся лучше усвоить "Минимум знаний". Так, например, при работе со "Школьным астрономическим календарем" (и в связи с астрономическими наблюдениями) учащимся можно предложить следующие задания:

1. Нарисуйте четыре положения Земли на орбите вокруг Солнца (лето, осень, зима, весна) и покажите примерное положение Земли на данный день.
2. Начертите суточный путь Солнца над горизонтом для данной местности и данной даты).
3. Нарисуйте орбиту Луны вокруг Земли какое положение занимает Луна на орбите сегодня?
4. В этом году столько-то затмений в такие-то даты. Зная фазы Луны в эти дни, скажите, какие это будут затмения.
5. Уменьшается ли чисто звезд на небе после "звездных дождей" ("Персеид", "Леонид" и др.)?

Очевидно, можно придумать много других подобных вопросов, обсуждение которых в буквальном смысле приблизит обучение астрономии к жизни, заинтересовав этим учащихся.
В заключение хотелось отметить следующее. Отношении ко всякого рода "минимумам" знаний школьников неоднозначное. Официально оно, по существу, отражено в "стандартах образования", которым надлежит следовать. Вероятно, имеет право на существование и точка зрения, согласно которой "минимумы" просто вредны, ибо в эпоху непрерывного опережающего образования надо стимулировать не овладение "минимумом", а стремление к более высоким уровням образования. Абстрактные рассуждения подобного рода обладают определенной привлекательностью и могут быть достаточно строго обоснованы. Но, как говорится, "истина всегда конкретна". Мы живем в большой стране, где в школах обучаются десятки миллионов детей. Дети, конечно, разные, отличающиеся друг от друга состоянием здоровья, способностями, отношением к учебе, уровнем материальной обеспеченности и т.д. К сожалению, для многих из них декларированный высокий уровень "стандарта образования" практически недостижим и не может быть признан "минимальным". Ясно, что необходим строго дифференцированный личностно-ориентированный подход в обучении. Он, кстати, практически трудно осуществим в преподавании астрономии в условиях традиционной классно-урочной системы, при явной нехватке средств обучения и почти повсеместном отсутствии высококвалифицированных учителей. Поэтому бесперспективно провозглашать лозунги о какой-либо "программе-максимуме", адресованной всем учащимся, ведь в итоге, мы получим то, что имеем, т.е. почти повсеместную астрономическую безграмотность. Между тем, именно на ее почве происходит наблюдаемый сегодня расцвет астрологии, уфологии, "исцеляющей" медицины и многих других проявлений оккультизма, поскольку все эти соответствующие "специалисты" заявляют, что они черпают свои знания и чудотворные силы из "непосредственного" общения с Космосом...

Отсюда следует вывод: необходимо, не отрываясь от повседневной реальной жизни своей страны и школы, стремиться прежде всего ликвидировать астрономическую безграмотность большинства школьников (не забывая при этом о страстных любителях астрономии, участниках олимпиад, конкурсов и т.д.!) Что же касается обозначенного в данной статье "Минимума", то он, кроме всего прочего, может пригодиться при разработке тестов. Применение тестов для определения уровня знаний выпускников школ будет постепенно расширяться. Понимая условность (и, возможно, даже нежелательность) деления учащихся на "негуманитариев" и "гуманитариев" считаю, что при разработке для последних программ и учебных книг можно было бы в определенной степени опираться на данный "Минимум" как на "ориентировочную основу". Не исключаю и возможности того, что обсуждаемая здесь проблема могла бы явиться предметом актуального диссертационного исследования, доказательно выявляющего, какими необходимыми каждому человеку знаниями по астрономии должны обладать выпускники российской общеобразовательной школы 21 в.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.