search icoico arrow

Олимпийцы из параллельного мира

Олимпийцы из параллельного мира

Два факта послужили поводом для появления этого материала. Во-первых, во всемирной олимпиаде школьников по информатике в составе сборной страны примет участие выпускник ЛИТа Женя Яценко. Во-вторых, сборная Днепропетровской области по информатике во второй раз подряд добилась высшего рейтинга в Украине. Оба эти примечательных события - итог большой работы, участники которой - талантливые ученики и высококвалифицированные педагоги. Но олимпиады по информатике - это явление, которое отнюдь не сводится к итогам соревнований. Мы попытаемся взглянуть на различные их аспекты глазами учеников и учителей - людей с разным опытом и непохожими характерами. Их объединяет то, что все они - люди творческие и предмет нашего обсуждения составляет значимую часть их жизни. Кстати, стиль материала во многом определило то, что наше общение шло в основном в виде переписки.

Технология

Женя Яценко - победитель всеукраинской олимпиады по информатике этого года. В национальных олимпиадах участвует с 14 лет. Сейчас - выпускник Лицея информационных технологий (ЛИТ). Зачислен на факультет Прикладной математики Госуниверситета.

Для меня большая часть подготовки по информатике связана с ЛИТом. Поступил туда после седьмого класса - сразу в девятый. Прошел отбор в класс с усиленным изучением математики и информатики. Здесь по сравнению с обычной школьной программой уроков по компьютерным предметам в несколько раз больше. Но самое главное - это факультативные занятия, на которых учат решать олимпиадные задачи. Их проводит Александр Леонидович Хижа (не только в ЛИТе, но и в 100-м лицее, в 130-й гимназии). Традиционно у нас в начале учебного года на факультатив поступают 35-40 человек. Ко второму полугодию остается 20-25.

В основном здесь решаются задачи с предыдущих олимпиад различного уровня - областных, всеукраинских, международных. Решением каждой задачи является программа, которая каким-то образом обрабатывает входные данные и формирует "ответ" в заданном виде. Обычно множество задач можно разбить на некоторые подмножества по темам информатики: например, задачи на динамическое программирование, на графы, переборные алгоритмы и другие. На подготовительных занятиях сначала обсуждаются теоретические вопросы по такой теме, а потом - конкретные задачи. Этот поход очень помогает, так как на олимпиадах встречаются задачи по тем же разделам, часто с теми же методами решения, но, возможно, более сложные: уровень с каждым годом повышается.

Чтобы добраться до всеукраинской олимпиады, нужно пройти отбор на олимпиаде в ЛИТе, городской и областной. После областной во время школьных каникул - недельные сборы, на которых из двух десятков ребят, показавших лучшие результаты, отбирают около 10 человек на всеукраинскую олимпиаду. После нее - снова сборы с аналогичный отбор на всемирную олимпиаду: 4 человека из 8. Кстати, в этом году всемирная олимпиада будет проходить в сентябре в Китае.

Вообще мне нравится участвовать в олимпиадах по информатике: интересно решать новые задачи. Но иногда случаются вещи, о которых потом вспоминать тяжело. Например, сделаешь в какой-нибудь задаче одну совсем мелкую, можно сказать техническую ошибку: один символ в программе перепутаешь (например, индекс массива) - всего лишь один из пары-тройки тысяч символов в программе, а в результате теряешь как минимум половину баллов за эту задачу. Вот таких ситуаций я очень не люблю. К сожалению, со мной это приключалось дважды: Из-за одного такого случая я в прошлом году не попал на отбор на всемирную олимпиаду, всего лишь 1 символ неверный был:.

Смысл и Цель

Александр Леонидович Хижа. Доцент ДГУ. Научный руководитель областной команды школьников по информатике, эксперт-консультант всеукраинской олимпиады и днепропетровской областной олимпиады. Среди его учеников есть призеры олимпиад по информатике всех уровней, включая международный

С 1993 года я занимаюсь тем, что Вы называете "олимпиадной подготовкой". Среди моих учеников есть призеры олимпиад по информатике всех уровней, включая международный. Я думал над Вашим вопросом о "смысле и цели олимпиадной подготовки" и вынужден сознаться: 1. Я не знаю, что такое "олимпиадная подготовка". 2. Я, наверное, не занимаюсь "олимпиадной подготовкой".

На этом можно было бы и закончить. Но чем же я все-таки занимаюсь? Продолжу на всякий случай.

Вступление звучит нарочито эффектно и, возможно, странно, но повышенной контрастности, по-видимому, не избежать, когда говоришь о "смысле и цели".

Для тех, кто не знает: программирование, - это параллельный мир, специально предназначенный для любящих представлять, как что-то работает (например: двигатель, часовой механизм, детская железная дорога, компьютер, шифр и т.д.). Вся прелесть заключается в том, что для управления всем этим, достаточно представить себе его в виде программы. В частности, программирование - это единственный способ управлять компьютерами, а не подчиняться им.

Смысл того, что называют "олимпиадной подготовкой по информатике" на мой взгляд, можно выразить несколькими словами: интерес, вера, мечта. Именно это лежит в основе всех занятий с учениками.

Интерес - это источник энергии процесса обучения. Человеку интересно и эта энергия ищет выхода. Что это такое - я точно не знаю, скорее всего - чудо. Знаю только, что интерес предшествует обучению. "Учиться интересно" - это ощущение, которое возникает, если учитель не убивает исходный интерес. Существенно важно, на мой взгляд, чтобы и ученику и учителю было интересно одно и то же. Так, если ученику интересно программировать, а учителю интересно учить, то ничего не получится.

Компетентность учителя столь же важна, сколь очевидна ее важность. Упоминаю о ней, как о минимуме. Дальше все зависит от Веры. Смысл удачного занятия в том, что учитель верит в то, что он рассказывает. Тогда ученики видят. Или, иными словами, у ученика захватывает дух от цикла со счетчиком, если учитель искренне верит в то, что знание этого алгоритма жизненно необходимо. Да-да, конечно, "оптимальная вычислительная сложность", "красота алгоритма" и все такое, но красота относительна, тем более сложность, тем более, когда вычислительные мощности удваиваются каждые два года. So, why study? Я не знаю. Я верю.

Кстати о знаниях. Знания - это наркотик, а учеба - это наслаждение. Стремиться к наслаждению - это так естественно: "Какова перспектива обучения?" - Знать.

Конечно, должна быть цель. Хорошо, если в детстве добрый человек подскажет: "выбирай в жизни цель побольше - тогда не промахнешься", в юности: "кто не знает, в какую гавань плывет, тому нет попутного ветра" (Сенека). Победа в олимпиаде по программированию? - для ребенка может быть достаточно большой целью. Лишь бы он учился (и получал удовольствие). Даже если не взошел на Олимп, оклад $5000 в месяц где-нибудь в Канаде - тоже неплохой побочный эффект (у нас для этого необязательно учиться). А где же мечта? Мечта - это очень большая и не очень конкретная цель. Как в детстве:

Тем, у кого есть интерес, есть вера, есть мечта, опасность потеряться в море жизни не грозит. Главная опасность подстерегает их не после окончания вуза и не при поступлении в вуз, а посредине. Но это уж совсем другая тема:

Ловушки

Виктор Сергиенко - выпускник ЛИТа 1995 года и выпускник факультета Прикладной математики Госуниверситета 2000 года. Участник всеукраинских олимпиад по информатике для школьников и по программированию для студентов. Ныне постоянный ведущий рубрики "Soft" Computer City.

Цифровой мир невероятно привлекателен: все, что тебя здесь окружает, подчиняется тебе. Оно работает по понятным законам. Более того, ты можешь сам создавать новые сущности и задавать законы их существования, после чего они будут функционировать отдельно от тебя - почти как живые. И неважно, что реальный мир бесконечен, а этот - состоит из конечного числа нулей и единиц, за счет чего только и может быть понят. Зато он может расти внутрь себя, расширяться за свой счет (при написании программ). И Творец здесь - ты.

"Чтобы быть программистом, нужно чувствовать себя одновременно пользователем, процессором и программой" (Алан Дж. Перлис). Угадайте, что дает возможность это ощутить? Правильно, сложная и красивая задача. Именно с такими имеешь дело на олимпиадах.

Во-первых, примем гипотезу, что творчество - это уже хорошо. Почему? Потому что творчество - это красиво. Красивая программа, математическая выкладка, красивая машина или красивая женщина - это хорошо, потому что они "правильны", лучше вписываются в мировой порядок, лучше выполняют свое предназначение. Правда, "это тонкий философский вопрос" (Ходжа Насреддин).

А процесс решения задач, задач сложных и красивых - это самый настоящий творческий процесс, с положенными ему мучениями, поиском и творческими находками.

Но у виртуального мира есть опасности: он создает иллюзию всемогущества, всезнания. Здесь всегда можно точно сказать, что существует ответ на любой вопрос. Здесь не нужно искать взаимопонимания с другими: если эти другие и есть, то такие же, как ты - чувствующие себя процессором и программой, а потому - простые и понятные. Здесь всегда четко видны ошибки и всегда известно, что нужно делать, а все события подчиняются известным тебе законам. Нужно ли говорить, что эти ощущения слабо соотносимы с "реалом", RL (real life)? Само по себе это не страшно. Плохо, если кто-то пытается в реальности вести себя как в виртуальности.

О ловушке между первым и пятым курсом. Наверное, я в нее попал. Собственно, всегда в ней был - никогда не любил стандартных мыслей, из-за чего получал четверки по литературе (сочинения уходили от темы), и с радостью накинулся на олимпиады, тогда еще по математике.Обычные же уроки никак не дотягивают до уровня олимпиад и предолимпиадных занятий. Плюс на них нужно много работать систематически, да еще без вдохновения, а зачем - это может объяснить/показать далеко не каждый преподаватель. Короче, стало скучно. Интересно было в ЛИТе и на первом курсе... и все. Да, интерес теряется. Теряются вера ("Ну и что это тебе дало?") и мечта (кажется, что нужно было идти вовсе не сюда, а куда - неясно). Слава Богу - теряются не совсем:

Но мы ведь - об олимпиадах: Стоит ли говорить, что большую и самую яркую часть ощущений, определивших мою дальнейшую жизнь, я получил именно на них? Там эти ощущения особенно остры: жесткий дефицит времени, задачи, заставляющие думать на пределе твоих возможностей, учителя, единомышленники - все это спрессовывается в короткий период времени и оставляет неизгладимый след, извините за избитый оборот... Насколько нам это нравилось, можете судить по факту: несколько человек приходили по утрам в ЛИТ за сорок-пятьдесят минут (!) до начала занятий (это с учетом того, что большинство из нас жили не менее чем в часе пути), садились на лавочку перед раздевалкой и до самого звонка, распугивая товарищей, беседовали об алгоритмах и задачах:

Заглядывая в будущее

Александр Леонидович Хижа Кому нужны "олимпиадники"? Практически всем.

Призеров олимпиад берут без экзаменов в областные, столичные, зарубежные вузы. Становится доброй традицией, поступив на первый курс факультета прикладной математики ДГУ, рассылать заявления в более престижные (пока что) зарубежные вузы. Звание призера национальной или интернациональной олимпиады при этом не мешает.

И еще. Олимпиадные задачи - это задачи, требующие нестандартного подхода (хотя, конечно, есть свои стандарты и в этой области). Всем нужны работники, способные находить нестандартные решения. Особенно программисты. Особенно молодые.

На прощание, пользуясь случаем, хочу поздравить Виталика Куликова (группа ПМ-98-2, ФПМ ДГУ, 2-е место на Всеукраинской олимпиаде-1998) с поступлением в Массачусетский технологический институт и получением гранта на учебу.

Женя Яценко: Конечно, знания и навыки, полученные в ходе подготовки к олимпиадам, в практической работе помогают. Например, некоторые алгоритмы я использовал в Java-играх, которые разрабатывал для Интернет-сайта (http://www.walker.dp.ua/games/more.asp). Еще одна моя разработка - чат Autogen (http://autogen.ukrinter.com). Вообще сейчас занимаюсь веб-программированием и работаю в коллективе, который мне нравится. Считаю это перспективным. С такой специализацией можно работать и на Западе, но, пожалуй, самый лучший вариант - жить "здесь", зарабатывая деньги "там": Интернет такие возможности в принципе предоставляет:

Виктор Сергиенко: У меня нет цели в виде $N в месяц - разве что, чтобы хватало моей семье. Единственное, чего я хочу - помочь окружающим поверить, что есть нечто, не описываемое существующими словами (стихами, алгоритмами), к познанию/созданию чего нужно стремиться. Стремиться и создавая программы, и распевая песни. Просто если человеку постоянно показывать вещи (задачи), чуть-чуть выходящие за его сегодняшний кругозор - это и только это способно продвинуть его вперед по пути творчества, по пути человечества...

"- Ну разве такие вещи алгоритмизируются?! - Нет. По крайней мере, я бы не взялся". А. и Б. Стругацкие, "Понедельник начинается в субботу".

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.