search icoico arrow

Опыт эмоционально-ценностных отношений в структуре открытого образования

Стратегическая тенденция развития современного образования определяется открытостью системы образования всем социокультурным инновациям. Об одной из них хотелось бы поговорить особо. Она связана с формированием у обучающихся опыта эмоционально-ценностных отношений или, как для краткости обозначают это направление, - гуманизацией образования.

Открытость образования или его гуманизация: что первично?

Широкое применение глобальных сетей телекоммуникации позволило существенно видоизменить модель обучения. Действительно, информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении всех участников образовательного процесса при решении конкретных познавательных задач, практически неограничены. Но в этом кроются определенные особенности и проблемы. Перечислим их.

1. Результаты обучения не всегда предсказуемы и гарантированы. А временные затраты также могут быть неоправданно емкими.

2. Приобщение к современной информационной культуре – совершенно необходимый экзистенциальный опыт. Навыки работы в информационных сетях интериоризуются точно также как и традиционные навыки чтения, письма, умения анализировать и т.д. Таким образом, открытое информационное пространство влияет на эффективность социализации человека и формирует его социальный опыт, ценностные ориентиры и установки. А это уже в чистом виде гуманистические категории. В наших рассуждениях отправная точка – открытое информационное пространство – выбрана условно. Другие исследователи для наполнения гуманистического компонента образования выберут иную модель. Но мы взяли за основу открытость образования.

3. Еще одна проблема, которая унаследована от предметоцентрированной педагогики, связана с тем, что новые гуманистические ориентиры модернизируются в традиционно гуманитарных учебных дисциплинах. Нет смысла приводить их перечень. Хотя гуманистический потенциал - имманентное свойство каждой учебной дисциплины. Думаю, что для решения проблемы усиления гуманистической образовательной компоненты не обойтись только экстенсивным вариантом. Необходимы исследования и разработки междисциплинарного характера, связанные с актуализацией гуманистического потенциала всех областей знания. В первую очередь, на наш взгляд, это должно коснуться модели обучения, включающей стиль партнерских отношений всех участников в открытом образовательном пространстве. Модель обучения, как это не прозвучит, на первый взгляд, парадоксально, тоже может стать гуманистической. Что здесь имеется в виду?

Во-первых, это учет личного социального опыта и возможностей обучающихся, а также пристрастий традиционных клиентов педагогики к той или иной субкультуре. Перед педагогом встает целый комплекс задач: сконструировать обновленное содержание образования; разработать методику (или технологию) обучения; сохранить при этом фундаментальные основы знаний; транслировать исконные нравственно-этические ценности. Привнесение в молодежную субкультуру культурологических основ преодолевает неизбежно существующий разрыв между духовным миром обучающихся и содержанием образования. И это тоже признак открытости образования, способствующей его гуманизации.

Сложность конструирования обновленного содержания образования в контексте его гуманизации состоит еще и в традиционном отчуждении личного профессионально-культурного опыта педагога, а также в игнорировании принадлежности обучающихся к той или иной субкультуре. А ведь влияние значимого профессионала (экзистенциальный нажим) осуществляется посредством педагогической культуры преподавателя. Затем это переходит в сотворчество участников образования, их исследовательское сотрудничество, активную направленность как на учащихся, так и на обучающих. Поэтому гуманистическая составляющая образования может развиваться (а не только экстенсивно увеличиваться) за счет развития общепедагогической культуры преподавателя, что эффективно дополнит его предметную профессиональность.

Известны случаи, когда некорректное понимание гуманизации, в частности, в преподавании физики, привело к потере доказательной и строгой базы физических законов, что приводило к снижению уровня образованности школьников в целом. Подобные примеры можно было бы продолжить. Наверное, неточности в педагогических преобразованиях неизбежны, но очевидно, что останавливаться только на расширении перечня гуманитарных дисциплин не следует. Ведь гуманизация любого образования входит в его онтологическую основу. И в этом плане естественные и гуманитарные науки равноправны.

Как же проектировать гуманитарный по своей сути педагогический процесс на содержании естественнонаучного образования? В действительности педагогический процесс определяется не только взаимодействием обучающегося и преподавателя в рамках их социальной роли, а драматическими событиями, разыгрывающимися на познавательной сцене, название которой – образование. Это уже личностное отношение каждого участника к взаимодействиям и даже битвам людей и идей на поле брани научного познания. В таком контексте каждый учебный предмет – не только объект изучения, а повод и сценарий взаимодействия (сотрудничества) преподавателя и его учеников с целью актуализации имманентных качеств каждого из них. Поэтому не столь важно, в какой графе учебного плана стоит предмет: гуманитарной или естественнонаучной области.

Более того, само деление на гуманитарное и негуманитарное знание определяется не этим положением. Определяется это в первую очередь тем внутренним наполнением культурными ценностями, которые несут человеку знания. Если знания имеют личностный смысл для человека, наполняют его внутренний мир, образуют культурную составляющую, то можно говорить об их гуманитарной основе. В контексте этого простое запоминание сюжета художественного произведения без личных пристрастий и аффективных трансформаций в собственный духовный мир вполне можно считать негуманитарной образовательной деятельностью. Хотя формально такой род учебной работы относится к предмету "литература" и претендует на гуманитарную деятельность.

Но если взять физику с ее поучительным противостоянием разных теорий и концепций, за приверженность к которым людей даже убивали. Изучение физических явлений и ученых, познающих эти явления, а также собственная рефлексия по поводу всего изученного – это и есть гуманитарная составляющая физики как учебного предмета. Сами по себе знания гуманитарными не являются. Они ими становятся при вхождении в духовный мир каждого из нас.

Автор статьи не беспристрастен к физике и в своей практике возлагает на нее значительную педагогическую задачу. Поэтому следующий раздел посвящает наполнению содержания физического образования конкретными мыслительными операциями, главное направление которых – на самого обучающегося через его рефлексию. Узнать и … управлять способом собственного мышления – разве это не гуманизация образования?

Школьная физика: три уровня обучения

В учебно-методическом комплекте (УМК), фрагмент которого приведен ниже, материал содержит три уровня сложности: общекультурный, в соответствии с типовой школьной программой, углубленный и исследовательский.

В качестве примера приведем достаточно простую, на первый взгляд, тему: "Преобразования Галилея". Постараемся выдержать все амбициозные заявки, которые мы провозгласили в первой части статьи.

Вводную часть можно обозначить так: "Физика: роль, значение и перспективы". За последние 100 лет человек создал устройства, позволяющие ему передвигаться по земле и даже летать с огромной скоростью, общаться с другими людьми, находящимися на разных континентах, не выходя из своего дома, видеть то, что происходит в мире. Цивилизация решила проблему обеспечения продуктами питания, научилась предотвращать эпидемии, освоила новые виды энергии. Все эти достижения – плоды научного познания явлений природы. Хотя есть область знания, оставшаяся загадкой, прогресс в освоении которой не имеет резких скачков. Это человеческая психика, в исследовании которой осталось также много загадок, как было и в античные времена. Наша цивилизация обязана всем достижениям прошлым поколениям, накопившим для нас столь богатый научный опыт. Поэтому только освоив опыт предыдущих поколений, можно стать полноправным участником любых социокультурных преобразований. В этом есть сущность и главная задача системы образования как социального института. Каждая учебная дисциплина решает эту задачу по-своему. Физика также обладает своими особенными исследовательскими методами, способствующими формированию у обучающихся единой картины мира и естественнонаучного мировоззрения, а также развитию критического мышления. Пусть не все сегодняшние студенты будут использовать физические знания в своей профессиональной деятельности, но навыки мышления, которые развивает физика, пригодятся всем в неизбежном процессе социализации. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в физике как учебной дисциплине заложен внутренний образовательный потенциал, без освоения которого невозможно считать себя приобщенным к культурным достижениям нашей цивилизации.

Важнейшие научные открытия в физике, развивая науку, меняли мировоззрение людей, а также влияли на судьбы мира. Взять хотя бы учение Коперника, эксперименты Фарадея или теорию относительности Эйнштейна. Эти исследования повлияли на нас не меньше, чем мировые войны или революции.

Благодаря итальянскому ученому Галилео Галилею в естествознание вошли числовые расчеты, а исследователи от простого наблюдения перешли к измерениям и математическим расчетам. Это позволило упорядочить и изложить в "свернутом виде" множество разнородных научных фактов, переведя их на язык математических формул.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.