search icoico arrow

Опыт семантического исследования структуры смыслов в вербальном образе

Опыт семантического исследования структуры смыслов в вербальном образе

Постановка проблемы. В настоящий момент проблема прогнозирования разномодальных проявлений человека при взаимодействии с внешней средой в условиях неопределенности кроме теоретического имеет остропрактическое значение. К примеру, прогнозирование поведение потребителей при взаимодействии с новым продуктом, анализ отношения клиентов или сотрудников к компании при исследовании оргкультуры, поведения избирателей по отношению к тому или иному кандидату и т.д.

Особый интерес представляют ситуации взаимодействия человека с объектом, у которого нет реальных референтов в действительности и опыте. Это, например, отношение студента к будущей профессии, жителей города к политической идее "социальной справедливости", клиентов к "идеальной" организации. Несомненную важность имеет прогнозирование поведения человека в случае, когда реальное взаимодействие с объектом невозможно в силу разрушительных последствий и высокой стоимости, например, прогнозирование действий оператора на новом пульте управления АЭС ввиду очевидных экологических последствий. В этом случае исследователь часто ограничен в возможностях анализа и подчас единственное, что он имеет - это естественные языковые высказывания об объекте: описание, отношение, рассуждения - то, что мы назовем вербальным образом объекта.

Поэтому очевидна необходимость поиска системных методов анализа вербального образа с целью поведенческой прогностики.

Теоретические посылки. С одной стороны, языковые высказывания имеют в основе интенциональный референт (Ф. Брентано, Э. Гуссерль). Это означает, что все объекты, к которым отсылает язык, которые подразумеваются или предполагаются в процессе коммуникации, имеют в своей основе интенции человека. Именно интенции образуют его (человека) "мир смыслов", то есть, отражают ценность объекта (аксиологию) и фактически являются прообразом действий (праксеологии) по отношению к части внешней среды.

С другой стороны, языковые высказывания имеют в своей основе картину миру (Апресян) и отражают знания и представления человека об объекте. Другими словами, в языке отражена репрезентация объекта или то, как человек определяет для себя объект. Под определением объекта мы понимаем представления человека о ценности объекта (аксиология), о том, как по отношению к нему действовать (праксеология), из каких элементов он состоит (морфология), как он изменяется и развивается (онтология), как его исследовать (гносеология), по Г.В. Суходольскому [2]. Другими словами, вербальный образ - это когнитивный паттерн, некий ментальный слепок объекта, который существует в виде языковых высказываний, суждений оценок и имеет понятийное насыщение. Его содержание (семантика) и структура которого зависят от местоопределения человека по отношению к объекту (по П.К. Власову [1]). То есть от того, насколько ценным объект представляется человеку, какие действия он считает возможным с ним совершать, как он понимает природу объекта и дифференцирует его структуру. Таким способом, вербальный образ отражает структуру смыслов, связанных с объектом. Следовательно, изучение вербального образа, как раз и позволяет сделать выводы о ценностной ориентации человека, о структуре его мотивации о компетенции и таким образом прогнозировать возможные появленимя.

Взаимодействуя с объектом, человек имеет дело с его внешними проявлениями, под которыми мы понимаем всю совокупность наблюдаемых в реальности действий, взаимоотношений объекта с окружающей средой. Например, компания (объект) обслуживает клиентов, дает рекламу, занимается благотворительностью (проявления) и т.д. Вся эта совокупность внешних проявлений служит для человека основанием для формирования вербального образа.

Мы полагаем, что вербальный образ объекта обладает следующими характеристиками:

Целостностью - люди склонны воспринимать объект целиком,
Дифференцированностью - образ состоит из определенных понятий, которые наделены тем или иным содержанием, чем больше понятий, тем более точно субъект определяет объект.
Связностью - понятия в образе упорядочены, имеют систему и связи.
Адекватностью - образ объекта в той или иной степени соответствует реальному объекту. Степень этого соответствия и есть степень адекватности образа.
Этапы семантического исследования структуры смыслов в вербальном образе.

Опишем этапы проведения анализа.

1.Изучение разброса высказываний об объекте. Анализ семантической дисперсии, противоречивости и реальности вербального образа.
2.Анализ структуры понятий включенных в вербальный образ. Выбор ключевых слов и частотных высказываний об объекте, выделение существенных признаков объекта значимых для человека, определение атрибуции объекта. Определение смысловой структуры вербального образа - структуры атрибуции объекта (иерархия признаков, логико-смысловые связи между атрибутами объекта).
3.Анализ модальности высказываний (положительной отрицательной по оценке). Выбор положительной и отрицательной атрибуции объекта. Определение смысловой структуры положительной и отрицательной атрибуции объекта.
4.Определение понятийных шкал, объединяющих ключевые слова, атрибуты объекта положительного и отрицательного вербального образов.
5.Определение интенциональных референтов образов, ценностной ориентации, мотивационной структуры человека во взаимодействии с объектом.
6.Выводы о репрезентации объекта человеком, о структуре связанных с ним смыслов; о местоопределении человека по отношению к объекту; о ценностной ориентации человека, о структуре его мотивации. Прогнозирование возможных проявлений во взаимодействии с объектом.

В заключение отметим, что разработанный метод семантического исследования структуры смыслов в вербальном образе не исчерпывает дефицита методов анализа для исследования структуры проявлений человека во взаимодействии с разными по неопределенности объектами (особенно с теми, которые не имеют реальных референтов в действительности) и стимулирует дальнейшие исследования в данном направлении.

Литература.

1. Власов П.К. Психология формирования стратегии организации на этапе замысла. СПб.,2201.
2. Суходольский Г.В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности. СПб.,1998.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.