search icoico arrow

Осторожно, дети!

Роль кино, как источника знаний и воспитателя, более велика, чем других видов искусств, ибо ребенок начинает смотреть фильмы гораздо раньше, чем научится читать или понимать произведения живописи, скульптуры, музыки. Поэтому духовное здоровье, ясность и чистота устремлений будущих граждан во многом зависят от того, куда поведет их экран.

Реакция подростка на поступки киногероев отличается от реакции взрослых в большей степени, чем это принято думать. Главным образом вследствие малого жизненного опыта и повышенной восприимчивости. Юный зритель может сопереживать и бандиту, за которым гонятся, и тем, кто за бандитом гонится... Даже фильмы (как правило, это приключенческие ленты), где действует романтичный и вполне «положительный» герой, могут невольно, помимо намерений их авторов, культивировать жестокость, пренебрежение к человеку и – более того – к массе людей. Все дело здесь в той мере, в какой этот герой, при всей его привлекательности лихости и неуязвимости, человечен.

Стоит ли говорить о том, что забвение и даже нарочитое игнорирование этой меры во множестве коммерческих лент на Западе, настойчивое варьирование в них идеи супермена привело к «теории» и практике вседозволенности! Сошлемся лишь на высказывание по этому поводу редактора американской газеты «Трибюн» Дженкина Джонса. Резко осуждая «некоторых американских воспитателей от искусства», он говорил, что они «собрали обильную жатву — полчища головорезов, вооруженных ножами и велосипедными цепями».

В России удалось избежать подобной ситуации, в том числе и потому, что фильмам таких «воспитателей» на экраны кинотеатров и телевизоров у нас дорога закрыта.

Однако это не означает, что российский кинематограф отрицает жанр приключенческого фильма с острым динамичным сюжетом, погонями и перестрелками. Но авторы таких картин никогда не забывают о том, какой нравственный урок может извлечь из их произведения подросток.

«Искать в приключенческих фильмах подлинно гуманного героя: не убийцу, а победителя убийц!» - так, пожалуй, наиболее ясно сформулировал проблему этого жанра известный актёр и режиссер советского детского кино Ролан Быков. Посмотрев остросюжетную картину и вознамерясь подражать ее персонажам, подросток должен ощущать себя не только удачливым героем, неизменно оказывающимся «наверху». Он, этот подросток, должен ощущать себя прежде всего нравственно совершенной человеческой личностью, которой присущи и сострадание, и любовь, и чувство ответственности за все то, что совершается вокруг.

«... УВАЖАЮ ТЕБЯ»

Приключенческие ленты по праву делят свою популярность у советской детворы с фильмами-сказками. Лучшие из них не сходят с экрана десятки лет, например, картина Александра Роу «По щучьему веленью».

Но ровно так же держится в прокате и фильм Марка Донского «Детство» по одноименной повести Максима Горького, где занимательность - непременное условие приключенческих и сказочных фильмов - уступает место неприкрашенной прозе жизни, а острый сюжет - тонкому психологическому анализу судеб и характеров героев. Интересно, что «Детство» не предназначалось для детской аудитории. Однако, как уже не раз случалось в истории искусства, юные зрители сами выбрали этот фильм для себя. Им было интересно видеть на экране правду.

Здесь мы подходим к еще одной проблеме детского кинематографа. Создать правдивое произведение о детях и для детей - к этому, вероятно, стремится каждый деятель кино, работающий в этой сфере. Но как определить степень достоверности в фильме, адресованном ребенку? Ведь не секрет: показ жизни в розовом свете имел в среде литераторов и кинематографистов своих убежденных сторонников. Их аргументация была проста и логична: если человека воспитывать на прекрасном, у него больше шансов вырасти хорошим, чем у того, кто знает лишь плохое.. .

Вслед за Марком Донским советские кинематографисты, разумеется, с неодинаковой степенью таланта, пытаются разрешить и эту важнейшую проблему. Так появляются на свет фильмы, подобные «Звонят, откройте дверь!» Александра Митты. Эта лента, кстати сказать, адресованная детям, но получившая также широкое признание и у взрослого зрителя (пример, обратный «Детству»!), примечательна тем, что детство рассматривается в ней не как мир облегченный, ясный и простой, где все горести - быстро проходящие, а раны - легко заживающие. Сопереживая героине фильма, двенадцатилетней девочке, мы сознаем, что этот период в ее жизни, как и в жизни ее сверстников, - весьма ответственный этап, исполненный подлинных страстей. Мы видим, что девочка подчас душевнее, тоньше, в конечном счете, нравственно выше иных взрослых персонажей фильма. И когда мать героини говорит ей серьезно, искренне, без тени иронии: «И я уважаю тебя...» - мы воспринимаем эти слова с глубоким удовлетворением, потому что это - правда. Потому что весь фильм несет в себе ясно выраженную тенденцию искреннего уважения к внутреннему миру подростка.

О ЧЕМ И КАК РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ

Правда жизни на экране... Не означает ли это, что детям можно показывать все? Вот как на этот вопрос отвечали видные деятели советского искусства.

Сергей Михалков, детский писатель и сценарист, академик Академии педагогических наук СССР:

«Мне думается, что, прежде всего, недопустимо рисовать ребенку его будущее как сплошь праздничное, увеселительное путешествие в безоблачные дали. Его необходимо предупредить о трудностях, с которыми он может столкнуться в жизни, закалить его сердце для борьбы с ними. Я вижу верность правде жизни в том, чтобы растить детей противниками всего дурного, вредного, обветшалого, что мешает обществу идти вперед.

В то же время нельзя в детский фильм тянуть все без разбору. Некоторые западные кинематографисты полагают, что их маленький зритель должен знать все обо всем. Я вижу в этом не смелость художника, а его нравственную всеядность. Специфика искусства для детей была, есть и будет. Но она не в том, чтобы «приседать перед аудиторией на корточки», не в упрощении сюжетов, конфликтов, характеров, а в ясности художественной формы, в простоте, которая с таким трудом дается в искусстве».

Кира Парамонова, доктор искусствоведения, профессор:

«Вовсе не страшно, если дети в хорошем, полном глубоких мыслей фильме не все поймут. Раз перед глазами юных зрителей развернется настоящая жизнь, показанная умным художником в ярких образах, то пусть при этом будет частично не понята какая-то авторская мысль, — все равно, как истинное произведение искусства такой фильм сделает их духовно богаче, раскроет новые аспекты действительности». Марк Донской, кинорежиссер: «В нашей стране литераторы и работники искусств имеют право творить свои произведения на благо людей. Но мы лишены права создавать фильмы, пропагандирующие войну, расизм, насилие, секс, «фильмы ужасов» или ленты, отравляющие души отчаянием и неверием в свои силы, в силы добра»...

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.