search icoico arrow

По псевдослучайному закону

Выбор из огромного количества вопросов для участников Одесской городской Олимпиады по Интернету среди школьников производился программой-генератором псевдослучайных чисел. Генератора случайных чисел нет и быть не может - это философский нонсенс. Какая-то закономерность как в выборе вопроса, так и в самом факте появления Олимпиады есть. Но уловить ее мы пока в силах.

Педагогическая концепция

Наша Олимпиада - по Интернету в двух смыслах, можно сказать "в квадрате". Это не Олимпиада по какому-то предмету знаний, задания которой рассылаются по электронной почте или решаются в он-лайне на сайте. Это Олимпиада по умению, искусству пользоваться Интернетом.

Что же является таковым? На этот вопрос могут быть разные ответы. Мы перебрали много и выбрали один без претензий на "истинность". Мы решили, что одесские школьники будут соревноваться в умении найти в Интернете любую, самую неожиданную информацию, из самых разных областей знаний.

Из документов Олимпиады:

ЦЕЛИ

Пропаганда Интернета не как развлечения, а как инструмента получения и распространения научно-технической и гуманитарной информации. Выявление и поощрение талантливых школьников, умеющих использовать Интернет для решения практических задач

КТО МОЖЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

Учащиеся школ (в том числе лицеев, гимназий и т.п.). Уровень сложности заданий предполагает старшеклассников, но правила не запрещают участие школьников любого возраста.

Вопросы сочиняли известные не только в Одессе игроки в "Что? Где? Когда?" и "Брейн Ринг": Борис Бурда, Роман и Ирина Морозовские, Константин Кноп и другие. Кроме телевизионных, эти игроки активно и регулярно играют и в другие, неформальные формы интеллектуальных игр. Среди них есть и игры по Интернету. Сочинителям вопросов для них постоянно приходится решать противоположную задачу: создать вопрос, ответ на которой нельзя найти по Интернету (или трудно в отведенное время). Они знают общую информационную ситуацию Сети, а иногда у них и остаются в качестве "отходов" вопросы, на которые ответ находится.

После долгих раздумий мы все же решили, что основным нашим контингентом являются будущие профессионалы и включили в программу Олимпиады одно (из восьми) задание на простейшее web-программирование. Структура оценок была продумана так, чтобы выиграть мог и тот, кто не пытался делать это задание, но успешно справился с остальными. Так и поступил школьник, занявший второе место. То есть знание принципов DHTML и минимального числа команд java-script давало определенное, но не решающее преимущество. Все победители Олимпиады поступили в вузы на компьютерные специальности, кроме этого самого второго - он пошел в гуманитарный вуз. А для остальных лауреатов Олимпиада явилась хорошим тренингом в области не только Интернета, но и общей культуры.

Из документов Олимпиады:

ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ЗАОЧНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ

2 коротких вопроса на знание технологии и истории Сети (предполагается именно знание, или минимальное пользование источниками);
4 задания разной сложности из разных областей знаний, предполагающих поиск по Сети;
одно задание на поиск по Сети, предполагающее знание английского языка в процессе поиска (формулировка задания также может быть на английском);
максимальная сумма баллов за выполнение этих 7 заданий - 100;
дополнительное задание на реализацию динамического HTML - 28 баллов.
Важной педагогической задачей Олимпиады мы считаем приучение детей к регулярному пользованию электронной почтой, каждодневной проверке своего почтового ящика, ответам на письма. Электронная почта выделяется из всех остальных интернет-сервисов. Всякие WWW, чаты, форумы и прочие он-лайновые штучки в значительной мере являются развлечением (о чем убедительно свидетельствует трафик порносайтов и игровых сайтов). Серьезные, "непорнушные" пользователи онлайновых сервисов тоже постепенно становятся особым социальным образованием - маргинальным (профессиональным) информационным сообществом. Рост числа пользователей онлайновых сервисов в мире замедлился. Но электронная почта все больше входит в жизнь в качестве инструмента деловой - для бизнеса - и личной переписки. Если он-лайн более тяготеет к уделу профессионалов, то электронная почта - к массовому средству связи. Поэтому мы считаем ее в перспективе неотъемлемой частью общей культуры, также как умение писать (адрес на конверте), звонить по телефону, водить автомобиль, пользоваться компьютером. С момента регистрации до церемонии вручения призов Олимпиада длилась для участников более двух месяцев. Все это время оргкомитет строил работу так, что участник, не проверивший сегодня свою почту, терял какие-то подсказки, условия, терял время и, в итоге, шансы. Для детей возраста 14-16 лет два месяца - педагогически обоснованный термин обретения привычки.

К педагогическому слою Олимпиады следует отнести и наши планы собрать виртуальных участников в "живое", очное сообщество. Во всех информационных материалах о будущей Олимпиаде указывался только один способ входа в нее: URL сайта детского клуба "Смайлик". На сайте был подробный рассказ о клубе и среди него - кнопка выхода на сайт Олимпиады. Затея удалась: 8 из 11 победителей после Олимпиады вошли в "ядро" клуба, а примерно 30 участников посещали клуб время от времени. Клуб имел отдельное помещение и статус при госучреждении образования.

Еще один слой: возможность участия в Олимпиаде детей из малообеспеченных семей. Такие существуют, это вопрос личного выбора. Недорогой компьютер стоит не больше холодильника или стиральной машины, а стоимость услуг провайдера гораздо меньше, например, средних затрат населения на спиртные напитки. Мы просчитали, что на регистрацию требуется не более 10 минут времени, а на решение всех заданий - не более 5 часов. Зарегистрироваться, конечно, нужно было "за свой счет". Но после этого каждый зарегистрированный участник мог бесплатно получить две 3-х часовых интернет-карточки "авансом", но по очереди - после расходования одной получить другую. Эта информация была на сайте и в электронных письмах подтверждения регистрации. Никаких "доказательств бедности" для этого не требовалось. Участник приходил в Детский культурный центр Жовтневого района (он расположен в центре города, в удобном транспортном узле), называл свою фамилию, работник ДКЦ сверялся со списком, делал в нем пометку и выдавал карточку.

Наконец, мы совместно с городским управлением образования приняли решение, что победителями Олимпиады считаются и школы, в которых учатся победители. Причем независимо от того, оказывала ли им школа помощь. Управление образования, как всегда нищее, не внесло в Олимпиаду ни цента, но оно сделало то, что могло: несмотря на общественный статус и неофициальность Олимпиады, школам это было "засчитано в показатели". Мы вычислили сумму баллов участников от каждой школы города, победителем оказалась Мариинская гимназия.

Из документов Олимпиады:

Примеры вопросов по одному из разных категорий сложности. (Выбор вопросов производился генератором "случайных" чисел то есть этот "комплект" мог попасться любому участнику)

Призы

Победитель получил новенький, современный на тот момент компьютер, второй лауреат - лучшую марку модема и 100 часов Интернета, третий - дорогую книгу и 50 часов, еще 8 призеров очного тура - по 25 часов доступа в Интернет. С самого первого объявления о будущей Олимпиаде мы старались пользоваться олимпийским принципом: главное не победить, а участвовать. Мы обещали хоть минимальные призы всем активным участникам. Дипломы лауреатов, в которые были полиграфически "встроены" 3-х часовые интернет-карточки, они были заготовлены на 62 человека, это почти 70% всех участников, не считая 11 главных призеров. Эти дипломы были торжественно вручены каждому, кто хотя бы попытался ответить на хотя бы половину вопросов, даже если все ответы были неверными. Не все дети пришли на церемонию вручения призов. Кому-то еще выдавали после, разослав по электронной почте указания о месте получения, но некоторые так и не пришли. Число призов оказалось избыточным, что и было задумано: с запасом.

Сверх того, первая тройка победителей получила по лауреатскому диплому с подписями и печатями ректора Одесского государственного университета, а следующие восемь лауреатов - дипломы ректора Южно-Украинского педагогического университета. Олимпиада не была официальной, потому формально эти дипломы не давали льгот для поступления в вуз. Но на торжественном вручении призов ректор "педина" и декан "мехмата" лично заверили ребят, что их помнят и ждут. По тому самому псевдослучайному закону все дети поступили на "бюджетные" - бесплатные отделения.

Как это было?

Старт Олимпиады для детей - это почти финиш для организаторов. Оргкомитет напряженно работал в течение полугода до старта.

Из документов Олимпиады:

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ.
Первый тур Олимпиады - заочный, проводится по Интернету. Для победителей первого тура будет проведен второй, очный тур.
Вы можете не спеша ознакомиться с правилами (рекомендуем сохранить их на своем диске и прочитать повнимательнее).
Если Вам непонятны правила, Вы можете еще до старта получить консультацию, написав по адресу .
Регистрация участников - заполнение анкеты в режиме ON-LINE (только по Интернету). В процессе регистрации участник вводит в анкету свои realname и password, которые после старта используются для его идентификации.
Каждое действие участника: ознакомление с правилами, регистрация, получение задания (заданий), отсылка решений каждого задания может быть выполнено в разных сеансах связи, в пределах времени проведения заочного тура Олимпиады:
Регистрация начинается 15 января 2000 года и заканчивается 31 января 2000 года.
С момента регистрации Вы становитесь участником Олимпиады и начинаете выполнять первое, общее для всех задание: регулярно проверять свою электронную почту, ожидая приглашения к старту.
С момента отсылки Вам приглашения к старту вы имеете возможность В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ НЕДЕЛЬ в удобное для вас время стартовать: получить задания Олимпиады и прислать ответы на них. По истечении этого срока возможность старта прекращается.
Всего будет предложено 8 заданий разной сложности. В некоторых задачах участник сможете выбрать один из предложенных вариантов ответов, в других - придется вписывать (а лучше - вставлять из текстового файла) свой текст ответа.
В тексте каждой задачи указано время на ее решение: от нескольких минут до нескольких часов. Не позже этого времени с момента старта, участник должен опять оказаться на сайте, ввести realname и password и ответить на вопрос (вопросы).
По выбору участника, он может получать задания и по одному, и по несколько, а также получить сразу все задания. Но ответить или послать решение каждого нужно за время, указанное в тексте задания.
Участники не обязаны решать все задания. Победители заочного тура определятся по сумме набранных баллов, максимальное число баллов за каждое задание содержится в его тексте.
Победители заочного тура получат по электронной почте приглашение на очный тур.

Мне кажется, из этих правил все ясно, и все точно так и было. Следует только добавить, что невезучих участников ждал приятный сюрприз. На случай (опять случай!) обрыва связи или сбоя пользовательского компьютера во время отсчета времени решения задачи, каждому давалось по ДВЕ попытки.

Как найти будущих участников?

К моменту начала работы над Олимпиадой мы уже владели многолетним педагогическим опытом дистантного образования, из которого, в числе прочего, следует: если действие происходит в пределах одного города, то детей нужно искать как угодно, но... не по Сети. Почему это - я не знаю. Я знаю, что это так, из эмпирического опыта. Информация о будущей Олимпиаде была размещена в большинстве одесских газет, передана по радио и телеканалам. Положение об Олимпиаде с печатью Южно-Украинского педагогического университета было размножено в виде брошюры и разослано по всем школам города через районные отделы образования, в качестве "текущего документа". В брошюре было два отрывных листа, которые были сверстаны как объявления, чтобы их вырезать и повесить в школе. Все это рассчитано на то, что информация дойдет до детей через родителей и учителей. Сами дети, будем честными сами с собой, газет не читают, а на ТВ и в Сети смотрят... совсем другое. Предварительный прогноз о числе участников Олимпиады, очень важный для определения нужного числа вопросов, оправдался с точностью 6%.

Проблема виртуальности

Одна из самых сложных организационных проблем, на решение которой было затрачено много сил, это частное проявление общей для всей Сети проблемы границы между виртуальным и реальным миром. Зарегистрироваться и блестяще решить задания Олимпиады по Сети мог ведь и не школьник, а большой усатый дядь. А невинный ребенок мог бы явиться в реале за получением симпатичной железяки сметной стоимостью 750 долларов (еще и заниженной: фирма-спонсор предоставила компьютер по оптовой цене).

Прежде всего, в правилах Олимпиады было четко указано: все сведения в анкете регистрации должны быть настоящими. По мере поступления заполненных анкет сотрудники ДКЦ обзванивали по телефону школы и выясняли, существует ли в них такой ученик. Если возникало хоть малейшее сомнение, "подозрительному" участнику высылалась по электронной почте просьба принести в ДКЦ справку из школы.

На очный тур участники, точнее - уже победители, обязаны были явиться со справкой из школы с фотографией, так, чтобы печать школы был оттиснута на части фотографии.

И, наконец, самое главное: вообще весь второй - очный тур был нужен в основном для того, чтобы определить, самостоятельно ли ребенок решал задания сетевого тура.

Поскольку все члены жюри - профессура и преподаватели вузов, то задача была для них несложной и решаемой с очень большой достоверностью. Система оценок и внутренний регламент работы жюри были построены так, что баллы очного тура не имели решающего значения для ПОБЕДЫ, но могли иметь решающее значение ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ. Таких крайних мер применять не пришлось. Видимо, виртуальные личности "просекли" серьезность нашей работы и отсеялись еще в процессе регистрации. Из 130 заполнивших анкету в Олимпиаде участвовали только 106, остальные 24 сами куда-то исчезли.

Очный тур


Кроме решения проблемы виртуальности у очного тура были и второстепенные задачи "пиаровского" и культуртрегерского плана. В компьютерном классе механико-математического факультета Одесского государственного университета за три часа участники должны были найти и оформить в виде веб-страницы информацию по истории Одессы. Об этом они были предупреждены за три дня, то есть могли делать домашние заготовки. В последний момент была точно задана тема - общая для всех участников: личность, биография и историческая роль видного государственного деятеля Российской Империи Иосифа де Рибаса - того самого, чьим именем названа знаменитая улица Дерибасовская. Член жюри, доктор исторических наук Андрей Добролюбский - автор нескольких монографий и большого числа научных статей по этому вопросу. Получилось красиво, особенно для журналистов.

Подробности

Те, кто интересуется всеми организационными и другими частностями, могут посмотреть сайт olymp.odessa.ua. На нем есть не только положения и официальные документы, но и хронологический дневник, календарь олимпиады, копии всех писем, которые получали участники по рассылке электронной почты, и, конечно, список победителей, таблицы баллов всех участников и многое другое.

Ресурсное обеспечение

Из документов Олмпиады:

Организаторы и спонсоры:
Ассоциация пользователей сетей телекоммуникаций "Сети без границ"
Южно-Украинский педагогический университет им К.Д.Ушинского
Институт математики, экономики и механики Одесского государственного университета
Инновационно-ипотечный центр (директор - Борисов Олег Григорьевич)
Фирма-провайдер Интернет "Пако линкс интерненшнл"
Детский культурный центр Жовтневого района г. Одессы

Эту Олимпиаду создал случай. Саму идею и словосочетание "Олимпиада по Интернету" породил одесский предприниматель Олег Борисов в разговоре с тогдашним председателем ассоциации "Сети без границ" Эдуардом Беловым. Борисов предложил материальную поддержку в форме спонсорства. Белов собрал нас и спросил: "Сделаем?". Мы и сделали.

Наша организация "Сети без границ" является общественной в дореволюционном смысле этого слова. Мы - это не более чем небольшая группа энтузиастов, посвящающих часть своего досуга полностью бескорыстной общественной деятельности. У нас нет ни офиса, ни банковского счета. Слово "волонтеры" по отношению к нам тоже неуместно, так как мы не получаем никакой материальной компенсации, а наоборот, привносим в организацию кроме своего труда еще и материальные ресурсы в натуральной, не денежной форме (например, такие мелочи, как бумага для протоколов или отпечатки принтера, а из мелочей накапливается). Именно на таких основаниях действовали оргкомитет и жюри Олимпиады, создавалось программное обеспечение, рабочие документы, и делалось еще многое другое. Так работали, например, такие активисты Ассоциации, как: автор программного обеспечения Юрий Семенов; заведующий кафедрой информатики Южно-Украинского педагогического университета, кандидат технических наук, Игорь Мазурок; заведующий кафедрой истории того же вуза, доктор исторических наук, профессор Андрей Добролюбский; декан факультета прикладной математики Одесского государственного университета, кандидат технических наук Сергей Шумихин; технический директор фирмы "Пако линкс" Олег Левченко, системные администраторы серверов Александр Иванов и Игорь Хасилев и многие другие. Дизайн сайта Олимпиады изготовили школьники и студенты - члены детского компьютерного клуба "Смайлик". К сожалению, мы не могли допустить их до оформления дизайна "задачной" части из соображений конфиденциальности: они ведь могли быть и участниками или иметь среди участников друзей. Взрослого художника-альтруиста среди нас не нашлось, потому эта часть дизайна предельно функциональна, без украшений.

Самая дорогостоящая часть проекта - сочинение вопросов. Нам удалось уменьшить ресурсные затраты, используя западную "волонтерскую" модель работы некоммерческой организации. "Вопросники" работали "с компенсацией" и "по бартеру", в качестве обменного средства использовались часы Интернета от спонсора-провайдера.

Третий слой создателей Олимпиады - работники государственных учреждений образования, прежде всего Детского культурного центра Жовтневого района (бывшего Дома пионеров), которым это было вменено в служебные обязанности. Так, например, производилось распространение информации об Олимпиаде по всем школам города, проверка "виртуальности" участников.

Наконец, использовались материальные ресурсы. Призы для победителей, включая первый - компьютер, спонсоры привезли прямо на церемонию вручения и сами вручили. А площадку для церемонии вручения призов, один из лучших залов Одессы, - Золотой зал Литературного музея - администрация музея предоставила бесплатно. Спонсоры оплатили по безналичному расчету высококачественную полиграфию полноцветных дипломов лауреатов, а эскизы этих ярких и памятных бланков сделали одесские неформалы -"граффитчики", бесплатно. После вручения призов состоялась пресс-конференция, и на нее спонсоры "выставили" ящик шампанского и конфеты. Кстати, мы не оплачивали рекламную площадь и время в СМИ: все крупные одесские газеты и телеканалы опубликовали объявления о будущей Олимпиаде бесплатно, несмотря на то, что в них перечислялись названия фирм-спонсоров.

Ни цента "кэша" - денег в наличной форме - во всем процессе Олимпиады не использовалось.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.