search icoico arrow

По волнам современной информатики

Приятно видеть, какое большое внимание на всех управленческих уровнях уделяется воспитанию у нового поколения информационной культуры. Для этой цели выделяются большие финансовые средства, разрабатываются новые программно-методические комплексы, в школы поставляется новая компьютерная техника, появляется доступ в Интернет, происходит активное обучение учителей. Это хорошо и приносит ощутимый эффект. Но всегда ли достаточно такого воздействия сверху? Хочется на частном примере рассказать о роли администрации отдельно взятой школы в развитии информационных и интернет-технологий (ИИТ).

Я работаю заведующим лабораторией в НИИ РАН. Школа для меня не только место для дополнительной работы. Это и хобби, интересное и познавательное. Все, что узнаю в институте, я передаю школьникам. Им это интересно и мотивирует к углубленному изучению информационных технологий. С другой стороны, я вместе с детьми изучаю новые технологии, углубляю свои знания. Все это использую в работе в НИИ.

Название статьи определяет мои внутренние ощущения. За время работы в школе. По волнам … То вверх, то вниз. Ощущение удовольствия от работы и получаемых результатов, от планов, которые активно претворяются в жизнь, сменяется разочарованием, когда все это разрушается.

В качестве примера остановлюсь на последней волне. Я пришел в гимназию во время приобретения первого класса IBM -совместимых машин. У учеников и учителей уже был опыт работы в телекоммуникационных проектах. Но работа велась на одном компьютере, подключенном к Интернет.

Работа с компьютерным классом позволила интенсифицировать проектную деятельность и органично ввести ее в образовательный процесс. Этому способствовали два фактора. Во-первых, я окончил курсы тьюторов в Московском центре интернет-образования, что позволило систематизировать и дополнить имеющиеся ранее знания и методы их преподавания. Кроме того, я попал в выпуск, где обучались многие победители региональных конкурсов "Учитель года". Это были интересные, горящие люди, переполненные идеями. Освоив технологии, они смогли за короткий срок реализовать многие свои замыслы на высоком уровне. Общение с ними много дало мне как специалисту, наполнило полезными идеями и дало возможность передавать их другим учителям на курсах в Региональном центре интернет-образования (РЦИО).

Второй фактор — гимназия, в которой ученики, учителя и, главное, администрация были готовы к интенсификации информатизации учебного процесса и освоению НИТ. Директор (директор года, учитель русского языка) и завуч (учитель года, Лидер в образовании, учитель литературы) окончили ряд курсов повышения квалификации в области ИИТ, включая курсы РЦИО. Они научились создавать сайты и могли вести предметное обсуждение вопросов развития школьного сайта. Руководили телекоммуникационными проектами.

Одним из направлений учебной деятельности гимназии являлось углубленное изучение информационных технологий. Для этого в специализированных классах было выделено в неделю по четыре урока на человека, включая элективный курс по сайтостроению.

Техника также соответствовала поставленным задачам. Гимназия вошла в число победителей конкурса "Школа века", и Администрация города подарила ей второй современный компьютерный класс. Дирекция гимназии всемерно поддерживала модернизацию и развитие компьютерного парка. Установили выделенную линию к сети Интернет. Для учителей оборудовали медиацентр — просторный кабинет с современными компьютерами, принтерами, сканером. С любого учительского места всегда, а с ученических мест по разрешению учителя, был открыт скоростной доступ к Интернет. Для учителей постоянно проводились курсы повышения квалификации по использованию компьютерной техники и интернет-ресурсов в работе. Ввели ставку завуча по информационным технологиям.

В текущем году планировалось обновить всю технику в компьютерных классах, а прежние компьютеры поставить в остальные учебные кабинеты, подсоединив их к общей локальной сети и Интернет. Для управления создаваемым школьным информационным пространством была заказана набирающая популярность программа NetSchool и освоена ее демонстрационная версия. Использование такой программы в школе, где компьютеры стоят в каждом кабинете и где есть скоростное соединение с Интернет, смогло бы перевести образовательный процесс на качественно новый уровень, сделав школу эталонной для Дальнего Востока, и не только.

Согласованная деятельность и увлеченность дирекции и учителей положительно влияла на учеников. Трудно представить, чтобы весной ученики выпускного класса, которые уже и на уроки не всегда ходят, сидели бы до позднего времени в компьютерном классе, выполняя очередной телекоммуникационный проект. Но это было.

Интересно отметить, как знания и умения, полученные учителем, переходили к ученикам. Обучаясь на курсах ЦДО Эйдос, я выполнил задание по созданию дистанционного урока. В разделе методики на школьном сайте была помещена инструкция из четырех страниц. По этому заданию моим ученикам в дальнейшем предлагалось совершить виртуальное путешествие по родному краю в сети Интернет. Адреса давались как явные, так и неявные, по названию организаций или темы исследования. Поощрялся самостоятельный дополнительный поиск информации. Во время путешествия ученики должны были найти интересную для них тему. Это могла быть широкая тема (растительность, религия, народонаселение) или узкая (цеолиты, женьшень). Эту тему нужно было согласовать с учителем-предметником и выбрать из нее разделы, которые смогут в будущем пригодиться на уроках. По собранному материалу писались рефераты, которые защищались на конференции. Следующим этапом было дальнейшее сжатие полученной информации и создание на ее основе электронной презентации.

Затратив порядка двух часов на разработку данного задания, я обеспечил самостоятельную работу целому классу в течение месяца. В результате получено много методических пособий и значительно вырос опыт учеников по целевому поиску и обработке информации, по работе в группах. Но полученный опыт принес успех и в дальнейшем. Когда Воронежский педуниверситет объявил о трехмесячном дистанционном конкурсе "Виртуальная экскурсия по родному краю", мы смогли подключиться к нему только за две недели до окончания. Не смотря на это, наши ученики заняли первое и второе места, выиграв в соревновании с командами Москвы и Санкт-Петербурга в том числе. В это время класс был на карантине, дети работали самостоятельно, обмениваясь информацией между собой и со мной по электронной почте. Так умения учителя перешли в умения учеников, сначала в учебные умения, а затем в реальные результаты конкретного проекта.

Были интересные проекты и ранее. Дети разных возрастов участвовали в международном телекоммуникационном проекте Millennium Art Gallery . По условиям конкурса требовалось создать триптих "Прошлое. Настоящее. Будущее", написать к нему художественный текст, создать интернет-страницы и поместить в виртуальную галерею. В конкурсе принимало участие 235 школьников из России и Америки. Наша гимназия выставила 16 участников. Из них 8 человек стали призерами в различных возрастных группах. А в младшей группе вся группа победителей состояла из наших учеников. Это особенно ценно, так как победителей определяли в основном американские художники.

Последним интересным проектом стало участие старшеклассников в отборочном туре 1-ой международной веб-олимпиады по созданию сайтов для коммерческих структур. Об этом случае, когда выпускники сидели в компьютерном классе до позднего времени, я упоминал ранее. Американская фирма предоставила свой сервер для размещения сайтов. Международная академия сервиса и продаж курировала проведение олимпиады, выдавала победителям сертификаты и материальные призы. Взрослые решали свои проблемы с сетевым маркетингом по распространению конструкторов сайтов, а дети с удовольствием окунулись в реальный мир. Они с одинаковым интересом делали сайты для школ, магазинов, фирм, для детских садов и центров помощи детям, для тех, кому за 30 и для благотворительных проектов церкви.

Кроме специализированных книг и дисков с программами, Международная академия выделила дополнительное финансирование для награждения призеров - до $100 за первое место. Это было приятным дополнением к интересной работе. Некоторые участники получили приглашения для поступление в вузы без экзамена по профилирующему предмету. Из ребят сформирована городская команда для дальнейшего участия в международной олимпиаде. Главный результат — ребята тесно соприкоснулись с реальностью. С конкретными заказчиками, требованиями, сроками, проблемами. Это существенно отличалось от работы по созданию учебных сайтов. Есть и более конкретные результаты. Победитель веб-олимпиады получил из Америки коммерческий заказ на изготовление сайта. А с другими участниками, сумевшими привлечь клиентов, фирмы заключили договоры о сотрудничестве на возмездной основе. Считаю такую деятельность очень важной в предпрофессиональной подготовке школьников.

Возвращаясь к началу, хочу напомнить, что собирался описать последнюю "волну". После долгого подъема произошел резкий спад. В гимназию назначили нового директора, не имеющего знаний и подготовки в области информационных и интернет-технологий. В результате сменились многие приоритеты. Ребят, победивших в описанном ранее отборочном туре международного конкурса, долго не отпускали на награждение по причине проводимого субботника. Уменьшилась, а затем полностью прекратилась оплата работы в Интернет. Медиацентр для учителей, создание которого стоило немалых средств, передали под кабинет английского языка. Как следствие, из гимназии начали уходить специалисты. Уволился завуч по информационным технологиям, за ним — системный администратор локальной сети, выпускник профессионального вуза. Ушел и я.

До тех пор, пока развитие информационных технологий в школе будет зависеть не от деятельности учителей и результативности учеников, а от прихоти администрации и попечительского совета, такая дорогостоящая деятельность, как информатизация образования, в большинстве школ не получит должного развития.

Учителя смогут быть не менее полезными и в Региональном центре интернет-образования, и в институте усовершенствования учителей, и в других школах. Но за детей обидно. Они хотят, могут и имеют право быть готовыми к жизни в современном информационном мире. Обеспечить это право должны, на мой взгляд, муниципальные и региональные органы управления образованием, основываясь на комплексной результативности образовательных учреждений.

В последние годы ученики гимназии постоянно занимали призовые места в российских и международных конкурсах и проектах. Хочется надеяться, что мы в будущем снова о них услышим. Ведь за спадом всегда идет подъем. И воспитанию у выпускников школ информационной компетентности, информационной культуры уделяется в обществе все больше внимания.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.