search icoico arrow

Почему семинары бывают неэффективными?

Почему семинары бывают неэффективными?

В последнее время тренинги становятся все более популярными. Одни стимулируют личностное развитие, другие помогают приобрести навыки, необходимые при решении конкретных задач, третьи направлены на повышение эффективности всякого рода деятельности. Круг обсуждаемых вопросов чрезвычайно многообразен: забота о здоровье, правильное выстраивание отношений с людьми, успешная организация продаж, управление кадрами, разрешение конфликтных ситуаций, обучение разным направлениям современной психологии и т.д.

Тренинги посещают бизнесмены и домашние хозяйки, психологи и врачи, педагоги и студенты, политики и спортсмены, то есть представители всех профессий с самыми разными интересами и уровнем образования. Конечно, цели посещения семинара-тренинга у слушателей разные: изменить и научиться управлять собственным физическим и психологическим состоянием, как можно быстрее увеличить прибыльность бизнеса или научиться долгосрочному планированию, успешно провести переговоры или достичь взаимопонимания в кругу семьи, повысить уровень профессиональной подготовки или просто пообщаться, узнать что-то новое и интересное.

На сегодняшний день здесь имеется огромное количество предложений от тренинговых фирм на проведение семинаров. Причем подобные услуги оказывают как компании, основным профилем которых является организация краткосрочных и длительных обучающих программ, так и просто специалисты, которые сами достигли больших успехов в какой-то области деятельности, накопили огромный опыт и готовы поделиться своими открытиями с другими.

И, несмотря на многообразие семинаров, отвечающих самым разным запросам и рассчитанных на самые разные аудитории, на наличие большого числа квалифицированных тренеров, тренинги бывают неэффективны.

Баланс теории и практики

Довольно крупное рекламное агентство наняло известного тренера для проведения семинара, разрешающего некоторые структурные проблемы взаимодействия производственного и дизайнерского отделов. Весь трехдневный семинар состоял в презентации различных моделей из теории организации, менеджмента и прочих смежных дисциплин, которые хорошо известны любому прилежному студенту экономического вуза. Руководство компании, заказавшее семинар, было весьма озадачено, поскольку ожидало, что будут найдены и апробированы практические пути разрешения возникших проблем.

Другой пример. Одному из подразделений крупного банка, перед которым стояла задача привлечь новых клиентов, необходимо было увеличить процент заключения успешных сделок. Пригласили команду тренеров, которые, собрав информацию о текущем состоянии дел, выделили ряд практических навыков, овладев которыми, персонал достигнет намеченной цели. Слушатели же не смогли увязать отдельные навыки в какое ни на есть подобие системы.

Теория без практики не формирует нужных навыков. Практика без теории не позволяет взглянуть на проблему в целом.

Количество или качество: что важнее?

Сеть фирменных спортивных магазинов заказывает семинар, целью которого является повышение эффективности продаж. Приглашенный тренер посчитал важным уделить внимание непосредственно процессу взаимодействия продавца и покупателя, поскольку часто именно от того, как продавец организует продажи, зависит решение покупателя. Программу тренер построил как постоянный поток передачи практических навыков, которые повышают результативность сбора информации о потребностях человека, пришедшего в магазин, и презентации товара как таковой.

После окончания тренинга руководство компании в течение двух недель собирало статистику. Результаты были ошеломляющими - падение общего объема продаж на 20\%.

Неужели тренер не смог научить продавцов грамотно продавать товар? Или полученные знания просто не подходили данному типу торговли? Ответ нашелся довольно скоро. Его дали сами участники тренинга. Им было трудно вспомнить, какой из навыков и в какой ситуации нужно применять, какие нюансы следует учесть, что делать, если возникают сложности с использованием данного приема; все это очень сильно мешало сосредоточиться непосредственно на процессе продажи. Между тем, о полном усвоении материала можно говорить только тогда, когда прием станет частью автоматического поведения.

Итак, если вы как тренер планируете практическую часть своей тренинговой программы, то полезным будет дать только то количество нового материала, которое участники в состоянии усвоить за время занятий. Тогда гарантировано, что новые стратегии, которые вы встраиваете в поведение слушателей, будут работать с полной отдачей.

Можно ли быть сапожником без сапог?


Очередной пример. Бизнес-семинар для менеджеров высшего звена, который освещает вопросы управления персоналом в крупных компаниях. Собрались серьезные деловые люди, сумевшие уже достичь определенного профессионального успеха. Каждый из них имеет богатый многолетний управленческий опыт, решал задачи, требующие неординарного подхода. Начался семинар. Первые вопросы аудитории к тренеру были примерно следующие: Менеджером или руководителем какой компанией лично вы являетесь? Какой у вас управленческий опыт? Какие ваши собственные подходы и методы приносят максимально весомые результаты? Участникам семинара необходимо было убедиться в компетентности (по их меркам) пришедшего обучать.

Еще хуже обстоит дело, когда тренер по искусству публичного выступления и работе с аудиторией говорит о необходимости, обращаясь к аудитории, чувствовать себя уверенно и спокойно. При этом являет собой образец неуверенности. Или рассказывая о том, что не существует "трудных" клиентов, а есть недостаточно гибкий тренер, тут же "виртуозно" превращает всю аудиторию в одного большого "трудного" клиента.

Не менее интересны семинары, обещающие научить счастливым семейным взаимоотношениям и ведомые трижды разведенными дамами бальзаковского возраста. Или тренинги по решению школьных педагогических проблем, которые проводят люди, имевшие отношение к системе образования только в подростковом возрасте.

Имидж тренера: дань моде или реальная необходимость?

Тренер должен постоянно помнить мудрую пословицу: встречают по одежке, а провожают по уму. Если главная ваша специализация, к примеру, бизнес-семинары, то появление в аудитории, для которой зарабатывание денег перестало быть первоочередной задачей, без внешних атрибутов, символизирующих высокий доход (хорошая одежда, иномарка и т.д.), может изначально обречь семинар на провал.

А дело в том, что прежде всего, сознательно или подсознательно, мы ищем в самом ведущем подтверждения правильности его теории и методов. И если на семинаре речь идет о финансовом благополучии, а во время обеда все участники на иномарках едут в хорошие рестораны, а тренер пешком идет закусывать в ближайшую забегаловку, то возникает резонный повод усомниться в действенности предлагаемых тренером методов.

Есть ли совершенные тренеры?

И последнее, что хочется отметить. Высококвалифицированные тренеры, которые уделили достаточно внимания всем отмеченным моментам, становятся настоящими мастерами своего дела. Их тренинги всегда эффективны. Хотя... Пока мастер только становится мастером, он внимательно отслеживает все происходящее во время занятий: как слушатели воспринимают материал, как запоминают, насколько удачно используют приобретенные навыки в дальнейшем. Но постепенно внимание и контроль над ситуацией ослабляется. При этом меняется жизнь вокруг, меняются люди, а мастер, безусловно, достигший определенного уровня совершенства, не замечает происходящих изменений и останавливается в развитии. Успех тренинговой деятельности напрямую зависит о постоянного профессионального и личностного совершенствования.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.