search icoico arrow

Подходы к психологической подготовке преподавателей высшей медицинской школы

Подходы к психологической подготовке преподавателей высшей медицинской школы

Одна из главных целей современного высшего (и медицинского в том числе) образования состоит в том, чтобы посредством различных форм обучения и воспитания подготовить студента к плодотворному творческому участию в жизни общества и деятельности в сфере здравоохранения. Современный медицинский специалист должен не только адаптироваться к стремительным социальным переменам, но и уметь практически оценить происходящее и наметить пути дальнейших преобразований в сфере деятельности и в своей жизни. Следовательно, высшее образование должно создавать условия для формирования свободной личности, общения, понимания других людей, наконец практических действий и поступков человека, то есть для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности. В контексте такого понимания целей высшего образования преподаватели должны создавать условия и выбирать такие средства и технологии, которые обеспечат личностный рост обучаемых и самоактуализацию субъектов взаимодействия. В этой связи выдвигаются высокие требования к психолого-педагогической подготовке самого преподавателя.

Таким образом, нынешняя парадигма высшего образования выдвигает объективную потребность в специальной психолого-педагогической подготовке и переподготовке преподавательских кадров для высшей медицинской школы. Для осуществления такой подготовки необходима разработка ее методологии, теории и практики с обязательным включением технических, технологических и человековедческих знаний в области педагогики и психологии, адекватных требованиям преподавательской деятельности и субкультуре медицинского образования. Следовательно, современная система подготовки и переподготовки преподавателей высшей медицинской школы должна включать все вышеотмеченные аспекты, исходя из которых, очевидными становятся задачи обучения организаторов и проектировщиков учебного процесса в современном вузе.

Акцентирование внимания в третьем тысячелетии именно на формировании активной, познающей, саморазвивающейся личности выдвигает на первый план формирующуюся в последние годы оптимистическую традицию, получившую наибольшую разработку в рамках гуманистической психологии, и следующие ее принципы:

1) признание права личности быть собой, сохранять свою целостность и уникальности;
2) ориентация на саморазвитие личности, на ее желание творить свою жизнь, быть свободной в выборе решений;
3) принятие ответственности за собственный выбор жизненного пути.

Именно в признании человека как "интерсубъектного" образования заключается основной эвристический потенциал и резерв современного инновационного образования.

Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы актуализируется таким образом реформой и спецификой высшего медицинского образования в целом, предполагающей переход к инновационному образованию, главными принципами которого являются:

а) гуманистическая ориентация преподавателя, воспринимающего студента как личность уникальную, неповторимую, свободную, постоянно развивающуюся;
б) субъект - субъектное взаимодействие студента и преподавателя в образовательном процессе, предполагающее эмоциональную и личностную раскрытость партнеров взаимодействия, психологическую ориентированность на актуальные состояния друг друга, создание "событийности" взаимодействия;
в) приоритет диалогового (полилогового, развивающего) обучения над монологовым;
г) осмысленность и целесообразность, системность действий педагога, основанные на профессиональной психолого-педагогической компетентности.

В высшей медицинской школе оказывается достаточно сложная и парадоксальная ситуация, связанная с тем, что, с одной стороны, педагогической преподавательской деятельностью занимаются специалисты, прошедшие подготовку к медицинской деятельности и не получившие психолого-педагогической подготовки, с другой стороны, преподаватели клинических кафедр сочетают в себе по сути две профессии - практикующий врач и преподаватель. И овладевать этими двумя профессиональными ролями, одна из которых предполагает творчество как непременное условие продуктивности деятельности, а вторая - строгое следование алгоритму (протоколу лечения) оказывается иногда сложно, так как может сложиться ситуация недостаточно хорошего выполнения одной из обозначенных ролей.

Именно поэтому основные психолого-педагогические проблемы профессионально- педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей медицинской школы, по нашему мнению, могут быть связаны:

- во-первых, с выработкой нового стиля управления, новой личностной позиции в образовательном процессе вуза и коррекция в связи с этим профессионально важных качеств личности;
- во-вторых, с формированием нового типа профессионального мышления, помогающего строить картину учебно-воспитательной ситуации в динамике всех ее переменных и использовать инновационные технологии в обучении;
- в-третьих, с приобретением нового стиля коммуникационной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий, направленных на совместное построение проектов и программ;
- и наконец, в четвертых, с прогнозированием развития профессионально важных качеств личности в процессе профессионально- педагогической и психологической подготовки и переподготовки преподавателя вуза и дальнейшей профессиональной деятельности.


Первый этап заключается в психодиагностике всех желающих стать преподавателями вуза. Это могут быть студенты, бакалавры и магистры, аспиранты и соискатели, а также лица, проходящие переподготовку на специальных курсах или факультетах. Задача этого этапа - выявить среди желающих стать преподавателями вуза лиц с явными противопоказаниями, т.е. профессионально непригодных. Условно этот этап можно назвать профессиональной консультацией всех желающих попробовать себя в качестве преподавателя. Индивидуальные характеристики для диагностики профессиональной непригодности к педагогической деятельности можно выразить следующим образом: противопоказания в состоянии здоровья (психического и физического); недостаточная осознанность профессионального выбора; отсутствие психологической предрасположенности к профессии.

Второй этап профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы - этап профессионально-педагогического обучения на получение квалификации преподавателя высшей школы, - по нашему мнению, должен начинаться с диагностики профессионально важных качеств личности (ПВК личности) преподавателей высшей школы. Задачи этого этапа - психолого-педагогическая диагностика и профессионально- педагогическое обучение будущего преподавателя. Сюда же входит коррекция и развитие недостаточно выраженных профессионально важных качеств личности слушателя. На данном этапе формирования преподавателя вуза основными параметрами его подготовки являются профессионально-педагогические знания (составляющие основу теоретической и прикладной деятельности преподавателя высшей школы и служащие фундаментом для выработки умений и навыков) и качества личности, наиболее значимые для профессионально-педагогической деятельности в вузе.

Третий этап должен быть направлен на уточнение наиболее перспективного для каждого преподавателя места приложения сил. Условно его можно назвать этапом профессионально-предметной специализации и профессиональной адаптации педагога.

Данный этап должен начинаться с оценки результатов корректировочного обучения и включать пассивную и активную педагогическую практики, различные виды стажировок, а также саму педагогическую деятельность в течение первого года преподавания в вузе.

Основной задачей этого этапа является выработка конкретных профессионально- педагогических умений и навыков.

Центральное место в психологической подготовке преподавателя высшей медицинской школы, с нашей точки зрения, должна занимать субъективная сторона личностного и профессионального роста (развитие рефлексивного сознания, формирование позитивной "Я-концепции", самоактуализация, самопознание, расширение "психологического поля личности" и самосовершенствование). Для реализации этой задачи мы используем различные методически приемы, среди которых особое место отводим написанию "Личной истории", которая используется для изучения влияния своей личности на профессиональную деятельность. В "Личной истории" преподаватели пытаются представить рефлексивный анализ тех факторов, которые привели их к этому этапу жизни и способствовали формированию как личности. После анализа настоящего положения, основанного на опыте прошлых лет и в результате обучения на факультете педагогики и психологии высшей медицинской школы, преподаватели получают лучшее представление о том, в каком направлении личностного и профессионального роста они будут идти и дальше.

"Личная история" имеет следующую структуру:

1. Какой человек? (включить те факторы, которые повлияли и сыграли какую-либо роль в становлении как личности).
1.1. Влияние семейного воспитания.
1.2. Детство и юность (анализ психосоциальных стадий развития по Э. Эриксону).
1.3. Личная сексуальность.
1.4. Цели на будущее.
1.5. Духовный опыт.
2. Характеристика настоящего жизненного момента.
2.1. Рефлексия настоящего положения жизни.
2.2. Духовная жизнь в настоящем и будущем.
2.3. Планы на будущее.
3. Другие комментарии и наблюдения.

"Личная история" рассматривается нами как работа, в которой представлен рефлексивный анализ личностного и профессионально- психологического становления преподавателя. Развитие личностной рефлексии в профессионально - психологической подготовке преподавателя в конечном итоге поможет решить одну из центральных задач современного инновационного образования - подготовить преподавателя к партнерскому взаимодействию, предполагающему обратную связь, учет своеобразия друг друга, взаимообогащение и взаимооберегание, стремление к наиболее полной актуализации потенциала взаимодействующих сторон в образовательном процессе высшей медицинской школы. R

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.