search icoico arrow

Половое созревание: валеологические принципы его детекции и коррекции

В общей проблеме сохранности репродуктивной способности населения согласно проекту основных положений концепции сохранения и укрепления здоровья населения, основной акцент смещается в сторону совершенствования методов гигиенического обучения и воспитания. Вместе с тем, основываясь на фундаментальных знаниях механизмов полового созревания, можно с уверенностью утверждать, что гигиенический аспект по крайней мере не исчерпывающий.

Природа нарушений, приводящих к изменению темпа и характера полового созревания, представляется в трех ипостасях:

Генетически и онтогенетически заданные аномалии развития.
Пред- и постпубертатные особенности созревания детского организма.
высокая уязвимость критических периодов становления половой системы к факторам внешней среды.
Приведенная классификация основных причинных факторов, приводящих к аномалиям полового развития, а значит, к нарушениям репродуктивной способности, подчеркивает, что гигиенические мероприятия могут быть эффективны только относительно факторов, сведенных в третью группу. Вот почему кажется оправданным методы и средства гигиенического обучения и воспитания не возводить в ранг панацеи для всей проблемы сохранения репродуктивной способности населения, а рассмотреть их в общем комплексе с другими валеологическими подходами.

Механизмы полового созревания значительно дифференцированы для женской и мужской популяций. Это обстоятельство не позволяет нам обосновать конкретные принципы валеологической детекции и коррекции полового созревания для всей популяции в целом. В той же степени сказанное справедливо и относительно возрастных аспектов.

Вот почему мы ограничимся проблемой предупреждения и коррекции полового созревания девушек в период так называемого пубертата, предшествующего становлению овуляторных циклов. Сразу отметим, что именно этот период полового созревания относится к числу наиболее критических, с заметным преобладанием так называемых функциональных форм нарушений (в специальной литературе даже предлагается терминологическая дискриминация этих функциональных форм "перименархеальный дебют" (Д.Е.Шилин, 1996 г.), чтобы подчеркнуть их своеобразие). Гормональная дисфункция подобного типа в рассматриваемом предпубертатном периоде встречается в 3 раза чаще, чем после завершения пубертата.

Возвращаясь к изложенной выше классификации основных причин, приводящих к нарушениям полового созревания, можно отметить, что роль генетических и онтогенетических аномалий в случае становления функциональных нарушений менархе исключается, поскольку функциональные нарушения формируются только при условии неаномальных органных и тканевых структур.

Подчеркнем, что критический период в становлении сбалансированной гормональной функции приходится на возраст 7-10 лет. Период потому и относится к критическому, поскольку он в высокой степени чувствителен ко многим факторам внешней и внутренней среды. Однако программа гигиенического обучения и воспитания, манифестированная в общих принципах концепции сохранения и укрепления здоровья населения РФ, в применении к данному контингенту обучающихся представляется недостаточно адекватной. Более того, сама система организации гигиенического обслуживания, предполагающая главным звеном учреждения медико-профилактического профиля, представляется иррациональной.

Дело в том, что эффективное предупреждение аномального развития пубертата (инвертированный пубертат) может строиться только на фундаменте педагогических технологий, предполагающих в том числе экспертизу индивидуального развития личности.

Конечно, строгая диагностика гормональной дисфункции в конечном счете строится на основе специализированного клинико-лабораторного обследования. Но сквозное клинико-лабораторное обследование практически не выполнимо. Альтернативой этому подходу может быть четко организованная система валеологического контроля учащихся силами педагогических коллективов. Дело в том, что совокупность ряда просто определяемых параметров в достаточно строгой степени предопределяет высокий риск возникновения инвертированного пубертата. Это так называемые признаки ранней манифестации аномалий полового созревания. К их числу в первую очередь относятся следующие:

Заметный росто-весовой скачок, предполагающий формирование нового уровня гормональной регуляции.
Очередность появления вторичных половых признаков, манифестирующих гиперадреногению - основной механизм инвертированного пубертата.
Обычно при физиологическом пубертате рост молочных желез предшествует оволосению лобка, а при инвертированном пубертате последовательность иная. При этом сами вторичные половые признаки начинают проявляться в возрасте 7-9 лет, т.е. на 2-3 года раньше, а период телархе наступает позже.

Совершенно очевидно, что выявить перечисленные проявления можно только при тесном контакте педагогов не столько с учащимся, сколько с его родителями, которые должны быть соответствующим образом подготовлены.

Какой-либо специализированной техники для выявления перечисленных признаков не требуется, что позволяет проводить учет манифестирующих проявлений при соответствующем контакте педагогов, учащихся и родителей.

В не меньшей степени этот контакт важен как в плане предотвращения инвертированного пубертата, так и при его коррекции на самых ранних стадиях.

Мероприятия по предотвращению строятся на следующих принципах. Ведется с учащимися и родителями разъяснительная работа по правилам поведения в случае выявления резких скачков росто-весовых показателей: ни в коем случае нельзя стимулировать объем физических нагрузок, избегать переутомления, не пользоваться сильно обезвоживающими диетами, лишь ограниченно снижать в них степень калорийности, не применять возбуждающих напитков (чай, кофе, алкоголь-содержащие); несмотря на то, что возможны проявления апатичности и сонливости, абсолютно исключены препараты типа антигистаминов и анаболиков. Конечно, более пунктуально следовать правилам личной гигиены, лишь частично ограничить потребление углеводов, исключить острую пищу. Необходимо иметь в виду, что у детей часто на этой почве возникают разнообразные комплексы, толкающие их на резчайшие диетические ограничения, что в еще большей степени усугубляет дисгармонию. Из специальных методов коррекции могут использоваться определенные тренажерные системы (в последнее время с позитивным эффектом используются многообразные вибрационные воздействия), дозированные физические нагрузки (желательно в сочетании с водными процедурами), включение в диету капусты, корнеплодов (ревень), ягод (в частности, калины).

Как правило, перечисленных процедур достаточно, чтобы без последствий преодолеть критический период и только в отдельных случаях стойкой гиперандрогении необходимы консультации специалистов-эндокринологов. Чтобы своевременно обратиться к методам гормональной коррекции, необходимо обеспечить достаточно постоянный контроль за основными признаками, перечисленными выше. Вот почему методы валеологической детекции должны внедряться в практику образовательного пространства в целом, в комплексе с гигиеническими мероприятиями.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.