search icoico arrow

После конференции в разгар карнавала. Размышления о связях с общественностью в образовании

Я всегда была любознательным человеком, и жажда новых впечатлений сопровождала меня в профессиональной жизни также, как тяга к интересному общению. Будучи успешным школьным учителем со стабильной отработанной системой я вдруг начинала заниматься изучением уникального опыта и, преломляя его сквозь призму своей индивидуальности, создавать совершенно отличный от прежнего профессиональный мир. Это требовало гораздо большей самоотдачи, чем воспроизведение имевшегося в распоряжении проверенного образца и провоцировало множество вопросов со стороны: "Зачем? Для чего?"

Наверное, главный ответ на этот вопрос сегодня заключается в том, что познание своей сущности и потенциала возможно лишь через познание иного: человека, опыта, традиции, культуры, — и тем самым себя. Именно поэтому для педагогов, успешно реализующих себя в системе образования, так важно знакомиться с опытом коллег. Этот обменный процесс в значительной мере обеспечивает становление субъекта управления становлением и развитием, начиная от уровня рядового педагога и до образовательной системы.

Внутренние обмены в нашем давнем опыте были более доступны, чем внешние, хотя имели и свои проблемы психологического плана, рассматривать которые в данный момент мы не ставим цели. Однако с нарастанием открытости общества стала расширяться возможность активно осуществлять обмены в образовании и в международных масштабах. Причем первые же опыты изменить официозную традицию в обменах между школьниками даже в рамках бывшей восточноевропейской системы встретило препятствие в виде отсутствия привычки быть в образе самого себя не только у школьников, но и педагогов. Сказывалось давление стереотипов.

Однако инициатива международных обменов в области образования для развития связей с профессиональной общественностью нарастала. Последнее не всегда находило понимание со стороны руководства, так как PR-функция образовательного учреждения и пути ее осуществления еще не была нормой жизни общества в целом и, особенно, образовательной системы. Целенаправленная работа по формированию рынка образовательных услуг и основы для профессионального участия образовательного учреждения в его функционировании еще лишь предстояла.

Сегодня же с утверждением статусности понятия "PR в образовании" любые межрегиональные, в том числе, международные обмены между представителями образовательных систем, однозначно воспринимаются как канал осуществления PR-функции образовательного учреждения и системы образования в целом.

В феврале этого года мне довелось как почетному члену международного научного общества "Фи Дельта Каппа" (секция университета г. Буффало, штат Нью-Йорк) быть приглашенной и принимать участие в ежегодной федеральной конференции США "Лидерство в меняющемся мире", проводившейся в Новом Орлеане, штат Луизиана, почти в разгар праздника карнавалов Мади Гра.

При очень сильном различии в системах образования в России и США существует, тем не менее, полноценная возможность проводить определенные аналогии и сравнения, которые являются, безусловно, обоюдно полезными при определенной заинтересованности. Обычно американцы отличаются большой степенью самодостаточности, но на волне активизирующихся процессов глобализации временами и у них возникает интерес к кооперации специалистов в идентичных общественно-значимых профессиональных сферах деятельности, в частности, в образовании.

Программа конференции включала различные разделы, затрагивающие наиболее проблемные сферы управления в образовании на уровне школьного района. Среди них "Родители и общество", "Управляющие школьными районами и школьные советы", "В фокусе — трудовые вопросы", "Роль лидера", "Школьная реформа", "Достижения школьников и учеба", "Равновесие и благополучие", "Школы, гарантирующие безопасность и поддержку". "Выдающаяся лекция" — так обозначалось выступление особо заслуженных ученых, деятелей образования. "Вспомним Титанов" — под этим названием проходили встречи с "живыми легендами" истории страны, развитие которой задавало и направление совершенствования всей системы образования.

В первых темах отражена давняя традиция американского образования по формированию, поддержанию и использованию для развития системы связей с общественностью. И хотя вовлечение родителей и других представителей семей школьников в процесс управления качеством школьной жизни и образовательных результатов на основе волонтерства представляет собой достаточно новый аспект в развитии связей американской системы образования с обществом, на которое она работает, история школьных советов в управлении ключевыми процессами образования насчитывает не одно десятилетие.

Управляющие (суперинтенданты) школьных районов и школьные советы: партнерство через преодоление

Институт школьных советов активно развивался в системе американского образования в 70-х годах ХХ века. Однако существовали они уже в 40-х годах. Сегодня, когда и в нашей стране идет дискуссия по поводу предложений создать аналогичный американскому школьному совету общественный орган для демократизации управления образованием, нелишне окинуть хотя бы беглым взглядом накопленный опыт проблем и путей их разрешения в отношениях суперинтендантов (управляющих) школьных районов (в нашей системе соответствуют начальникам районного управления образования) и школьных советов, формируемых из уважаемых представителей американской общественности.

Нынешние времена для американского общества считаются там "трудными", что выражается в таких проблемах образовательной системы, как урезание ассигнований, сложности введения федеральной системы обязательного тестирования, обеспечения безопасности школьников, нехватка учителей и школьных администраторов, недостаток поддержки со стороны общественности. Они обостряют те проблемы, которые всегда были характерны для отношений между школьными советами и управляющими школьных районов. Вот как эти проблемы-вопросы формулировались на конференции:

— Как школьный совет и суперинтендант могут работать вместе для создания высоких академических достижений школьников несмотря на сегодняшние трудные времена?

— Уроки, давшиеся тяжелым трудом: неписанные правила отношений между управляющими школьными районами и школьными советами; как обеспечить хорошие деловые отношения и как спасти плохие.

— Как школьные советы и суперинтенданты, будучи лидерами школьного района, могут и должны работать вместе над проблемными аспектами современного общественного образования, чтобы ясно определить многочисленные заботы по их разрешению.

— Необходимость и ограниченность возможностей специальной подготовки будущих управляющих школьным районом к тем трудностям в организации взаимодействия со школьным советом, с которыми сталкиваются молодые суперинтенданты и для преодоления которых они нуждаются в обеспечении особой поддержки.

— Существует ли детальное практическое руководство для суперинтендантов по строительству тесного, продуктивного и длительного партнерства со школьными советами и практические пути поддержания этого партнерства?

— Переосмысление распределения власти и ролей в отношениях "школьный совет — управляющий школьным районом".

— Как усовершенствовать роль и структуру совета в целях обеспечения высокой результативности управления районом?

— Как с этими отношениями связано постоянное уменьшение количество желающих из среды школьных администраторов занять пост суперинтенданта школьного района? Их напряженность является отталкивающим от должности атрибутом? Или через развитие технологий их гармонизации можно повысить привлекательность должности?

— Как разработать справедливую и объективную совместную — школьного совета и управляющего школьного района — оценку предпринимаемых им действий?

— Как научиться составлять такой план действий (включая такие элементы, как консультирование, анализ и оценку, управление и менеджмент, проверку), который бы обеспечивал переход на более высокие уровни развития сотрудничества "школьный совет — суперинтендант"?

— Как натренировать способность суперинтенданта к проявлению автономии в век нарастания властных проявлений, когда движущей силой в управлении на районном уровне является принятие совместных решений? Каков разрыв между потребностью управляющего школьным районом в автономии и ее реальным уровнем? Каковы реальные стратегии сочетания автономии с учетом интересов соуправляющих структур и соучредителей?

Практически все перечисленные вопросы получили на конференции более или менее яркое и впечатляющее освещение. Изложение теоретических конструкций чаще всего сопровождалось рефлексивными рассказами практиков — управляющих школьными районами и педагогов — членов школьного совета об их ролях, ответственностях и отношениях. Такие презентации, видимо, традиционно проводились парами презентантов, что давало реальное ощущение живой "связи с общественностью", чего нельзя было так же прочувствовать в другом разделе конференции.

Родители и общество. Привлечение родителей и общественности к организации школьной жизни отражает демократические нужды общества. Поскольку недостаток поддержки общественности считается одной из проблем сегодняшнего дня, ее вовлечение в организацию работы школы считается необыкновенно актуальным и важным для развития образовательной системы: оно обеспечивает баланс и сочетание основных академических умений с навыками следования ценностям демократического общества.

В связи с этим большое внимание уделяется изменению отношений между семьей, школой и общественностью, разработке моделей программ вовлечения семей и общественности как участников процесса повышения достижений школьников, созданию возможностей развития сотрудников, затраты на которые возможно восполнить через институт волонтерства, строительству партнерства на основе сотрудничества с другими школьными районами и высшими учебными заведениями.

На конференции нас интересовали все темы, связанные с психологией управления и, таким образом, непосредственно или косвенно выходящие на проблематику PR-технологий образования. Уже в самом названии конференции "Лидерство в меняющемся мире" были выделены современные психологические подходы к совершенствованию управленческого потенциала образования.

Психология лидерства. Тема, представляя собой конструктивную альтернативу силовым принципам руководства, раскрывалась через освещение в содержании конференции различных аспектов ее реализации, практически ежедневно, через акцентирование задач развития видения руководителя и способности транслировать его и увлекать им, воодушевлять и вести за собой.

Рассматривались пути обеспечения качества самочувствия управленца в системе образования, в частности, проблема стресса в работе, ее масштабы, критически анализировались факторы, способствующие нарастанию его проявления. А также — инструменты и средства преодоления его негативных последствий, достижения равновесия между работой и жизнью, здоровьем и семьей и позитивной перспективы. Особое место было уделено юмору и его роли в повышении удовлетворенностью работой, создания более высокой продуктивности, снижению стресса и улучшения здоровья

Подытоживая перечисленные аспекты, можно увидеть, что все они замыкаются на психологию имиджа, целенаправленное формирование которого лежит в основе эффективного использования связей с общественностью для решения задач качественной работы и успешного развития образовательного учреждения и целого школьного района. Причем, очевидна их непосредственная зависимость от имиджа руководителя, его способности располагать к себе, вызывать доверие и симпатию.

Однако для обеспечения истинного влияния на события руководителю важно совершить переход от формирования "имиджа видимости" к созданию "имиджа сущности" (пользуясь терминологией П.С.Лернера), а для этого необходима поддержка и подкрепление. Она на конференции предлагалась в виде техники "коучинга" руководителей, которая позволяет поддерживать не только успех человека, но его самого на пути к нему, вдохновляет его на свершения и снабжает конкретными инструментами и средствами для достижения потаенных и нереализованных целей.

По каждому из направлений работы конференции использовались различные организационные формы. "Конференция внутри конференции" — такая форма постоянно предлагалась для презентации нескольких мнений по спорным вопросам. Часто преобладала форма презентации одного-двух авторов по проблеме со своим видением и подходами. В целом организационно конференция мало напоминает наши пленарные заседания, на ней приходилось постоянно пребывать в состоянии выбора, который и составлял основной принцип. Невозможно было быть во всех местах одновременно, чем-то приходилось жертвовать или пускаться в плавное путешествие из одной аудитории в другую, улавливая самую суть происходящего с тем, чтобы понять, насколько именно этот материал важен тебе.

В рамках конференции всячески заслуживает внимания опыт признания роли проявленной субъектности участников. Самое важное, что дает конференция, — предлагает научные подходы к решению типичных и нестандартных проблемных ситуаций, а также опыт управленцев со стажем для использования, возможность активного восприятия презентации на волнующую тему или участия в обсуждении, живое восприятие в сочетании с дополняющими его печатными материалами. Участнику остается всего лишь составить свою собственную программу, свой маршрут и выстроить свои собственные связи с окружающей его профессиональной общественностью.

Ах, да, о карнавале! Он жил своей жизнью на улицах Нового Орлеана.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.