search icoico arrow

Пьотр Пжитула: “Многие в Украине занимаются тем, что они называют пиаром”

Пьотр Пжитула: “Многие в Украине занимаются тем, что они называют пиаром”

С 25 по 27 мая в Днепропетровске проходил семинар по теме <Основные методы связей с общественностью>, в котором приняли участие преподаватели менеджмента вузов Кировоградской, Полтавской и Днепропетровской областей и бизнесмены.

Семинар организован Консорциумом по усовершенствованию бизнес-образования в Украине (СEUME), подписавшим соглашение о сотрудничестве с Агентством США по международному развитию. Главным партнером Консорциума является Университет Миннесоты, успешно применяющий богатый опыт для развития навыков управления государственным и частным бизнесом в странах с переходной экономикой. С СЕUME также сотрудничают Высшая школа бизнеса Университета Святого Томаса, Варшавская школа экономики и Варминско-Мазурский университет в Ольштине (Польша). Основная цель проекта - повышение эффективности учебных учреждений в Украине, предоставляющих менеджмент - и бизнес-образование. Консорциум сотрудничает с 40 украинскими школами бизнеса, университетами и политехническими заведениями, помогая им осуществлять учебные планы и создавать новые стандарты в образовании.

Семинар в Днепропетровске проводил д-р Пьотр Пжитула, профессор по вопросам рекламы и связей с общественностью госуниверситета Сент Клауд, штат Миннесота, США.

Профессор Пжитула имеет 20-летний опыт преподавания, а сейчас занимает пост директора госуниверситета Сент Клауд, специализируясь на PR в отделе массовых коммуникаций. Подобные семинары и тренинги он уже проводил в Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии. Лекции профессора Пжитулы всегда вызывали повышенный интерес у слушателей. Не стал в этом исключением и Днепропетровск.

- Какова цель Вашей поездки по Украине?


- Я приехал, чтобы провести для консорциума по усовершенствованию бизнес-образования в Украине семинар по ПР методом ПР. Перед Днепропетровском были Киев, Одесса, Симферополь. После Днепропетровска будут Харьков, Львов. В большинстве случае с людьми, которые приходят на семинар, очень интересно.

- Можно ли говорить о том, что ПР в Украине существует?

- Я надеюсь, что так оно есть на самом деле. Во всяком случае, многие люди в Украине занимаются тем, что они называют пиаром. Но только после семинаров они начинают осознавать, что они упускали цели своей работы. Многие же только на семинарах узнают о том, что такое ПР.

- А что не является пиаром?

- Иногда пиаром называют рекламу. Некоторые думают, что ПР - это продолжение маркетинга. Ни то, ни другое пиаром не является. Существует более 350 определений ПР. Согласно одному из них, ПР - это искусство менеджмента репутации. Бывшему президенту США Гарольду Вильсону принадлежит высказывание: "ПР - это организованная ложь". Действительно, в пиаре многих компаний очень много лжи. Но это определение Вильсона не охватывает всего пиара. В целом public relations - это функция управления, которая определяет качество внутренних и внешних отношений организации.

- Считается, что в Украине больше развит политический ПР, чем ПР бизнеса, продвижение товара. Вы увидели это?

- От участников семинаров я услышал, что ПР больше делается бизнесом. Но в Штатах все делают ПР - университеты, театры, ассоциации, правительство. В наших семинарах, проводимых в Украине, участвовали также политики. Они задавали очень специфические вопросы. Это часто выглядело так, будто они хотели получить консультацию.

- Какое место занимают ПР-специалисты в иерархии американской организации?

- Очень важное. И это я постоянно подчеркиваю на своих семинарах. Место этого человека очень значительное. Если он не всегда участвует в принятии решений, то существенно влияет на этот процесс. Он обеспечивает информацией, которая влияет на принятие решений. Специалист по ПР осуществляет практически все контакты - с местными властями, контролирующими органами, прессой, потребителями и пр.

- По некоторым оценкам, около 60% украинской экономики находится в тени. Нужен ли и возможен ли ПР в теневой экономике?


- Теневая экономика обязательно должна иметь ПР. В таких условиях организация должна адресовать свои сообщения очень многим структурам. В теневой экономике даже более необходим ПР, чем в легальной.

- Как вы относитесь к "черному" пиару?

- "Черный" ПР - это все равно ПР. Пусть он неэтичен, пусть он морально нечистоплотен, но это все равно ПР. Мы не можем игнорировать такие его формы. Мы должны уметь противостоять им.

- Есть ли стандартные правила для продвижения любого товара, любой услуги?

- Методы ПР одинаковы для любого товара. И в политическом пиаре, и в бизнесе используются стандартные правила. Различны только тактики, но стратегический подход общий. Поэтому не существует, например, такого понятия, как ПР банков. Существует просто ПР, который решает специфические для каждого бизнеса проблемы.

- Когда не нужен ПР, когда можно обойтись методами прямой рекламы, маркетиноговыми усилиями?

- Не бывает такой ситуации, когда бы вы могли сказать: "Нам не нужен ПР". Вы делаете ПР и в кризисной ситуации, и во время контактов с клиентами, и общаясь с прессой, и тогда, когда вы планируете деятельность компании. Но все время вы изучаете окружающую вас среду, пытаетесь увидеть потенциальные проблемы, найти потенциальных клиентов, нарабатываете нужные связи, которые потом, в кризисных ситуациях, могут пригодиться. В зависимости от размеров вашей организации вы можете иметь одного специалиста по public relations или сто, но заниматься имиджем компании должен хотя бы кто-нибудь. Работа над своим имиджем должна вестись постоянно.

- Но особенно актуальным ПР становится в кризисных ситуациях. Сейчас вся Украина, и в частности украинский президент, находятся в кризисной ситуации. Как специалист по ПР, какой выход из этого кризиса Вы бы посоветовали Президенту? Какую линию поведения ему следовало бы избрать, какие методы ПР помогли бы ему и его имиджмейкерам?

- Если бы я работал на вашего президента, я бы начал работать намного раньше. Тогда, когда появились первые свидетельства превышения власти. Теперешний же снежный ком проблем практически неразрешим. Я не знаю, насколько виноват Леонид Кучма, и виноват ли он вообще, но в самой стране и во всем мире почти все уверены в его виновности. И это обвинение будет висеть на человеке всю его политическую жизнь. А это проблема пиара и недоработка его имиджмейкеров. Они упустили начальный момент, а значит, опоздали.

- Какой имидж имеет Украина на Западе, в частности, в США?

- Оксана Баюл с ее известными проблемами, Кучма и Чернобыль - это то, что определяет Украину для среднестатистического американца. Это, конечно, не полная картина, но это сложившийся стереотип. И, принимая во внимание то, что Украина хочет присоединиться к НАТО, а впоследствии и войти в ЕС, необходима огромная ПР-кампания, чтобы сделать имидж Украины более привлекательным. Нельзя ждать, что Америка и Европа будут стремиться узнавать об Украине что-то новое, нужно самим проводить очень активную ПР-работу - менять мнение о стране, давать новые знания о ней.

- Могли бы Вы привести примеры удачных, на Ваш взгляд, ПР-акций в истории?

- Пример: история с Биллом Клинтоном и Моникой Левински. Это была очень, очень удачная ПР-кампания. Самой большой проблемой в этой истории было лжесвидетельство под присягой. За подобное преступление в США грозит заключение от 4 до 6 месяцев. Но, как вы знаете, Клинтон не только не пошел в тюрьму, но и сохранил свою популярность. Имиджмейкеры Клинтона свели всю историю к секс-скандалу, заставив забыть людей о лжесвидетельстве, хотя основная угроза импичмента возникла из-за лжи под присягой. И в конце года журнал "Time" на своей первой странице опубликовал фотографии самых популярных людей года - Клинтона и Джека Старра. Это самое яркое свидетельство эффективности проведенной ПР-кампании.

Второй пример эффективного пиара: в 1990 году Кувейт нанял ПР-специалистов, чтобы дискредитировать в глазах американского общества и политиков вторжение США в Кувейт. Эта кампания была очень эффективной. Кувейт заплатил за эту кампанию 11 млн. долларов. Вторжения не состоялось, хотя Джордж Буш очень хотел его. Но он был всего лишь президентом, и должен был работать со своим Конгрессом, правительством и обществом.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.